Жестокое обращение с детьми – определение

Мифы и факты о жестоком обращении с детьми

Факт:

Физическое насилие является лишь одним из видов жестокого обращения с детьми. Пренебрежение и эмоциональное насилие могут быть столь же разрушительными для ребенка, а их меньшая заметность – значительно снижает шанс вмешательства в ситуацию третьих лиц и выявления проблемы.  

Жестокое обращение с детьми - определение

Программы профилактики сексуального насилия над детьми. Результаты

По данным последнего глобального обзора научных исследований…

Факт: Несмотря на кажущуюся очевидность такого мнения, мир все же не делится на «черное» и «белое». Не все эти родители вредят своим детям намеренно. Многие из них сами стали жертвами насилия в детстве, и просто копируют эту модель поведения на своих детях. Другие страдают от психических заболеваний, или от наркотической зависимости.

Факт: Жестокое обращение с детьми случается не только в бедных семьях или плохих районах. Эта проблема лежит вне расовых, экономических или культурных границ. Есть некоторые семьи, кажущиеся всем образцовыми, однако за дверями их домов скрываются очень неприглядные вещи. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Факт: Насилие со стороны незнакомых людей случается, однако в большинстве случаев агрессором является член семьи или ближайший друг семьи. 

Факт:

Да, эти дети находятся в группе 

риска

, и нередко бессознательно воспроизводят модель жестокого поведения на собственных детях. С другой стороны, многие взрослые, пережившие жестокое обращение в свой адрес, имеют очень сильную мотивацию уберечь собственных детей от того, через что прошли они сами, и потому становятся отличными родителями.

Несмотря на то, что жестокое обращение с детьми встречается во всех семьях, даже тех, которые выглядят очень благополучными для окружающих, все же есть некоторые обстоятельства, увеличивающие риск жестокого обращения с детьми.

Насилие в семье.

Насилие в семье, происходящее на глазах ребенка, является сильнейшим травмирующим фактором само по себе. 

Жестокое обращение с детьми - определение

Депрессия у подростков

Подростковая депрессия является серьезной медицинской пробле…

 Даже если мать делает все возможное, чтобы защитить своих детей от насилия, даже если отец не трогает детей никогда, но регулярно избивает мать – ситуация от этого не становится менее разрушительной. Если супруг начал регулярно избивать жену – лучшим способом защиты детей является разрыв такого брака. 

Алкоголь и наркомания.

Жизнь в семье с 

алкоголиком

 или наркоманом – трудное испытание для детей, и в любой момент может легко привести к жестокому обращению и безнадзорности. Пьяные родители не в состоянии заботиться о своих детях, принимать правильные родительские решения и контролировать свои, часто опасные, импульсы. Злоупотребление психоактивными веществами также зачастую приводит к физическому насилию.

Психическое заболевание члена семьи без адекватного лечения

. Родители, которые страдают от 

депрессии

, тревожных расстройств, биполярных расстройств или других психических заболеваний не всегда могут позаботиться о самих себе, тем более о своих детях. Психически больной родитель часто бросает своих детей без присмотра, или быстро вспыхивает беспричинным гневом. Адекватное лечение психического заболевания нередко позволяет избежать этих явлений и улучшает качество заботы о детях.

Отсутствие навыков воспитания детей. Некоторые родители не имеют самых базовых навыков ухода за ребенком и его воспитания. Например, родители-подростки могут иметь нереалистичные представления о том, что требуется для ухода за маленькими детьми. Или родители, которые сами были жертвами жестокого обращения в детстве, просто не представляют, что собственных детей можно воспитывать как-то иначе. В таких случаях школа родителей, психотерапия и группы поддержки родителей – способствуют приобретению необходимых родительских навыков.

Стресс и отсутствие поддержки. Воспитание ребенка – это серьезный труд, особенно если это приходится делать в одиночку, без поддержки со стороны семьи, друзей или общества; особенно если родитель испытывает серьезные финансовые трудности. Уход за ребенком с инвалидностью, особыми потребностями в уходе, или со сложностями в поведении – также является серьезной проблемой. Крайне важно получать эмоциональную и физическую поддержку в таких ситуациях.

Эмоциональное насилие над ребенком

Палки и камни могут сломать кости, но и слова способны причинить не меньшую боль. Эмоциональное насилие может серьезно повреждать психическое здоровье ребенка, нарушать его социальное развитие, и последствия таких психологических травм могут отравлять жизнь этому человеку до самой старости. 

Жестокое обращение с детьми - определение

Профилактика жестокого обращения с детьми. Гайдлайн ААР

Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatr…

 Примеры эмоционального насилия над детьми, включают:

  • Постоянные унижения, порицание и упреки в сторону ребенка.
  • Постоянное негативное сравнение с другими детьми.
  • Убеждение ребенка в том, что в нем нет ничего хорошего, что он «ничего не стоит», что он «плохой», что он является «обузой» или «ошибкой» родителей. 
  • Частые крики, угрозы или запугивание ребенка.
  • Игнорирование ребенка ради наказания, или из чувства отвращения у нему.
  • Ограничение физического контакта с ребенком: лишение его объятий, поцелуев, или других проявления родительской любви.
  • Проявление насилия при ребенке в отношении супруга, братьев или сестер, домашних животных.

Психологическое насилие и его последствия.

Психологическое насилие в отношении ребенка — самый распространенный вид жестокого обращения, какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью. Английский психиатр Донья Глазер (Glaser, Prior, 1997) полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит отсутствие или нарушение привязанности родителей к ребенку, отвержение, эмоциональное насилие, которое автор называет «особо коварным», причиняющим значительный ущерб развитию личности.

Психологическое насилие было выделено в отдельную категорию лишь в 60-е годы прошлого столетия. Это позволило по-новому подойти к классификации отдельных проявлений насилия и помогло понять специфику развития последствий жестокого обращения с детьми.

Мы придерживаемся следующего определения психологического насилия: это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка.

Есть и другие определения, например, М. Брассард и С. Харт (Brassard, Hart, Hardy, 1991) подчеркивают патогенную роль характера действий взрослых в отношении ребенка и их преднамеренность. По их мнению, психологическое насилие — это такое однократно или систематически повторяющееся поведение родителя или воспитателя по отношению к ребенку, в результате которого у ребенка создается впечатление, что он никчемный, порочный, нелюбимый, нежеланный, создающий угрозу и представляющий собой ценность только в связи с нуждами других.

Многочисленные проявления психологического насилия в отношении детей со стороны родителей, воспитателей, опекунов и других взрослых были сгруппированы в отдельные формы. Одна из наиболее распространенных классификаций, разработанная Американским профессиональным обществом помощи детям, пережившим насилие (APSAC), представлена ниже.

Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:

  1. враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
  2. высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
  3. превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

  1. помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
  2. оставление его в опасной ситуации;
  3. нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
  4. угроза совершения насилия над самим ребенком;
  5. угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

  • необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
  • необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

  • побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим;
  • формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
  • воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

  • нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
  • взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
  • отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье, причем оно может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери — он нежеланный, лишний, уже нелюбимый. феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности.

Исследователь феномена материнской депривации Дж. Боулби ввел термин «патогенное родительское воспитание», определяя его как ключевой этиологический фактор многих невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем. как отмечает Е.Т. Соколова, «до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь «острой» трактовки.

Сегодня, в свете накопленного опыта психотерапевтической работы, их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие».

В качестве примера патогенного родительского воспитания можно привести семьи, в которых эмоциональная депривация детей имеет форму игнорирования, то есть со стороны родителей отсутствуют проявления любви и привязанности, дети лишены эмоциональной стимуляции, с ними мало общаются, никто не интересуется их школьными успехами, друзьями, наконец, их безопасностью.

Такой принцип воспитания часто передается из поколения в поколение, как показывает опыт общения с родителями, допускающими психологическое насилие, большинство из них не признают этого. Просто они на своих детях воспроизводят опыт, который получили от собственных родителей, то есть действуют согласно «внутренней рабочей модели поведения».

Для детей из таких семей характерна пассивность, «эмоциональная тупость», низкая познавательная активность. По мере взросления в их поведении часто появляется агрессивность, для них характерны постоянные поиски различных «стимуляторов удовольствий». У одного 12-летнего подростка отмечалась сексуальная агрессивность по отношению к своей младшей сводной сестре.

Противоположность эмоциональной депривации — эмоциональный симбиоз, который также является формой психологического насилия и представляет собой чрезмерную взаимозависимость, связанную с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в другом, когда границы Я утрачиваются. У участника симбиотических отношений отсутствует потребность в собственной индивидуальности.

Пример из практики. Отношения матери, состоящей в разводе, с 8-летней дочерью характеризовались чрезмерной эмоциональной и физической близостью: девочка не имела собственной кровати, она спала или с матерью, даже когда в постели находился ее сожитель, или с подругой матери. В присутствии девочки мать с подругой обсуждали свои взрослые интимные проблемы, у них было своего рода соревнование за привязанность девочки.

Отношения зависимости, достаточно легко переживаемые детьми младшего возраста, приобретают совершенно новое значение для подростка, пытающегося «отделиться» от близких, сохранив при этом их любовь и привязанность. Если эмоциональные отношения, в которые был включен ребенок, осуществлялись по принципу нажима, давления, подчинения, то человек, интериоризировавший тот или иной паттерн «жертвы» в детстве, во взрослом состоянии делается зависимым от других людей — супруга, начальника.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Другой вариант — гиперсоциализирующее воспитание характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителя на успехах и достижениях ребенка, причем его реальные психофизические возможности недооцениваются или совсем не учитываются. Ребенок возносится на пьедестал, и если с ним случается какая-то неприятность, например, получает двойки в школе или, не дай Бог, подвергается сексуальному насилию, родители относятся к нему как к испорченной вещи, как к не оправдавшему надежды и чаяния, как к несбывшейся мечте.

Когда ребенок начинает учиться в школе, происходит резкое изменение социальной ситуации развития, изменяется окружение ребенка, требования к поведению, преобразуется его основная деятельность. От того, насколько ребенок сможет ориентироваться в новых условиях, зависит его взаимодействие с учителями, сверстниками, его успеваемость, эмоциональное состояние и в итоге — психологическая безопасность. В настоящее время стали много говорить о насилии в школе, но эта проблема остается малоизученной.

Случаи агрессии в школе по отношению к учащимся со стороны сверстников с трудом поддаются учету. Очень часто администрация школы, где произошел инцидент, предпочитает тихо замять случившееся, переводя ребенка, подвергшегося нападкам сверстников, в другое учебное заведение или на домашнее обучение. Таким образом, пострадавший становится жертвой вдвойне.

Психологическое насилие по отношению к учащимся могут совершать и учителя. С.Д. Дерябо (1997) очень верно определил образовательную среду как «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем как позитивных, так и негативных». Для образовательной среды характерны авторитарный стиль общения учителя с учеником, наличие «полосы отчуждения», то есть возникновения напряжения между ними, отсутствие эмпатии, приоритет корпоративных интересов над интересами учащихся, стремление во что бы то ни стало «защитить честь школы».

Невыполнение базовых родительских обязанностей

Детская безнадзорность – крайне распространенный тип жестокого обращения с детьми. Она заключается в невыполнении родителями самых базовых функций, таких как достаточное питание ребенка, одежда, средства гигиены, или родительская забота. Детская безнадзорность не всегда очевидна. Иногда родитель может внезапно потерять способность ухаживать за ребенком, из-за серьезной травмы, депрессии или тревоги. Но чаще всего безнадзорность и оставление ребенка в опасности связано с злоупотреблением алкоголем или наркотическими препаратами.

Дети старшего возраста могут не показывать посторонним людям признаки безнадзорности, они иногда берут на себя функции заботы о родителях. Но их собственные физические и эмоциональные потребности остаются неудовлетворенными.

Физическое насилие над ребенком

Физическим насилием называется нанесение телесных повреждений, травм ребенку. Это может быть как результатом преднамеренной попытки причинить вред ребенку, так и непроизвольным последствием безудержного гнева. Это также может являться результатом суровой дисциплины; таких методов, как порка ремнем, или других телесных наказаний, которые являются неуместными ввиду возраста ребенка или его физического состояния.

Многие родители и опекуны, применяющие физическое насилие в отношении детей, настаивают, что их действия являются лишь формой дисциплины, что они таким способом воспитывают ребенка. Однако есть четкая граница между использованием физического наказания ради дисциплины и физическим насилием над ребенком: воспитание ребенка, обучение его отличать добро от зла – не должно сопровождаться хроническим страхом.

Непредсказуемость

.

Ребенок никогда не знает, что спровоцирует физическое наказание и гнев родителя. В семье нет четких границ или правил. Ребенок вынужден постоянно пребывать в страхе, поскольку не уверен, что следующее его действие не спровоцирует родителя на побои. 

Жестокое обращение с детьми - определение

Подростковые суициды. Анализ причин

Исследование показывает, что самоубийства в подростковом воз…

Зависимость от степени гнева.Тяжесть физического наказания зависит от степени гнева и мотивируется желанием утвердить контроль, а вовсе не соотносится со степенью проступка, не вызвана мотивацией любви и обучения ребенка .Чем злее сегодня родитель, тем сильнее тяжесть побоев – родитель словно вымещает свою злобу через рукоприкладство.

Использование страха, как регулятора поведения. Родители, которые используют физическое насилие, считают, что их дети должны бояться их. Они целенаправленно держат ребенка в страхе, чтобы он «не распоясался», и часто применяют для этого побои. Однако на самом деле они учат ребенка лишь тому, как избегать ударов и побоев, а вовсе не тому, как правильно следует себя вести, или в какую сторону следует развиваться их личности.

Проблема наличия стыда и вины у детей, подвергшихся сексуальным надругательствам

Сексуальное насилие над ребенком является самой трудной формой жестокого обращения, это связано с тем, что оно спрятано под толстым слоем тайны, вины и стыда. Важно понимать, что сексуальное насилие не всегда связано с генитальным контактом. Занятие сексом на глазах у ребенка, демонстрация ему сексуального материала, рассматривание гениталий ребенка без телесного контакта или съемки детской эротики или порнографии – также являются формами сексуального насилия.

Когда в газетах или по телевидению рассказывают о сексуальном маньяке, педофиле, похищавшем и насиловавшем детей – мы чувствуем справедливый гнев и ненависть. Но вы должны понимать, что обычно сексуальное насилие происходит совсем не так. Гораздо чаще опасность исходит от близкого родственника или друга семьи, от кого-то, с кем ребенок хорошо знаком, и кому он вполне доверяет.

Помимо физических повреждений, которые могут быть вызваны сексуальным насилием, эмоциональная составляющая вызывает мощную травму с далеко идущими последствиями. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, мучаются от чувства стыда и вины. Они очень часто считают себя виноватыми в случившемся, считают, что сами спровоцировали взрослого, и недооценивают его вину.

Стыд от пережитого сексуального насилия очень мешает гармоничному развитию ребенка. Такие дети испытывают массу тревог: они волнуются, что другие дети не поверят им, будет злиться на них, дразнить их; они боятся, что рассказав о происшедшем, они спровоцируют развод родителей. Из-за этих всех этих препятствий ложные обвинения от ребенка в сексуальном насилии, совершенном в отношении его – являются чрезвычайно редкими, поэтому если ребенок сообщил вам об этом – не вздумайте проигнорировать это заявление!

Что нужно делать, если у вас есть основания подозревать, что какой-то конкретный ребенок подвергается жестокому обращению в своей семье? Как вы можете повлиять на ситуацию? Или как реагировать, если ребенок напрямую обратился к вам за помощью и защитой от этой ситуации? Вы можете быть растеряны или подавлены, столкнувшись с такой ситуацией, и это совершенно нормально. Жестокое обращение с детьми – крайне сложная тема, ее очень трудно осознать и еще труднее изменить.

Однако, вам следует помнить, что если у вас получится остановить жестокое обращение с ребенком – вы сможете круто изменить его дальнейшую судьбу в положительную сторону. При разговоре с пострадавшим ребенок лучшее, что вы можете сделать – это спокойно заверить его в вашей безоговорочной поддержке. Если вы не можете найти нужных слов – пусть за вас говорят ваши дела. Помните, что жестокое обращение – чрезвычайная травма для ребенка. Ваша задача – успокоить ребенка и предоставить максимальную поддержку и помощь.

  • Избегайте отрицания, проявлений сомнений, и сохраняйте спокойствие. Новость о жестоком обращении с ребенком может показаться вам неправдоподобной, может шокировать и расстроить вас. Однако если вы покажете ребенку свое недоверие, шок или отрицание того, о чем он говорит – ребенок может немедленно испугаться, замолчать и вы потеряете всякий дальнейший контакт с ним. Будьте настолько спокойны и настолько участливы, насколько умеете. 
  • Не допрашивайте. Пусть ребенок расскажет вам сам, своими словами о том, что произошло. Не допрашивайте ребенка, не задавайте наводящих вопросов. Это может запутать и взволновать ребенка, и затруднить его дальнейший рассказ.
  • Убедите ребенка в том, что он совершенно не виноват. Рассказывать о таких вещах – крайне сложно для ребенка он нередко чувствует за собой вину за произошедшее, или за то, что он рассказывает вам это. Крайне важно убедить его в обратном: ребенок не виноват в произошедшем, и он поступил смело и правильно, рассказав вам об этом. 
  • Безопасность прежде всего. Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребенка окажется под угрозой, если вы попытаетесь вмешаться, оставьте эту работу профессионалам. Вы можете быть куда более полезны после вмешательства профессионалов, ваша поддержка в дальнейшем может быть крайне важна для ребенка. 

Признаки жестокого обращения с детьми

Чем раньше удастся прекратить жестокое обращение с ребенком, тем больше у него шансов на 

выздоровление

. Жестокое обращение с детьми не всегда очевидно. Однако заметив некоторые косвенные признаки жестокого обращения с ребенком, вы сможете выявить проблему и попытаться защитить ребенка от обидчика. 

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Разумеется, наличие таких симптомов само по себе не является неоспоримым доказательством того, что ребенок подвергается жестокому обращению. Но эти симптомы заставят вас насторожиться и присмотреться внимательнее к этой семье. 

  • Чрезмерная боязливость, тревога, сомнение или беспокойство о том, что он делает что-то неправильно. 
  • Вычурные крайности в поведении (слишком податливый, или слишком требовательный; чрезмерная пассивность, или напористая агрессия).
  • Отсутствие привязанности к родителю или опекуну.
  • Слишком взрослое поведение (забота о других детях) или слишком инфантильное поведение (раскачивание, сосание пальца, закатывание истерик).
  • Частые травмы или необъяснимые синяки, рубцы, или порезы.
  • Ребенок находится всегда «настороже», словно должно случиться что-то плохое. 
  • У травм ребенка явный насильственный «почерк», например ровный след от ремня, или следы от кулака. 
    Жестокое обращение с детьми - определение

    Рекомендации AAP по профилактике подростковых суицидов 2016

    Американская педиатрическая академия (AAP) обновила свои рек…

  • Ребенок уклоняется от прикосновений, вздрагивает при резких движениях, боится идти домой.
  • Носит несоответствующую ситуации одежду ради маскировки травм, например рубашку с длинными рукавами в жаркий день.
  • Неподходящая погоде, ситуации; или грязная одежда.
  • Постоянно низкий уровень личной гигиены (запах пота, спутанные немытые волосы и тд).
  • Физические травмы или болезни, по поводу которых отсутствует адекватное лечение.
  • Ребенок часто находится без присмотра, или играет в опасных местах, или занимается опасными для жизни и здоровья играми.
  • Часто опаздывает или прогуливает школу.
  • Проблемы при сидении или ходьбе.
  • Демонстрирует избыточные познания или чрезмерный интерес к теме секса, неуместный в этом возрасте, или даже пытается вести себя соблазнительно.
  • Прилагает большие усилия, чтобы избежать встречи с конкретным человеком, без видимой на то причины.
  • Не хочет переодеваться в присутствии взрослого, хотя раньше это не было проблемой; избегает физического контакта (например, объятий).
  • Инфекции, передающиеся половым путем, или беременность, особенно в возрасте до 14 лет. 
  • Побеги из дома.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector