Виды права пользования землей

Что такое право пользования земельным участком в России? Общая характеристика

Это право состоит в возможности фактически владеть, пользоваться либо распоряжаться земельным наделом, закрепленная законодательством. Существуют разные виды такого права для населения, а именно:

  1. постоянное бессрочное пользование;
  2. аренда;
  3. безвозмездное срочное пользование;
  4. пожизненное наследуемое владение;
  5. сервитут.
СПРАВКА:Сервитут

— право, которое позволяет ограничить пользование земельного участка.

Объекты и субъекты

Объект права собственности — земля, которая была передана в собственность субъекту, т.е собственник недвижимости имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться.

15 статья Земельного Кодекса гласит, что объектами являются:

  • наделы, право собственности которых принадлежит юридическим и физическим лицам;
  • участки, принадлежащие муниципалитету либо государству.

Субъект права собственности — лицо, владеющее земельным наделом. К этой категории относятся:

  • юридические и физические лица;
  • РФ;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципалитет.

Вид разрешенного использования влияет на то, можно ли строить на земле в городе капитальные объекты, назначение таких объектов и пр.

Для каждого вида земель целевое назначение разное, т.е земли запаса и земли населённых пунктов или поселений, к примеру, имеют значительное различие, поэтому разрешенное использование будет разное.

О том, что такое разрешенное использование ЗУ и как его изменить, читайте в отдельной статье.

Рассмотрим определения этих двух понятий:

  1. право постоянного бессрочного пользования — возможность безвозмездного пользования земельными участками, которую предоставляет государство для органов власти, для муниципальных учреждений, государственных организаций.
  2. Право безвозмездного срочного пользования — возможность пользоваться землей бесплатно на протяжении одного года. Предоставляется муниципальным и государственным учреждениям, органам местного самоуправления и пр.

    Если участок используется больше года, происходит предоставление права постоянного бессрочного пользования.

Отличием является то, что участком, полученным на основе бессрочного пользования, можно пользоваться неограниченный отрезок времени. А срочного — только год. Эти два вещных права схожи: предоставляются на безвозмездной основе и не предполагают распоряжения (дарение, продажа, аренда) ими.

Если чужой участок использовался такой промежуток времени, то по статье 234 Гражданского Кодекса, физические и юридические лица, которым был передан участок, имеют преимущественное право на приобретение надела во владение (платно либо бесплатно).

Статья 234. Приобретательная давность

  1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

    Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

  2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
  3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
  4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Основным условием будет использование по тому же назначению, по которому он использовался ранее.

Права на пользование наделами возникают по основаниям, которые установлены ФЗ, законодательством и подлежат госрегистрации.

Важнейшие основания — сделки, т.е административный правовой акт, который составляется при предоставлении участка срочное и бессрочное пользование. О том, в каких случаях следует оформлять акт на право пользования землей и как это сделать, читайте в нашем материале.

Ответственность придется понести, если вы нарушили свои обязанности (уничтожили участок, не соблюдали меры предосторожности и иные нормативы (экологические, противопожарные и прочие).

Размер штрафов зависит от допущенного нарушения и кем оно было осуществлено (физическим либо юридическим лицом).

Виды права пользования землей

Например за нецелевое использование предоставленной земли грозит штраф до нескольких процентов от кадастровой стоимости, при этом вне зависимости от цены в кадастре придется заплатить от десяти тысяч рублей.

Прекращение прав пользования принудительно происходит при:

  1. нарушении правил использования земельного участка.
  2. При нужде государства.
  3. По собственному желанию:
    • гражданин отказывается от земли по различным причинам;
    • покупка земельного участка.

Если вы хотите отказаться от земли, нужно подать заявление в исполнительный орган.

Принудительное лишение прав на земельный участок осуществляется исключительно после вступления в силу судебного акта о лишении прав пользования земельным участком.Изъятие можно предотвратить, если устранить выявленные нарушения.

Лишением прав на земельный участок занимается местный орган самоуправления.

О прекращении права бессрочного пользования земельным участком рассказано здесь.

Добровольно

  1. Написать отказное заявление, приложить выписку из ЕГРН (кадастровый паспорт, договор на основе которого предоставлялась земля, паспорт).
  2. Ждать один календарный месяц решение властей.

Принудительно

Виды права пользования землей

При выявлении нарушений вам выдается предупреждение и требование оплатить штраф. Если вы игнорируете требование уплатить штрафные санкции и исправить (время, которое дается на это указывается в предупреждении), дело передаётся в суд. Решение суда можно обжаловать.

Теперь вы основательно ознакомлены с правом пользования земельным участком. Информация из статьи поможет вам не допустить ошибок и избежать проблемных ситуаций.

1. Понятие и общая
характеристика государственного
управления в области использования и
охраны земель

2. Виды государственного
управления в области использования и
охраны земель и органы, осуществляющие
эти виды управления

3. Функции
государственного управления в области
использования и охраны земель:

  • государственный
    земельный кадастр

  • мониторинг земель

  • землеустройство

  • государственный
    земельный контроль

  • предоставление
    и изъятие земель.

1) цель государственного
управления в области использования и
охраны земель

2) требования,
предъявляемые к государственному
управлению в области использования и
охраны земель

3) юридические
основания данной проблемы

Виды права пользования землей

Цель государственного
управления

в области
использования и охраны земель

1)
местом управления среди других правовых
институтов земельного права

По своему характеру
гос. управление играет служебную роль
по отношению к праву собственности и
праву землепользования. Потому что
государство, предоставляя земельные
участки, изымая их, осуществляя гос.
земельный контроль, реализует тем самым
свои правомочия собственника ={amp}gt;
управление – это средство реализации
государством своих правомочий.

2)
задачами земельного законодательства

Требования,
предъявляемые к государственному
управлению

1)
целью управления

Виды права пользования землей

2)
характером объекта управленческих
отношений (т.е. характером земли как
эколого-экономической категории) ={amp}gt;
управление призвано обеспечить разумное
сочетание экономических и экологических
факторов (интересов).

Юридические
основания данной проблемы

1)
право государственной собственности
на землю

В советский период
земля находилась исключительно в гос.
собственности.

2)
право политического верховенства:
государство действует как политический
суверен, реализуя властные полномочия
на территории всей страны.

В советское время
эти основания находились на одном
уровне, выполнялись государством
одинаково. В настоящее время государство
остаётся крупным собственником, т.е.
значение первого основания несколько
снизилось, значение второго – осталось
прежним.

Гос. управление
осуществляется в отношении земли в её
триединстве; земли как главного
природного ресурса; земли, выступающей
основой жизни и деятельности народов,
проживающих на данной территории ={amp}gt;
управление должно быть гибким,
оперативным, соответствовать потребностям
современного времени (условиям рынка
и рыночной экономики).

Гос. управление
характеризуется динамизмом.

Виды права пользования землей

Динамизм проявляется
в том, что гос. управление не является
раз и навсегда созданной, застывшей,
аморфной категорией, оно претерпевает
различные изменения в зависимости от
тех преобразований, которые происходят
в обществе, экономике и земельных
отношениях. Происходящие преобразования
влекут изменения в системе управления,
меняются задачи и функции органов.

Государственный
комитет по земельной политике был
упразднён, а его функции частично
переданы Министерству имущественных
отношений, а другая, большая часть
функций передана Федеральной
государственной службе земельного
кадастра (в том числе передана функция
осуществления гос-венного земельного
контроля).

Государственный
комитет по охране окружающей природной
среды был упразднён, а его функции
переданы Министерству природных
ресурсов.

Государственное
управление в области использования и
охраны земель
– это исполнительно-распорядительная
государственная деятельность гос.
органов, направленная на реализацию
принадлежащих государству правомочий
собственника и носителя политической
власти на всей территории, направленная
на рациональное использование и охрану
земель.

  • ст.71,
    73 ЗК РФ

  • Положение
    о государственном земельном контроле
    (утв. Постановлением

Вторичное

(земельный участок
для установленных целей предоставляется
первичным землепользователем)

Пример вторичного
землепользования – служебный земельный
надел.

Виды права пользования землей

Служебный земельный
надел предоставляется отдельным
категориям граждан отдельных сфер
(работники промышленности, ж/д транспорта,
лесного хозяйства и т.п.). Основанием
для предоставления служит факт нахождения
работника в трудовых отношениях.
Работники получают служебный земельный
надел от администрации своего предприятия
на период своей работы в предприятии.
Исключение составляют пенсионеры,
инвалиды и т.п.

Субъекты права пользования землёй

Субъектом права пользования можно определить землепользователя, который владеет возможностью применять для работы участок земли на законных основаниях, в соответствии с правоустанавливающей юридической базой. У такого субъекта существует основание, в соответствии с которым, он получает доступ к земельному участку, владея им и препятствуя в его владении, другим лицам.

Субъективная сторона права пользования землёй опирается на желание и намерение лица, обрабатывать землю, осуществлять за ней надлежащий уход и извлекать из её свойств, пользу. Право субъекта устанавливается на основании правовой базы землепользования.

К ней относятся права возникновения условий владения или пользования земельным участком, которые определяют, посредством чего, осуществляется владение им. А также, правовая база, определяющая видовые отличия субъекта пользования, которые соответствуют видам права пользования землёй.

По источникам права пользования, субъект подразделяется:

  1. На субъект федерального значения, или централизованное звено, определяющее права пользования соподчинённых субъектов.
  2. На хозяйствующий субъект, или региональный муниципалитет, в ведении которого находятся земли территории региона, района, населённого пункта.
  3. На субъект землепользования – частное или юридическое лицо, осуществляющее обработку земель в соответствии с поставленными задачами, и пользующееся землями в соответствии с видами права обладания землёй.

Определение порядка пользования земельным участком

Этот вопрос требует специального рассмотрения. Однако необходимо определиться в том, что существует строгая дифференциация понятий «пользование» и «право пользования».

Право пользования, не ограниченное ничем, позволяющее беспрепятственно осуществлять на своём участке любую деятельность, имеется только у собственника земельного участка. Об устранении препятствий в пользовании мы писали в статье о негаторном иске.

Кроме этого, собственник, в отличие от остальных категорий землепользователей, имеет полноценное право осуществлять имущественные сделки. Остальные виды пользования ограничены существующим правовым регламентом.

Независимо от наличия или отсутствия этого права, многие граждане разбивают клумбы и цветники вокруг жилых помещений, за пределами территории, входящей в нормативы, предоставленные под строительство капитального жилого строения. Они не приобретали на подобные действия права, но пользуются частью земли, не принадлежащей им.

Достаточно часто, собственники дачных участков, прихватывают близлежащие бесхозные земли и осуществляют пользование ими. В сельской местности использование наделов, выделенных под огороды, практически не ограничено.

Казалось бы, от таких действий землепользователей, просматривается только выгода, ведь они не присваивают чужого достояния, а обрабатывают то, что было заброшено. Однако здесь существуют достаточно противоречивые моменты, некоторые из которых лишают как землепользователя, так и субъект хозяйствования, потенциальных преимуществ:

  1. Субъект хозяйствования не получает налогов с земель, которыми граждане пользуются, без определённого права;
  2. Землепользователь в любой момент может утратить возможность пользования землями, на которые не имеет права. Весь вложенный в обработку земель труд, будет безвозвратно утрачен;
  3. При имущественной сделке, землепользователь может выручить более крупную сумму, за право пользования землями;
  4. Возникает сбой в учётных кадастровых записях, так как обрабатываемые земли числятся в качестве неучтённых.

В перечисленных выше случаях, и аналогичных им, на используемые земли целесообразно оформлять права пользования. Тем более что это не представит большой сложности, а преимущества могут превзойти ожидания. Кроме этого, многие граждане не имеют земельных участков, но желают их приобрести.

Как правило, порядок пользования регламентируется определёнными нормами и правилами. Если у вас возникли претензии к лицам, нарушающим регламент пользования, вы имеете право:

  1. Обратиться в административную комиссию;
  2. Обратиться в суд.

Но в обозначенных инстанциях вопрос не обязательно будет решён в вашу пользу. Кроме нормативов пользования, существует принцип договорённостей, который обязательно будет принят во внимание.

Допустим, вы приобрели земельный участок, межевые границы которого используются соседями по участку, взамен этого они предоставляли бывшим владельцам доступ к водному ресурсу на своём участке. Но вы планируете провести работы по водоснабжению своего участка и не нуждаетесь в их услугах.

Вы требуете снести стену надворных построек, занимающую вашу межу. Они отстаивают своё имущественное право, ссылаясь на договорённости.

Если вы напишете жалобу в административную комиссию или пойдёте с жалобой в суд – ещё не факт, что ваши притязания сочтут правомочными.

С одной стороны вы имеете право пользования, с другой стороны – третьи лица пользуются по факту. В этом случае вам придётся перезаключить с соседями новый устный договор добровольно.

Возможен новый, существенный для вас обмен, а также – неплохой и достаточно выгодный вариант — обременение сервитутом. Он позволит соседям пользоваться межевыми границами, на выгодных для вас условиях, но только если причинённый вам ущерб не будет сочтён ничтожным.

Общие принципы
земельного права земельного
законодательства трансформируются по
отношению к конкретному институту.

Ст.1
ЗК РФ, ст.2
закона Свердловской области.

Виды права пользования землей

1)
Плановое и строго целевое использование
земель

Плановое
использование земель применительно к
крупным городам осуществляется через:

  • Генеральный план

  • в схемах планировки
    и застройки иных поселений

  • внутрихозяйственное
    планирование.

Нецелевого
предоставления земельных участков не
должно быть. Использование земельных
участков должно быть строго целевым.

2)
Хозяйственная самостоятельность
землепользователей

Современное
законодательство предоставило это
право всем землепользователям.

3)
Принцип устойчивости (стабильности)
землепользования

землепользователь
должен быть уверен, что при использовании
им принадлежащего ему участка ему никто
не помешает.

4)
Принцип равноправного развития различных
форм хозяйствования на земле

5)
Приоритет права землепользования.
Приоритет права пользования землями
особо охраняемых территорий.

6)
Использование земли как основы жизни
и деятельности народов.

Виды права пользования землей

Земли используются
в сельском хозяйстве и иных сферах
деятельности.

Участие граждан
в принятии решений, которые затрагивают
их права на землю.

7)
Принцип пользования землями в их
триединстве (триединой роли земли).

При проведении
с/х, строительных работ.

Перечисленные
принципы взаимосвязаны, находятся в
единстве. Нарушение какого-либо одно
из этих принципов, влечёт за собой
нарушение других.

5) принцип
разграничения гос. собственности на
землю на:

  • собственность РФ

  • собственность
    субъектов в составе РФ

  • собственность
    муниципальных образований.

Виды права пользования землей

6) принцип сочетания
общественных интересов и интересов
граждан.

В целом регулирование
земельных отношений осуществляется с
учётом общественных интересов, но при
этом должны быть обеспечены гарантии
каждого гражданина на свободное владение,
пользование и распоряжение своим
земельным участком (это вытекает из
ст.36 Конституции РФ).

Все принципы
взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся
в жизнь органами государства.

3. Содержание права пользования землёй

Пользование землёй
= использование земли, т.к. осуществляется
через эксплуатацию земли.

Содержание права
пользования землёй
– это совокупность прав и обязанностей
всех землепользователей.

Содержание права
пользования землёй проявляется
через фактическую эксплуатацию земельных
ресурсов, использование полезных
свойств земли.

Новый ЗК РФ
закрепляет права собственников, т.к.
они шире прав остальных (землепользователей,
землевладельцев, арендаторов). Но
подчёркивает, что многие права, имеющиеся
у собственников и иных землевладельцев
– одинаковы.

1)
использовать в установленном порядке
для собственных нужд имеющиеся на
земельном участке общераспространенные
полезные ископаемые.

К общераспространённым
полезным ископаемым относятся:

  • торф

  • глина

  • песок

  • пресные воды

  • гравий

Белая глина к
общераспространённым полезным ископаемым
не относится.

2)
возводить жилые, производственные,
культурно-бытовые и иные здания,
строения, сооружения в соответствии с
целевым назначением земельного участка
и его разрешенным использованием с
соблюдением требований градостроительных
регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных
и иных правил, нормативов.

На своём земельном
участке собственник может построить:

  • постройки,
    сооружения

  • жилой дом

  • склад для хранения
    выращенной с/х продукции

  • навесы для хранения
    техники.

На землях с/х
назначения имеются участки, которые
по непосредственному назначению
используются частично – это
пространственный операционный базис.

3)
проводить в соответствии с разрешенным
использованием оросительные, осушительные,
мелиоративные работы, строить пруды и
иные закрытые водоемы в соответствии
с установленными законодательством
экологическими, строительными,
санитарно-гигиеническими и иными
специальными требованиями.

4)
осуществлять другие права на использование
земельного участка, предусмотренные
законодательством.

Виды права пользования землей

Собственники
земельных участков имеют право
распоряжаться ими.

Перечень закреплённых
прав не является исчерпывающим.

Право на посадку
и выращивание с/х продукции.
Товаропроизводитель вправе распорядиться
своей продукцией по своему усмотрению
(ФЗ
“О
закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд”

от
2
декабря 1994 г.).
Для получения экономической прибыли
(дохода).

Собственник
земельного участка имеет право
собственности на посевы и посадки
сельскохозяйственных культур, полученную
сельскохозяйственную продукцию и
доходы от ее реализации.

Закрепляя круг
прав, земельное законодательство
возлагает на землепользователей
определённые обязанности. Это делается
для того, чтобы обеспечить рациональное
и эффективное использование земли.

Виды права пользования землей

Обязанности
землепользователей закреплены в ст.42
ЗК РФ.

1)
использовать земельные участки в
соответствии с их целевым назначением
и принадлежностью к той или иной
категории земель и разрешенным
использованием способами, которые не
должны наносить вред окружающей среде,
в том числе земле как природному объекту.

При предоставлении
земельных участков из категории земель
запаса определяется целевое назначение
земель: если земли предоставляются для
с/х – земельный участок переводится в
категорию земель с/х назначения, если
для строительства – в категорию земель
поселений и т.д.

2)
использовать предоставленные земельные
участки способами и приёмами, которые
не причиняют вреда окружающей среде

3)
своевременно приступать к использованию
земельных участков, предоставленных
для соответствующей цели. ЗК
РФ
и ГК
РФ
определяют сроки: для с/х и индивидуального
жилищного строительства – 3 года. Срок
может быть установлен в договоре.

Со стороны
государства предусматривается:

  • проведение
    государственного земельного контроля

  • проведение
    мониторинга земель

  • ведение
    государственного земельного кадастра.

4)
своевременно производить платежи за
землю.

5)
соблюдать при использовании земельных
участков требования градостроительных
регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных
и иных правил, нормативов.

Виды права пользования землей

6)
на землях с/х назначения к землепользователю
предъявляется требование сохранения
и повышения плодородия земель. Необходимо
не допускать деградации
и ухудшения плодородия почв на землях
соответствующих категорий.

ФЗ
“О государственном регулировании
обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения”
от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

7)
не допускать загрязнение, захламление,
зарастания земель сорняками и
кустарниками. Такие земли могут быть
изъяты из хозяйственного оборота.

8)
не
нарушать права иных землепользователей

9)
своевременно
предоставлять в соответствующие гос.
органы информацию о качественном
состоянии и охране используемых земель.
Такая информация необходима, чтобы на
уровне федерации, субъекта федерации
Правительство государства имело
представление о состоянии земельного
фонда. Для этого предусмотрено ведение
гос. земельного кадастра.

На землепользователей
могут быть наложены и иные обязанности.

Все права и
обязанности осуществляются в тесном
единстве и взаимодействии. Землевладельцы
используют права по собственному
усмотрению, но обязательно с

Виды права пользования землей

1)
целевое использование

2)
в рамках действующего законодательства.

Если землепользователь
отказывается от реализации принадлежащих
ему прав, то это не означает автоматического
отказа (неисполнения) обязанностей.

Процесс оформления

Так как все земли принадлежат Субъектам федерации РФ,вопрос оформления права пользования, находится в их ведении.

Обратившись в местную администрацию, вы сможете решить все вопросы, связанные с предоставлением обозначенного права. Для этого, необходимо написать заявление на имя главы администрации, с указанием причины вашего обращения.

Специальная комиссия (публичные слушания), рассмотрят ваш запрос и дадут положительный, либо отрицательный ответ. При положительном решении, вам выдадут выписку из постановления, на основании которой, вы оформите документы на право пользования.

Проводится в местном отделении кадастра, обязательно. Без проведения этой регистрации, любой, выданный вам документ, не приобретёт юридической силы. Она осуществляется, независимо от вида предоставленных правомочий. Регистрацию можно провести, придя лично и написав заявление, а можно выслать документы заказным письмом с уведомлением.

На основании регистрации вашего права пользования, будет произведена учётная запись, участку присвоят уникальный кадастровый номер, а вам выдадут:

  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство, удостоверяющее право пользования (собственности).

В выданном свидетельстве, должна быть представлена следующая информация:

  • Сведения о правообладателе;
  • Сведения о виде права обладания;
  •  Основные сведения об участке;
  • Дата выдачи, сведения о регистрации.

Если вы собственник, то с этим свидетельством впоследствии, можно осуществлять различные имущественные сделки, оформлять на свои земли наследование.

То есть свидетельство – один из наиболее важных документов, удостоверяющих ваше право.

К другим основным документам, относятся документы, определяющие основание для пользования участком. Они относятся к другой категории, и являются правоустанавливающими документами. К их числу будут относиться государственные акты на право пользования землей.

Этот документ выдаётся тогда, когда надел представляется землепользователю на основании решений публичных слушаний. Он может иметь различный статус. В некоторых случаях, он выдаётся при возникновении права пользования (собственности), а в других случаях:

  • При переходе из одного вида права обладания в другой вид;
  • При изменении категории земель, их назначения, разрешённого использования;
  • В процессе установления обременения, ограничения правообладателя сервитутом.

Он также относится к числу важнейших правоустанавливающих документов. Он выдаётся вместо государственного акта в том случае, если пользование землёй осуществляется по праву аренды земель. Он составляется по типовому образцу, с предусмотренными обязательствами и правами сторон.

Виды права пользования землей

Его вам нужно будет только внимательно изучить, подписать и пользоваться землями на основании его заключения.

Имейте в виду, что при заключении договора, в нём определяются ваши права, которые закрепляются за вами, в отношении пользования участком. Если вы имеете дополнительные притязания – определитесь в этом заранее. Юридическую силу права обладания, имеют только определённые пунктами договора, положения.

Плата за пользование

В юридической и
учебной литературе существует мнение,
что решение задач рационального и
эффективного использования земли
связано с институтом права землепользования.
Это положение верно, однако для тех же
целей существуют также государственное
управление, мониторинг земель, гос.
земельный контроль, ведение гос.
земельного кадастра.

В экономической
и юридической литературе высказывались
идеи о преимущественном подходе к
использовании земли с экономической
точки зрения (экономический подход).
Земля рассматривалась исключительно
как экономическая категория. Стремились
получить больше с/х продукции при
наименьшей затрате труда и средств.

Использование земли в процессе
производства (с/х, аграрного). Земля
используется и в рекреационных целях,
для строительства жилья и объектов
социально-культурного назначения.
Должна быть постоянная забота об
улучшении качественного состояния
используемых земель. Нельзя допускать
ухудшения земельных ресурсов, нарушения
земельного законодательства. Т.к. это
может привести к ухудшению продуктивности.

1)
в сельском хозяйстве требования сводятся
к получению с/х продукции, сырья для
перерабатывающей промышленности при
условии соблюдения правил о постоянном
сохранении качества земель и его
улучшения, сохранении плодородия земель
и охраны окружающей среды.

Виды права пользования землей

Хищническое
использование земель приводит к их
истощению, снижению продуктивности
с/х.

Экологический
фактор должен учитываться наравне с
экономическим.

В федеральной
целевой программе «Развитие земельной
реформы в Российской Федерации на
1999-2002 годы»
отмечалось, что за период с 1990 до 1998 г.
плодородие земель снизилось на 13%. В
землю необходимо вносить 1 млрд.
органических удобрений и 170 млрд.
минеральных удобрений, реально же
вносится только 17,5 млрд. минеральных
удобрений.

2)
для строительства и размещения различных
объектов, сооружений земли должны
выделяться и использоваться строго
согласно нормам расчёта. Если для
постройки требуется 2 гектара, то только
столько и должно быть занято, чтобы
остальные земли не были выведены из
хозяйственного оборота.

1.
организационные

Связаны с
осуществлением своих функций органами
управления:

  • проведение
    мониторинга земель

  • разрешение
    земельных споров

  • ведение гос.
    земельного кадастра

2.
правовые

Предполагают
правовое обеспечение устойчивости
землевладения, гарантии прав
землепользователей

3.
экономические:

  • освобождением
    от уплаты налога на землю (полностью
    или частично)

  • установление
    повышенных цен за экологически чистую
    продукцию (экологически

чистая продукция
направляется государством в детские
дошкольные учреждения)

  • предоставление
    льготных кредитов и ссуд.

Экономические
меры как стимул предусмотрены в ФЗ
“О
закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд”

от
2
декабря 1994 г.

Предусмотрен
порядок формирования федеральных и
региональных продовольственных фондов.

По контракту
предусмотрено 50% предоплаты. Из них 25%
выплачивается государством после
заключения контракта, 25% – после завершения
посевной кампании и появлении всходов.
Остальные 50% выплачиваются после того,
как начнёт поступать продукция. Гарантия
реализации произведённой продукции.

1)
повышение заинтересованности всех
землепользователей в рациональном
использовании земельных ресурсов

2)
сохранение и повышение плодородия
земель

3)
защиту земель от негативных последствий
производственной и иной деятельности

4)
улучшение окружающей природной среды.

Обеспечение
рационального использования земли в
современных условиях связано с введением
платности земли.

1)
стимулирование рационального
использования земли

2)
охрана и освоение земель

3)
повышение плодородия почв

4)
выравнивание социально-экономических
условий хозяйствования на земле

5)
развитие инфраструктуры в населённых
пунктах (особенно, в сельских).

Формы
платности земли

1)
земельный налог

2)
арендная плата

Постановление
Правительства РФ «О порядке определения
нормативной цены земли» от 15 марта 1997
г. № 319

Нормативная
цена земли
– это показатель, характеризующий
стоимость земельного участка определённого
качества и местоположения.

Нормативная
цена земли вводится для
выкупа земельного участка в предусмотренных
законом случаях, при передаче земли в
собственность, при получении банковского
кредита под залог и т.д.

Земельный залог

Земельный залог
– это форма ежегодных платежей за
землю, начисляемых для собственников,
землевладельцев, землепользователей
(кроме арендаторов) на основе ставок
налога.

Ставка земельного
налога –
это норма взимания данного налога с
единицы земельного участка определённого
целевого назначения.

Размер земельного
налога не зависит от результатов
производственно-хозяйственной
деятельности землепользователей (в
широком смысле – т.е. собственников,
землевладельцев, землепользователей).

Налог дифференцируется
по республикам, краям, областям.

Дифференциация
также проводится по категориям земель.

Читать:

  • Закон
    РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991
    г. (с изм.). Глава 4 (льготы).

  • «О
    плате за землю на территории Свердловской
    области» 1995 г.

  • ЗК
    РФ 2001 г.

Арендная плата

Арендная плата
– это форма текущих платежей за
пользование землёй.

Согласно ст.65
ЗК порядок
определения размеров арендной платы;
порядок, условия и сроки внесения
арендной платы:

  • за земли, находящиеся
    в собственности Российской Федерации
    – устанавливаются Правительством РФ

  • за земли, находящиеся
    в собственности субъекта РФ –
    устанавливаются органами гос. власти
    субъекта РФ

  • за земли, находящиеся
    в собственности муниципальных
    образований – устанавливаются органами
    местного самоуправления

  • за земли, находящиеся
    в частной собственности – устанавливаются
    непосредственно в договоре аренды.

Арендная плата
может взиматься
отдельно (только за арендованный
земельный участок) либо в составе общей
арендной платы за всё арендованное
имущество.

Земельный налог
и арендная плата учитываются в доходах
и расходах соответствующих бюджетов
отдельной строкой.

1)
на финансирование мероприятий по
землеустройству, ведению мониторинга
земель и кадастра

2)
на финансирование мероприятий по охране
земель и повышению их плодородия

3)
на освоение новых земель

4)
на инженерное и социальное обустройство
территории (строительство дорог, линий
электропередач, связи, газо- и
водоснабжения).

Земельная реформа
началась с подготовки правовой базы,
правового фундамента. На
этом этапе были приняты такие законы,
как

  • Закон «О социальном
    развитии села»

  • закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. “О
    земельной реформе” (в настоящее время
    утратил силу)

  • закон РСФСР «О
    крестьянском (фермерском) хозяйстве»
    от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время
    утратил силу)

  • ЗК РСФСР от 25апреля
    1991 г. (в настоящее
    время утратил силу)

  • Конституция РФ
    1993 г.

  • Указ Президента
    РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 “О неотложных
    мерах по осуществлению земельной
    реформы в РСФСР”

  • Указ Президента
    РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 “О регулировании
    земельных отношений и развитии аграрной
    реформы в России”

  • Указ Президента
    РФ «О реализации конституционных прав
    граждан на землю». 1997 г.

  • Постановление
    правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О
    порядке реорганизации колхозов и
    совхозов»

В настоящее время
действуют:

  • ФЗ «О государственном
    земельном кадастре» от 02 января 2000 г.

  • ЗК РФ 2001 г.

  • ФЗ «О землеустройстве»
    от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ

  • ФЗ «О разграничении государственной
    собственности на землю» от 17 июля 2001
    г. № 101-ФЗ

  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
    назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

  • ФЗ «О крестьянском
    (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года
    № 74-ФЗ

  • ФЗ «О личном
    подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года
    № 112-ФЗ

Она включает в себя ежегодные налоговые вычеты, если земли находятся в пользовании на основании:

  • Собственности;
  • Постоянного (бессрочного) пользования;
  • Пожизненного наследуемого владения.

Обычно она не превышает 0,3% от общей кадастровой стоимости, в редких случаях достигает 1,5%. Арендная плата устанавливается договором, но может изменяться на основании дополнительных соглашений, если договор долгосрочный.

Использование земли более 15 лет

Гос. управление
в области использования и охраны земель
связано с управлением иными сферами
экономики страны. Например: с гос.
управлением сельским хозяйством,
агропромышленным комплексом (там земля
используется как главное средство
производства). Такое управление сельским
хозяйством осуществляет Министерство
сельского хозяйства. Гос. управление
в области использования и охраны земель
связано с управлением другими природными
ресурсами (недро-, водо-, лесопользованием).

Гос. управление
в области использования и охраны земель,
с одной стороны, характеризуется
единством, с другой – дифференциацией.

1)
единством самого земельного фонда РФ
(ст.7 ЗК РФ)

2)
единством принципов земельного
законодательства как ориентиром в
правовом регулировании земельных
отношений

3)
единством задач земельного законодательства

4)
единством свойств земли

Дифференциация
обусловлена
делением единого гос-венного земельного
фонда РФ на составные части (категории).
Каждая категория имеет свою специфику
управленческой деятельности.

Необходимость
разработки и принятия кадастра была
обусловлена такими факторами, как

  • изменение
    политической системы в обществе

  • начало проведения
    экономических реформ (в том числе и
    земельно-аграрная реформа)

  • признание земли
    имуществом, хоть и особого рода

  • включение земли
    в хозяйственный оборот

  • установление
    объективной платности земли и др.

В
связи с принятием этого документа
утратило юридическую силу Положение

о порядке
осуществления государственного контроля
за использованием и охраной земель в
РФ 1993 г.

В соответствии с
названными актами главной задачей
контроля является обеспечение соблюдения
всеми гос. органами и организациями, а
также гражданами требований земельного
законодательства в целях рационального
использования и охраны земельных
ресурсов. Это обеспечение не зависит
ни от формы собственности, ни от формы
хозяйствования на земле.

земельный контроль

государственный

общественный

производственный

общегосударственный
специальный

1)общегосударственный

Осуществляется
теми же органами, что и общегосударственное
управление земельными ресурсами.

2)специальный

Осуществляется
ведомственными специальными органами.

ФСГЗК, Министерство
природных ресурсов и его территориальные
органы, Министерство сельского хозяйства,
Министерство здравоохранения и его
санитарно-эпидемиологическая служба;
Министерство путей и сообщения –
применительно к отдельным землям.

Объединяющим
органом является ФСГЗК, она координирует
всю деятельность других органов.

2.
общественный земельный контроль

Осуществляется:

  • общественными
    инспекторами,

  • органами
    территориального общественного
    самоуправления (при их наличии на
    данной территории)

  • гражданами.

Это контроль за
соблюдением требований по рациональному
использованию и охране земель.

3.
производственный контроль

Проводится
собственниками земельных участков,
землепользователями, арендаторами в
процессе проведения производственно-хозяйственной
и иной деятельности. Данные лица обязаны
своевременно предоставлять информацию
о качественном состоянии используемых
ими земель. Они предоставляют информацию
в территориальные органы государственных
ведомственных органов.

Тема: Правовой
режим земель.

Правовая охрана
земель.

Правовая охрана
земель (цели, задачи, содержание)

Самостоятельно

Читать:

  • Конституция РФ
    (ст.1, 9)

  • ЗК РФ (глава 2,
    ст.12 – 14)

  • ФЗ «О государственном
    земельном кадастре» от 02 января 2000 г.

  • Положение об
    осуществлении мониторинга земель от
    28 ноября 2002 г.

  • ФЗ “О
    государственном регулировании
    обеспечения плодородия земель

сельскохозяйственного
назначения” от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
(ст.1)

  • Закон Свердловской
    области от 29 декабря 1995 г.

№ 40-ОЗ “О
регулировании земельных отношений на
территории Свердловской области”

  • Учебник Боголюбова
    или Жарикова.

До 70-х гг. в СССР
проблема охраны земель рассматривалась
с позиции охраны государственной
собственности на землю.

После процесс
охраны именно земли получил больше
внимания.

В настоящее время
правовая охрана земель – это одна из
основных задач земельного законодательства.

В настоящее время
земельный фонд РФ составляет 1 млрд.
708,5 млн. гектаров земельных ресурсов.
Однако качественно земли сильно
различаются. Около 30 млн. га земель
заражены, заболочены, заросли сорняками
и т.п.

Охрана
земель
– это система правовых, организационных,
экономических, технологических и других
мероприятий, направленных на рациональное
использование природных ресурсов,
предотвращение необоснованного изъятия
более ценных с/х земель из с/х оборота,
а также на защиту природных ресурсов
от вредных воздействий предприятий,
организаций, граждан с целью обеспечения
восстановления и повышения плодородия
земель.

Правовой режим
земель

Нормативная база:

  • ст.70
    нового ЗК РФ

  • ФЗ
    «О государственном земельном кадастре»
    от 02 января 2000 г.

  • ст.78
    – 79 Закона Свердловской области № 40-
    ОЗ (о гос.
    земельном кадастре говорится

в законах многих
субъектов федерации)

Такое закрепление
свидетельствует о том, что государство
придаёт кадастру исключительно важное
значение.

Кадастр
– это
инструмент, с помощью и посредством
которого гос. органы осуществляют
управление земельным фондом РФ.

Согласно
ст.4
ФЗ «О гос. зем. кадастре»
одной из целей создания и ведения
кадастра является информационное
обеспечение государственного и
муниципального управления земельными
ресурсами.

государственный
земельный кадастр–
это систематизированный свод
документированных сведений, получаемых
в результате проведения государственного
кадастрового учета земельных участков,
о местоположении, целевом назначении
и правовом положении земель Российской
Федерации и сведений о территориальных
зонах и расположенных на них (прочно
связанных с ними) объектах.

Территориальная
зона
– это часть территории, которая
характеризуется особым правовым режимом
использования земельных участков с
определением границ в соответствии с
земельным, градостроительным, лесным,
водным и иными законодательством.

Сведения,
которые включаются в Кадастр, должны
быть:

  • научно
    обоснованными

  • достоверными

  • необходимыми

  • открытыми
    (за некоторым исключением, ибо есть
    сведения, отнесённые

законодательством
РФ к категории ограниченного доступа).

1)
государственное и муниципальное
управление земельными ресурсами

2)
гос. контроль за использованием земель
и их охрана

3)
сохранение и повышение плодородия
земель

4)
землеустройство

5)
экономическая оценка земель

6)
установление обоснованной платы за
землю.

Земельный
кадастр ведётся на всей территории РФ
по единой методике, которая разрабатывается
Федеральной службой гос. земельного
кадастра совместно с другими
заинтересованными органами.

Ведение
земельного кадастра
– это последовательные действия по
сбору, документированию, накоплению,
обработке, учёту и хранению сведений
о земельных участках.

1.
документы основной группы

1)
Единый государственный реестр
земель Хранятся вечно, не подлежат
изъятию и

2)
кадастровые дела уничтожению ни при
каких условиях.

3)
кадастровые карты (планы)

2.
документы вспомогательного характера

1)
книги учёта кадастровых документов

2)
книги учёта выданных сведений о земельных
участках (сведения могут выдаваться
как бесплатно, так и на платной основе)

1)
документы, содержащие перечень земель,
относящихся к федеральной собственности

2)
документы, содержащие перечень земель,
относящихся к собственности субъектов
федерации

3)
документы, содержащие перечень земель,
относящихся к муниципальной собственности

4)
доклады о состоянии и об использовании
земельных ресурсов

5)
статистические отчёты

6)
аналитические обзоры

7)
справочные и иные информационные и
аналитические материалы.

Единый
государственный реестр земель и
кадастровые дела хранятся вечно и не
подлежат изъятию и уничтожению ни при
каких условиях.

Согласно
ст.15
ФЗ
кадастровое дело
– это совокупность скомплектованных
в установленном порядке документов,
подтверждающих факт возникновения или
прекращения существования земельного
участка как объекта государственного
кадастрового учета.

Документы,
содержащиеся в кадастровом деле,
являются основанием для внесения
соответствующих сведений о земельном
участке в Единый государственный реестр
земель.

Деятельность
по ведению земельного кадастра
осуществляется за счёт:

  • средств
    федерального бюджета

  • средств
    бюджетов субъектов РФ

  • части
    средств, получаемых в виде платы за
    предоставление сведений о земельных

участках.

Не
запрещено также использовать средства
из других источников, не противоречащих
законодательству РФ.

В развитие ФЗ «О
государственном земельном кадастре»
от 02.01.2000 г. Правительство РФ Постановлением
от 6 сентября 2000 г. (№ 660) утвердило
«Правила
кадастрового деления территории РФ».

Согласно этим
Правилам вся территория РФ подразделяется
на кадастровые округа.

Кадастровый
округ – это
часть территории РФ, в границах которой
осуществляется ведение государственного
реестра земель данного кадастрового
округа.

Как правило,
кадастровый округ соответствует
территории субъекта РФ в его границах.

Гос. реестр земель
кадастрового округа является основанием
и составной частью Единого гос. реестра
земель РФ.

Территория
кадастрового округа делится на
кадастровые районы.

Кадастровый
район – это
часть территории кадастрового округа,
в пределах которой осуществляется
кадастровый учёт земельных участков
и ведение государственного реестра
земель кадастрового района.

Как правило,
кадастровый район включает в себя
территорию административно-территориального
образования (адм.-террит. единицы) того
или иного субъекта РФ.

Территория
кадастрового района делится на
кадастровые кварталы.

Кадастровый
квартал –
это наименьшая единица кадастрового
деления

территории РФ.

Кадастровый
квартал включает в себя, как правило,
небольшие населенные пункты, кварталы
городской или поселковой застройки и
иные ограниченные природными и
искусственными объектами территории.

Каждому
кадастровому кварталу присваивается
кадастровый
номер.

Кадастровый номер
кадастрового квартала состоит из:

  • номера кадастрового
    округа,

  • номера кадастрового
    района в кадастровом округе и

  • номера кадастрового
    квартала в кадастровом районе.

Кроме
Правил кадастрового деления территории
РФ этим же Постановлением Правительства
от 06.09.2000 г. были утверждены «Правила
присвоения кадастровых номеров земельным
участкам».

«Положение
о государственной экспертизе
землеустроительной документации»

(утверждено
Постановлением
Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №
214).

6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями

Право в целом
характеризуется системностью.

В реальных жизненных
условиях для принятия решения бывает
недостаточно норм одной отрасли права.
Требуется субсидиарное применение
норм, т.е. совместное применение норм
из разных отраслей права.

Земельное
право взаимодействует с такими отраслями
права, как

  • экономическое
    право

    (например, по охране земли, т.к. земля
    занимает ведущее место в природном
    комплексе)

  • гражданское
    право
    (по
    институту права собственности,
    гражданско-правовой ответственности
    за совершение земельных правонарушений)

  • аграрное право
    (по институту права землепользования)

  • административное
    право (по управлению земельными ресурсами
    и по линии административно-правовой
    ответственности за совершение земельных
    правонарушений)

  • уголовное право
    (по составам экологических преступлений)

  • другие отрасли.

Такое взаимодействие
необходимо.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector