Выплата стимулирующих выплат работникам образования

Что такое стимулирующая, а не компенсационная выплата

Начисление компенсаций работникам является, по сути вынужденной мерой, так как связано с особыми, неблагоприятными условиями осуществления трудовых обязанностей. К таковым относится, к примеру, выплаты, связанные с вредными условиями труда. Важной характеристикой такого рода доплат является то, что они не ограничиваются в размерах.

Назначение же стимулирующих выплат связано со стремлением работодателя наиболее результативным образом использовать имеющуюся в его распоряжении рабочую силу, поощряя лучших сотрудников материально. В отличие от компенсационных выплат, размер стимулирующих ограничен и зафиксирован в определенном объеме в фонде оплаты труда.

Правовая основа

Российская трехсторонняя комиссия, занимающаяся упорядочением социально-трудовых отношений, в п. 16 «Единых рекомендаций», принятых в 2015 году протоколом № 12 определила принципы, применяемые к формализованным показателям и критериям, которыми должно руководствоваться, определяя, насколько эффективно и качественно трудился тот или иной работник. Оценка дается на основании принципов:

  • объективности. Размер поощрения должен зависеть как от индивидуальных достижений, так и от вклада в коллективный результат;
  • предсказуемости. Система назначения выплат стимулирующего характера должна быть такой, чтобы каждому работнику не составило труда просчитать, на какое поощрение можно рассчитывать по результатам личных и коллективных трудовых свершений;
  • адекватности. Размер поощрения должен быть соразмерен трудовому вкладу, внесенному работником в коллективные достижения;
  • своевременности. Поощрение нужно назначать после того, как достигнут результат;
  • прозрачности. Каждому сотруднику должно быть ясно, как определяются поощрительные выплаты.

Каждая организация вправе дополнять перечень критериев, на основании которых определяют, насколько эффективно трудился работник. Специальные структуры предоставляют право на определение критериев эффективности труда учредителям.

Специальная комиссия передает протокол собрания руководителю, благо, он входит в ее состав, что упрощает непосредственную передачу. Руководителем подписывается приказ о выдать вознаграждение сотрудникам согласно утвержденному комиссией предложению. В этом приказе обязательно наличие:

  • наименование учреждения/организации/предприятия;
  • данных поощряемых сотрудников;
  • даты и подписи руководителя.

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

Приказом Минтруда за № 167н в 2013 году были утверждены рекомендации, в которых стимулирующие надбавки бюджетникам были разбиты на группы в зависимости от:

  • интенсивности. Уточняющими показателями при назначении такой выплаты являются сложность выполненных работ, высокая результативность исполнения и особо важное значение;
  • качества. Расшифровывая такую формулировку, дополняют ее высокой квалификацией исполнителя и/или образцовым исполнением поставленного государством задания;
  • стажа. Доплату начисляют за стаж или выслугу лет.

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

Также выплаты могут назначаться в виде премий за отчетный период трудовой деятельности.

На общем собрании трудового коллектива вопрос о создании специальной комиссии и ее персональном составе выносится на голосование, результаты которого отображаются в протоколе, подписываемом сотрудниками или представителями подразделений крупного трудового коллектива. В обязательном порядке в состав комиссии включают:

  • руководителя и его заместителя;
  • представителя профсоюзной организации;
  • не менее трех членов трудового коллектива.

Для того, чтобы принять решение, достаточно собрать больше половины состава специальной комиссии.

На первом собрании комиссия выберет председателя, который распределит обязанности, будет проводить заседания и представлять на них подготовленные индивидуальные карточки работников. По проведении анализа представленных данных, убедившись в объективности оценок трудовой деятельности сотрудника, комиссия определяется с суммой выплат.

Решения, принятые комиссией, заносятся в протокол, подписанный каждым участником собрания по поводу распределения надбавок. В протоколе собрания обязательно наличие:

  • фамилий и инициалов членов комиссии;
  • даты и наименования учреждения/организации/предприятия;
  • личных данных вознаграждаемых сотрудников (в виде таблицы);
  • повестки дня
  • способа принятия решения. Оно может основываться на результатах голосования членов комиссии, результатах работы сотрудника и т. п.;
  • суммы надбавки.

За какой период осуществить предоставление надбавок решает руководство, основываясь на коллективном договоре (соглашении). Это могут быть выплаты:

  • за месяц;
  • календарный год;
  • установленный отчетный период.

Выдают их, как правило, вместе с зарплатой, хотя случается, что и отдельно.

Чтобы стимулировать трудовую и творческую активность членов коллектива, возможно предоставление:

  • премий;
  • вознаграждений;
  • надбавок;
  • доплат.

Каждое ведомство разрабатывает собственные рекомендации относительно того, как стимулировать трудовую деятельность, опираясь на уже называвшийся приказ № 818 Минздравсоцразвития за 2007 год.

Педагогам

Заработок разбивается на две части:

  • базовую – от 60%;
  • стимулирующую.

Распределение ФСВ происходит по оценочным листам, содержащим анализ деятельности каждого учителя. Количество набранных баллов зависит от:

  • своевременного повышения квалификации;
  • использования современных методик, в результате чего повышается успеваемость учащихся;
  • разработки методических материалов и планов;
  • ведения внеурочной работы с учащимися;
  • проведения кружков и секций;
  • подготовки к экзаменам и т. п.;
  • продолжительности непрерывного трудового стажа;

Учебное заведение самостоятельно определяет стоимость балла и выплачивает поощрения помесячно, за четверть (квартал) и за год. Что касается руководителя образовательного учреждения, то ему стимулирующие выплаты назначают, исходя из:

  • участия родителей в жизни школы и отсутствии жалоб;
  • привлечения молодых специалистов;
  • внедрения профильного обучения;
  • наличия программ работы с одаренными или обладающими особыми талантами воспитанниками;
  • показателей успеваемости, результатов ЕГЭ.

Минобрнауки письмом № 03-599 в 2008 году предложило ДОУ направлять на стимулирование труда 30-40% ФОТ. Установление и распределение ФСВ производится руководителем ДОУ, согласовывающим решение с органом самоуправления. Предоставляют поощрения сотрудникам, которые:

  • расширяют детский кругозор;
  • контактируют с родителями;
  • выявляют способности малышей;
  • используют и совершенствуют развивающие программы;
  • способствуют оздоровлению детей;
  • уделяют внимание детям, растущим в неблагополучных семьях;
  • создают элементы наглядного обучения и воспитания;
  • непрерывно проработали в дошкольном учреждении определенное время, как правило, не менее трех лет.
  • 60% ФСВ распределяется между воспитателями и педагогами, 40 % предназначается для выплат остальным сотрудникам. Руководители ДОУ получают поощрения от управления образования из фонда, централизованно сформированного муниципалитетом в размере 5% ФОТ.

ФСВ для работников высшей школы не превышает 30% ФОТ. На величину доплат дополнительно влияет, помимо показателей, используемых для оценки трудовой деятельности педагогических работников всех образовательных учреждений, наличие:

  • ученой степени;
  • научных публикаций, разработок;
  • участия и побед в конкурсах.

Работникам медицины

В медицинских учреждениях руководствуются при распоряжении ФСВ правительственным постановлением № 583 за 2008 год. В составленном локальном нормативно-правовом акте должны содержаться указания на:

  • источники поступления средств;
  • категории получателей;
  • порядок начисления;
  • величину ежемесячной надбавки от предпринимательской деятельности и обязательного медстрахования (ОМС);
  • правила, по которым оценивается работа, за которую начисляют поощрения.

В качестве основных показателей принято использование:

  • продолжительности стажа;
  • квалификационной категории;
  • повышения квалификации;
  • соблюдения стандартов оказания медпомощи. Главврач вправе приказом лишить сотрудника, нарушающего их, назначенного поощрения;
  • применения современных достижений в лечении больных;
  • уровня удовлетворенности пациентов предоставленной помощью;
  • наличия обоснованных жалоб на работу;
  • наличия взысканий.

Работникам культуры

Начисление регулярных и единоразовых выплат сотрудникам учреждений культуры основывается на показателях:

  • качества работы;
  • профессионального мастерства и классности;
  • продолжительности непрерывного трудового стажа в соответствующих учреждениях;
  • наличия степени, звания;
  • выполнения работ, признанных в качестве особо значимых.

В качестве заключения отметим, что государство заботится о своих гражданах, предоставляя финансовую помощь каждому нуждающемуся в ней.

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2020 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:

  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

За что полагаются надбавки

В общем виде порядок начисления и выплаты поощрительных надбавок можно свести к следующим последовательным шагам:

  1. Выработке соответствующего положения. За основу, как правило, принимается предложенная в правительственном постановлении № 2190-р за 2012 год программа, нацеленная на улучшение системы заработной платы.
  2. Формированию специальной комиссии.
  3. Выработке комиссией рекомендаций относительно поощрения сотрудников за определенные достижения.
  4. Изданию приказа, основанного на рекомендациях специальной комиссии.
  5. Осуществлению выдачи вознаграждений в соответствии с приказом.

При разработке положения о стимулирующих выплатах предполагается:

  • создать сбалансированную систему показателей, по которым измеряется результативность трудовой деятельности;
  • установить вознаграждения в зависимости от показателей эффективности;
  • исключить применение недейственных поощрений, добиться подлинно стимулирующего характера надбавок за качество труда;
  • добиться того, чтобы экспертная оценка качества трудовой деятельности была независимой и объективной.

Документ, разработанный для назначения стимулирующих надбавок, должен содержать информацию относительно:

  • периодичности;
  • сроков;
  • размера;
  • критериев;
  • категорий в штатном расписании, на которые распространяются поощряющие выплаты.

Так как ст. 192 ТК установлено, что лишать работника, совершившего дисциплинарный проступок, всей суммы поощрительных выплат нельзя, то в положении о стимулирующих надбавках необходимо указать, при каких недочетах премию полагается снижать. Как правило, в таком перечне находится место:

  • нарушениям дисциплины труда и ПВР;
  • невыполнению требований, изложенных в должностной инструкции;
  • ненадлежащему качеству выполнения работ или услуг;
  • нарушениям норм техники безопасности и санитарии;
  • отсутствию заботы о сохранности оборудования и имущества;
  • наличию жалоб, признанных обоснованными независимо от их формы. Устной или письменной.

Руководство устанавливает их, взяв в качестве критериев:

  • профессиональное мастерство;
  • добросовестное отношение к труду;
  • новаторство;
  • какие-либо достижения в труде;
  • высокую производительность.

В разработанном в качестве локального нормативно-правового акта положении о поощрительных выплатах содержатся показатели оценки результативности труда и указывается количество баллов, которые они могут дать сотруднику. Сумма вознаграждения будет зависеть от:

  • величины фонда стимулирующих выплат (ФСВ), устанавливаемого в размере от 30% относительно фонда оплаты труда (ФОТ);
  • общего количества баллов, набранных всеми сотрудниками;
  • личной суммы баллов.

Она подсчитывается путем умножения последнего показателя на стоимость одного балла, полученную в результате деления ФСВ на общее количество баллов, заработанных всеми сотрудниками вместе.

Педагогам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Приложение

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г.

Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой Кодекс);

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

Указов Президента Российской Федерации: от 7 мая 2012 г. N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”; от 1 июня 2012 г. N 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы” и от 28 декабря 2012 г. N 1688 “О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р;

плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р (далее – Распоряжение Правительства N 722-р);

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (далее – Номенклатура);

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год и последующий период, утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. протокол N 11 (далее – Единые рекомендации);

Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрировано Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) (далее – квалификационные характеристики);

рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н в редакции приказа Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрировано Минюстом России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284);

приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре” (зарегистрировано Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204) (далее – приказ Минобрнауки России N 1601);

приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) (далее – приказ Минобрнауки России N 536);

методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (направлены в адрес субъектов Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02) (далее – письмо Минобрнауки России о разработке показателей эффективности).

1.3. Система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

1.4. Заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.

Какие виды выплат предоставляют для поощрения сотрудников

Педагогам

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2020 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Приложение

I. Общие положения

Организации – казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье.

Организации – бюджетные и автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Средства, выделенные на оплату труда работников за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания. При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам.

обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии;

обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

недопущения дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.

2.2. Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

– устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н;

– устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

– устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда – по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

– не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.

Кроме того, пунктом 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

2.4. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.1, 2.2 приложения N 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендуется осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

2.5. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

2.6. Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития N 216н).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы – без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

2.7. При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.

3.1. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы*, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

________________

* Нормы часов за ставку заработной платы в неделю учебной (преподавательской) работы – 18 час., педагогической работы – 20, 24, 25, 30, 36 час. (пункты 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников).

Выплата стимулирующих выплат работникам образования

При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

3.2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.

В 2020 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.

  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

Стимулирующая выплата в виде регулярной премии:

  • включена в систему оплаты труд;
  • учитывается в сумме среднего заработка;
  • начисляется с установленной периодичностью как определенный процент к окладу/тарифной ставке.

Присуждение единовременных премий осуществляется по воле руководства. Они:

  • персонифицированы;
  • не включаются в средний заработок.
  • большой стаж педагогической деятельности;
  • имеется выслуга лет за работу с детьми;
  • есть различные почетные звания и награды;
  • есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
  • подтвержденная категория квалификации по специальности.

Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.

Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.

За что законодательство предусматривает доплаты

Они назначаются:

  • при наличии у работника звания, категории, класса, ранга, ученой степени;
  • ввиду занимаемой должности;
  • за совмещение должностей;
  • ввиду того, что занимаемая должность требует особой подготовки и навыков.

Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:

  • помощь в получении квартиры или дома;
  • льготы для оплаты услуг ЖКУ;
  • единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.

Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.

Критерии выплат для педагогических работников в 2020 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector