Стабилизирующие и компенсирующие выплаты это

Нормативно-правовое регулирование

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 №822

О выплатах компенсационного характера в федеральных, бюджетных, казенных учреждениях (разъясняет их)

Занятым в отраслях с тяжелыми климатическими условиями:

Ст. 144-148 ТК РФ

Указывает категории лиц

Определяет повышенный размер оплаты их труда

О надбавках работникам, которые заняты в отраслях с особыми, вредными или опасными условиями

Ст. 147 ТК РФ

Закон РФ от 19.92.1993 №4520-I

О выплатах компенсационного характера, которые предоставляются работникам, трудящимся в зоне Крайнего Севера и районах со схожим климатом

Перечень, утвержденный Советом Министров СССР (далее – Совмин СССР) от 10.11.1967 №1029

Ст. 150-154 ТК РФ

О надбавках за труд по совместительству, ненормированному рабочему графику

Ст. 165 ТК РФ

О разовых денежных возмещениях

Раздел VII ТК РФ

Указывает гарантии и компенсации:

  • при направлении работника в командировку;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных учреждениях, соискателям ученых степеней;
  • лицам, которые стали безработными не по своей вине

Ст. 170 ТК РФ

Указаны случаи, при которых компенсации должны выделяться из средств федерального или местного бюджета

Указ Президента РФ от 30.05.1994 №1110

О ежемесячной господдержке для социально уязвимых категорий граждан

Постановление Правительства РФ от 04.08.2006 №472

О возмещениях матерям при ликвидации работодателя

Постановление Правительства РФ от 03. 11.1994 №1206

О компенсациях, положенных:

  • учащимся, которые находятся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • женщинам (и другим родственникам), осуществляющим уход за своим ребенком;
  • неработающим женам сотрудников противопожарной службы, ОВД, если отсутствует возможность их трудоустройства

Лицам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными:

Указ Президента РФ от 26.12.2006 №1455

О порядке начисления пособий

Указ Президента РФ от 26.02.2013 №175

О размере компенсаций родителю, у которого есть ребенок-инвалид или родственник – инвалид с детства, нуждающийся в обслуживании

Пострадавшим в экологических катастрофах и при авариях техногенного характера:

пп. 2, 3 постановления Правительства РФ от 03.03.2007 №136

О порядке начисления и размере ежемесячных пособий

Закон РФ от 15.05.1991 №1244-I

Федеральный закон РФ (далее – ФЗ РФ) от 26.11.1998 №175-ФЗ

ФЗ РФ от 10.01.2002 №2-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.12. 2004 №1411

О размере индексации возмещений

Вынужденным переселенцам и меняющим место жительства согласно программе переселения соотечественников:

Постановление Правительства РФ от 10.03.2007 №150

О порядке оказания финансовой поддержки

Указ Президента РФ от 22.06.2006 №637

Закон РФ от 19.02.1993 №4530-I

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №713

Возмещение провоза багажа и проезда семьям со статусом малоимущих

Возмещение ветеранам:

ФЗ РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ

Оплаты коммунальных услуг

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240

Приобретения протезов

Приказ министра обороны РФ от 13.01.2008 №5

Расходов, понесенных при погребении

Закон РФ от 15.05.1991 №1244-I

О порядке, размере назначения пособий

Федеральный закон РФ (далее – ФЗ РФ) от 26.11.1998 №175-ФЗ

ФЗ РФ от 10.01.2002 №2-ФЗ

Нормативно-правовое регулирование

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда включают в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, а также систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы, ежегодно разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Так, на 2012 г. соответствующие Рекомендации утверждены 27 декабря 2011 г.

При этом системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, разработанными (ст. 144 ТК РФ):

  • в федеральных государственных учреждениях – в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ – в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Теперь что касается выплат компенсационного характера. На сегодняшний день на федеральном уровне Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 {amp}lt;1{amp}gt; утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, а также Разъяснения о порядке их установления (далее – Разъяснения N 822).

  • тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • работа в местностях с особыми климатическими условиями (ст. ст. 148, 315 – 317 ТК РФ);
  • работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. ст. 149 – 154 ТК РФ);
  • работа со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречивание и рассекречивание, а также работа с шифрами.

К сведению. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений N 822).

Помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822).

Далее подробно рассмотрим особенности установления каждой из приведенных в перечне компенсационных выплат.

Учет выплат компенсационного характера

Страховые взносы. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 выплаты компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, являются одной из составляющих заработной платы работника, устанавливаемой трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя (автономного учреждения) системой оплаты труда. Иначе говоря, указанные выплаты производятся в рамках трудовых отношений.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ {amp}lt;6{amp}gt; выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, являются объектом обложения страховыми взносами. Другими словами, на выплаты компенсационного характера, установленные трудовым договором, автономные учреждения должны начислять страховые взносы во внебюджетные фонды. Причем абз. 2 пп. “и” п. 2 ч. 1 ст.

Бухгалтерский учет. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, выплаты компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются на подстатье 211 “Заработная плата” КОСГУ.

Проводки по отражению в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению заработной платы (с учетом выплат компенсационного характера) и страховых взносов во внебюджетные фонды представлены в п. п. 88, 131, 159 и 157 Инструкции N 183н {amp}lt;7{amp}gt;. Приведем их в таблице.

              Содержание операции              
    Дебет   
   Кредит   
Принятие обязательств в сумме начисленной      
работникам в рамках трудовых отношений
заработной платы (с учетом выплат
компенсационного характера) - основание
Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или
Расчетная ведомость (ф. 0301010){amp}lt;*{amp}gt;
0 109 60 211
0 109 70 211
0 109 80 211
0 109 90 211
0 401 20 211
0 302 11 000
Начисление страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС 
с заработной платы работников - основание
Справка (ф. 0504833) с приложением расчета
по нормам, установленным законодательством РФ
(в частности, Федеральным законом N 212-ФЗ) {amp}lt;*{amp}gt;
0 109 60 213
0 109 70 213
0 109 80 213
0 109 90 213
0 401 20 213
0 303 xx 000
Выдача из кассы автономного учреждения         
заработной платы - основание расчетно-платежная
ведомость, платежная ведомость или Расходный
кассовый ордер (ф. 0310002)
0 302 11 000
0 201 34 000
Перечисление автономным учреждением заработной 
платы сотрудников на банковские карты
0 302 11 000
0 201 11 000
0 201 21 000
Перечисление автономным учреждением страховых  
взносов во внебюджетные фонды
0 303 xx 000
0 201 11 000
0 201 21 000

Налог на прибыль. Начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни), производимые в соответствии с законодательством РФ в рамках приносящей доход деятельности, учитываются при исчислении налога на прибыль на основании п. 3 ст. 255 НК РФ.

В.Лахматова

Эксперт журнала

бухгалтерский учет и налогообложение”

  • деятельность при совместительстве профессий;
  • расширение зоны обслуживания;
  • повышение объемов работ;
  • исполнение обязанностей сотрудника в промежутках его периодического отсутствия на рабочем месте без освобождения от основной деятельности, определенной трудовым контрактом.
  • за полный рабочий день – не менее однодневной зарплаты (и не менее двухдневной, если трудовая деятельность производилась сверх месячной нормы времени);
  • за каждый час – не менее средней стоимости 1 нормочаса (руб./ч.) трудящегося (если он трудился сверх месячного лимита рабочего времени – не меньше, чем в двойном размере от стоимости 1 нормочаса).
  • за первые 2 часа – не менее, чем в полуторном размере (от средней стоимости часа трудящегося);
  • за последующие – в двойном.

Стабилизирующие и компенсирующие выплаты это

Суточный период с 22 до 6 часов считается ночным временем. Размер выплат компенсационного характера за трудовую деятельность в таких условиях составит не меньше 20 процентов от оклада за час работы занятого лица. Финансовые надбавки, которые установлены в процентном соотношении, применяются к зарплатам граждан без учета повышающих коэффициентов.

  • происшествие на Чернобыльской АЭС;
  • аварию на производственном объединении «Маяк» 1957 г.;
  • ядерные испытания на полигоне в Семипалатинске.
Компенсационные выплаты: минимальный размер

Компенсационные выплаты: ограничения

Учитывая разнообразие возможных компенсационных выплат, самые распространенные из них зафиксированы на законодательном уровне. Здесь установлен минимальный предел, ниже которого работодатели не имеют права платить своим сотрудникам за подобные работы:

  1. Если гражданин выполняет работу различной квалификации, минимальный уровень доплаты должен составлять не ниже разницы между разрядами выполняемой работы.
  2. Работа в праздничные и выходные дни оплачивается в удвоенном размере.
  3. Простой на предприятии, если отсутствует вина работника, оплачивается исходя из 2/3 его тарифа (оклада).
  4. Сверхурочная работа – первые 2 часа по тарифу в 1,5 раза превышающему обычный, а дальше по двойному тарифу.
  5. Доплата за работу в ночное время должна составлять не менее 20% от оклада работника. Ночным считается время с 22 до 06 часов утра.

В отдельных случаях на законодательном уровне могут устанавливаться ограничения по верхней границе выплат. В частности:

  1. Если необходимо трудиться во вредных или тяжелых условиях, уровень доплаты не будет превышать 12% оклада.
  2. Если работа выполняется в особо опасных или тяжелых условиях, максимально, на что может рассчитывать сотрудник – 24% доплаты.
  3. Совмещение должностей ограничивается размером доплат на уровне 50% оклада по совмещаемой работе.

Помните, на законодательном уровне устанавливаются только базовые компенсационные величины, а работодатель вместе с профсоюзами обязаны адаптировать их с учетом местных особенностей и финансовой возможности предприятия.

Выплаты по уходу за пенсионерами, инвалидами, детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

  • лица, чей возраст превышает 80 лет;
  • инвалиды I группы;
  • пожилые люди моложе 80 лет, если организация здравоохранения предписала посторонний уход за ними.
  • заявление ухаживающего и каждого нетрудоспособного (или его законного представителя);
  • выписка из акта медосвидетельствования;
  • заключение от органа здравоохранения о назначении ухода за пожилым человеком;
  • паспорта, трудовые книжки нетрудоспособного лица и того, кто ухаживает за ним;
  • согласие родителей или органов опеки (если гражданин не достиг совершеннолетия, но ему больше 14 лет);
  • документ из уполномоченного органа о том, что нетрудоспособному лицу не назначались компенсации.

Виды компенсационных выплат

В соответствии со ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и порядок их установления определяет Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Примечание. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ст. 209 ТК РФ).

Во исполнение этой нормы минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением Правительства РФ N 870 {amp}lt;2{amp}gt; – не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом утвердить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда п. 3 указанного Постановления Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития. Однако до настоящего времени такой документ не принят. В связи с этим указанное ведомство выпустило Письмо от 09.04.2009 N 22-2-15/4, в котором говорится, что до принятия нормативного правового акта, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжают действовать нормативные документы СССР, регламентирующие эти вопросы, а именно Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

Конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на таких работах, определяются работодателем самостоятельно в коллективном либо трудовом договоре с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда работникам в указанных местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особыми климатическими зонами считаются в нашей стране районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (далее – Перечень N 1029).

К сведению. С 1 января 2013 г. к районам Крайнего Севера будут относиться Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа (Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 170).

Стабилизирующие и компенсирующие выплаты это

Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. ст. 313 – 317 ТК РФ.

Так, в соответствии со ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним и местностях, положены государственные гарантии и компенсации, которые устанавливаются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время помимо Трудового кодекса в этом вопросе следует руководствоваться также Законом РФ от 19.02.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона N 4520-1). Однако до настоящего времени документ, регулирующий размеры и порядок применения районного коэффициента, не принят. Поэтому в силу ст.

423 ТК РФ до принятия соответствующего нормативного правового акта работодателям следует руководствоваться законами и иными правовыми актами РФ, а также законодательными актами СССР постольку, поскольку они не противоречат нормам Трудового кодекса. В части определения размера районного коэффициента на сегодняшний день следует руководствоваться положениями Информационного письма департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.

2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9 и ПФР России от 09.06.2003 N 25-23/5995. В нем систематизированы размеры районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Например, в Красноярском крае (г.

Данная информация доведена Федеральной службой по труду и занятости Письмом от 23.06.2006 N 946-6.

К сведению. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть утвержден предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ст. 316 ТК РФ).

Процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается за стаж работы в данных районах или местностях. Аналогично районному коэффициенту ее размер и порядок расчета устанавливаются Правительством РФ (ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона N 4520-1).

Соответствующий нормативный акт в настоящее время также не принят. В связи с этим при определении размера процентной надбавки к заработной плате на сегодняшний день необходимо руководствоваться Указами Президиума ВС СССР от 10.02.1960 “Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” и от 26.09.1967 “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”.

Конкретный размер процентной надбавки за работу в особых климатических условиях устанавливается сотруднику в зависимости от стажа его работы в указанных условиях. По мере увеличения трудового стажа увеличивается и размер процентной надбавки.

Для правильного расчета такой надбавки следует руководствоваться Разъяснениями N 3, утвержденными Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, и Приказами Минтруда РСФСР:

  • от 22.11.1990 N 2 “Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами” (далее – Инструкция N 2);
  • от 22.11.1990 N 3 “Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255”.

В свою очередь, продолжительность трудового стажа для установления процентной надбавки определяется в соответствии с Постановлениями:

  • Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера”;
  • Минтруда России от 16.05.1994 N 37 “Об утверждении Разъяснений “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия” (далее – Инструкция N 3).

Далее на примерах рассмотрим порядок определения размеров районного коэффициента и процентной надбавки.

Пример. Автономное учреждение расположено в г. Норильске (районный коэффициент – 1,8). За апрель 2012 г. работнику начислены следующие выплаты:

  • должностной оклад – 10 000 руб.;
  • вознаграждение за выслугу лет (выплачивается ежемесячно) – 2000 руб.;
  • материальная помощь – 1600 руб.

Кто имеет право на компенсационные выплаты по социальному обеспечению

Существует ряд лиц, которым выплачиваются компенсации государством – так называемая социальная форма выплат. К ним относятся:

  • люди, работающие и живущие на Крайнем Севере;
  • учащиеся ВУЗов, находящиеся в вынужденном академическом отпуске;
  • лица, которые должны ухаживать за нетрудоспособном членом семьи и поэтому не выходящие на работу;
  • граждане, потерявшие здоровье из-за техногенных катастроф (ликвидаторы Чернобыльской АЭС, проживающие на территории НПО «Маяк»).

В некоторых случаях государство берет на себя обязанность материально поддерживать определенные круги населения, выплачивая им ежемесячные, ежегодные или разовые компенсационные выплаты. Они по своей сути похожи на социальные пособия, но не тождественны им. Выплаты по пособиям намного выше, а их нормативной основой является федеральное законодательство. Социальные компенсации утверждаются актами и Приказами Правительства РФ. Суть компенсации – возмещение вреда, причиненного в связи с:

  • природными явлениями;
  • катастрофами;
  • тяжелыми жизненными ситуациями.

Выплаты на детей

Самая распространенная выплата на детей выделяется женщинам или мужчинам, находящимся дома по уходу за ребенком до времени достижения им 3-х лет, что прописано в Постановлении Правительства РФ номер 1110 от 30го мая 1994 года. Выплата составляет 50 руб. Примечательно, что с того момента размер компенсации ни разу не индексировался.

Когда в семье есть инвалид первой группы, или лицо старше 80 лет, которое нуждается в постороннем уходе, компенсация полагается члену семьи, который берет на себя обязанности по ежедневному обслуживанию, в связи с чем физически не может выйти на работу. Размер выплаты составляет 1200 р., родители ребенка-инвалида получают 5500 р. каждый месяц. Такая компенсационная выплата предоставляется на каждого нетрудоспособного члена семьи (инвалида или лица преклонного возраста).

Стабилизирующие и компенсирующие выплаты это

В конце прошлого года принят законопроект, в котором ежегодную инфляционную индексацию заменят единовременной выплатой в размере 5000 р. Это связано с проблемным состоянием российской экономики на фоне общего экономического кризиса. Общий бюджет компенсационных средств составит 221,7 млрд р. Это коснется пенсионеров по возрасту, и тех, кому положена пенсия по потере кормильца, инвалидности, страховым случаям, гособеспечению. Исключение составят пенсионеры, не проживающие постоянно в РФ.

Трудоспособные лица, которые не могут выходить на работу, потому что обслуживают и ухаживают за нетрудоспособными членами семьи (пожилыми, инвалидами), имеют полное право на выплату каждый месяц в размере 1200 р. (Постановление Правительства России номер 343 04.06.2007 г.). Тем, кто является получателем пособия по безработице, эта льгота не положена. При выходе на работу компенсация выплачиваться не будет.

Закон РФ №4530-I от 19 февраля 1993 года определяет денежную помощь лицам, которые были вынуждены покинуть дом в связи определенными причинами (война, катастрофы, враждебное окружение). Лицам, которые получили официальный статус вынужденного переселенца, полагаются следующие компенсации:

  • единовременное денежное пособие;
  • компенсация на приобретение билетов и перевозки имущества;
  • предоставление временного жилья

Этот вид пособий – законодательно установленное обеспечение, дополняющее систему государственной финансовой помощи. Оно предусматривается для лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы выделяются из средств государственного бюджета. Прочим лицам социальные пособия перечисляет работодатель.

  • Трудоустроенным женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за своими детьми младше 3 лет.
  • Супругам работников полиции и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ), мужья которых служат на удаленных территориях, где трудоспособные женщины не могут устроиться на работу из-за отсутствия вакансий. Им следует подать заявление, приложив к нему следующие документы:
  1. свидетельство о браке;
  2. выписку из кадровой службы о совместном проживании со своим супругом;
  3. справку о ведении трудовой деятельности жены (если она ранее была трудоустроена).
  • Студентам и аспирантам учебных заведений, по состоянию здоровья находящимся в академическом отпуске.
  • академического;
  • или по уходу за ребенком.

Компенсации в системе социального обеспечения

Существует классификация выплат по характеру периодичности: единовременные, ежегодные и раз в месяц. Получателями компенсаций от государства могут быть:

  • пострадавшие в техногенных катастрофах («Чернобыльская АЭС», МПО «Маяк»);
  • осуществляющие уход за инвалидами;
  • матери / другие родственники, растящие детей возраста до 3х лет;
  • студенты, которые ушли в академический отпуск;
  • неработающие жены военнослужащих;
  • члены семей погибших военных;
  • жители Крайнего Севера.

Учтите: все компенсационные выплаты производятся из бюджета работодателя. Трудовое законодательство описывает систему выплат сотрудникам, занятость которых изменились по требованию или вине нанимателя. Что относится к компенсационным выплатам:

  • направление по работе в другой регион;
  • командировки;
  • получение образования по рабочему профилю;
  • прекращение действия трудового договора по причинам, не зависящим от сотрудника;
  • назначение сотрудника на общественные и государственные работы;
  • непредоставление вовремя трудовой книжки в момент увольнения.

Компенсационные выплаты: кому полагаются

Законодательство определяет, что система соцобеспечения отвечает за компенсации:

  1. По уходу за ребенком дается члену семьи (жена, муж, опекун), которые растят детей до 3х лет.
  2. Лицам, которые вынуждены ухаживать за нетрудоспособными членами семьи.
  3. Жертвам техногенных аварий.
  4. Военнослужащим и членам семьи погибших при исполнении.
  5. Вынужденным переселенцам (единовременно на переезд и ежемесячное пособие).
  6. Инвалидам (компенсация взамен затрат на лечение, при отказе от автомобиля).
  7. Жителям крайнего Севера (компенсация на проезд к местам отдыха и выплата на момент переезда в Европейскую часть РФ).

Выплаты на детей

Сейчас существует возможность получить компенсацию по заключенным в доперестроечное время договорам страхования детей или жизни. После распада СССР эти страховки стали считаться недействительными, однако сейчас можно предоставить необходимые бумажные доказательства и получить компенсацию в кратном размере – он зависит от остатка по договору до 1 января 1992 года.

Лица, родившиеся до 1945 г., получают выплату в размере трехкратной суммы остатка вклада, после 1945 года – в двухкратном. Компенсацию могут получить наследники застрахованного лица. Обязательны для заявления следующие документы:

  • копия значимых страниц паспорта (2, 3, 5, 18-19);
  • страховое свидетельство или справка с работы, откуда начислялись взносы.

Узнайте об онлайн-сервисе для расчета налогов и формирования отчетности за сотрудников.

  • иметь детей, не достигших возраста 3 лет;
  • будучи безработной не получать соответствующего пособия;
  • во время увольнения находиться в отпуске по уходу за ребенком.
  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий факт ликвидации трудоустроившей ее организации;
  • справку о неполучении пособия по безработице из уполномоченного учреждения.

По мере поступления платежей, компенсации подразделяются на: ежемесячные, разовые, годовые. Виды материального обеспечения отличаются по категориям получателей: трудоустроенные, безработные и иные слои населения.

Основное деление выплат подразумевает компенсацию по ТК либо согласно социального обеспечения. Виды финансирования регулируются соответствующими правовыми актами.

Денежные компенсации по ТК РФ регламентируются согласно трудовому кодексу. Выплаты производятся через бюджет организации, в которой трудоустроен получатель. Российское законодательство расписывает схему финансирования сотруднику, чьи рабочие условия потерпели перемены. Изменения могут быть инициированы начальством целенаправленно либо случайно.

Компенсационные выплаты, регулируемые трудовым договором подразделяются на:

  • командировки;
  • повышение квалификации;
  • использование личного имущества в рабочих целях;
  • финансовое восполнение неиспользованного отпуска;
  • территориальная перемена места работы по требованию руководства;
  • направление на государственные, общественные работы;
  • просрочка выдачи трудовой книжки при увольнении;
  • завершение трудового договора без влияния работника (выходное пособие).

Рассмотренные выплаты не являются частью заработной платы, налогами не облагаются.

Компенсационные выплаты отличаются от определения социальных пособий размером, условием начисления. Первый вид направлен восполнить особые условия жизни:

  • критические жизненные обстоятельства;
  • техногенные аварии повышенной категории;
  • природные катастрофы (наводнения, ураганы).

Финансовые компенсации регулируются правовыми актами. Периодически список лиц, суммы, условия платежей обновляются. Выплаты бывают периодическими, единовременными.

Государственная ответственность за финансирование социально незащищенных жителей России распространяется на:

  • лица, пострадавшие вследствие аварий техногенного характера;
  • опекунам недееспособных граждан;
  • жителям и рабочим Крайнего Севера;
  • гражданам, осуществляющим уход за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • военным гражданам, членам семей, потерявших близкого родственника при исполнении;
  • людям с инвалидностью;
  • подневольный переезд — компенсируется дорога, выплачивается ежемесячная субсидия.

Выплаты на детей

Компенсация по уходу за ребенком выплачивается дополнительно родителям детей, не достигших трехлетнего возраста. Финансирование не является основным, ведь большинство женщин приступают к рабочим обязанностям после полутора лет декретного отпуска. Данный промежуток времени финансируется государственным бюджетом либо пособия выдает руководство.

Компенсационный вид материальной поддержки доступен любому лицу, осуществляющему непосредственный уход за малышом. Сумма ежемесячной помощи составляет пятьдесят рублей. Размер выплаты утвержден с 1994 года.

Группу лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными категориями, финансово поощряет государство. Ежемесячное пособие восполняет оплату труда. Для получения финансовой помощи опекун не должен быть официально трудоустроенным.

Материальная поддержка выдается опекунам следующих слоев жителей РФ:

  • людей, перешагнувших 80-ти летний рубеж;
  • инвалидов первой группы;
  • пожилых лиц, кому требуется постоянный уход по медицинским показаниям.

Величина компенсации составляет 1 200 рублей. Родители детей-инвалидов получают 5 500. Госпомощь полагается на каждого нетрудоспособного гражданина. Наличие нескольких упомянутых категорий умножает размер финансирования.

Инвалидам

Социальные выплаты компенсационного характера не являются стандартным регламентированным пособием. Материальная помощь лишь дополняет установленную сумму финансовых платежей.

Инвалидам полагаются выплаты для:

  • санаторно-курортной терапии;
  • содержание собаки-поводыря (незрячим);
  • транспортное техобслуживание;
  • технические реабилитационные средства;
  • компенсация топливных затрат.

Инвалидам-ветеранам обеспечивается компенсационное восполнение санаторного направления. Порядок подобной матпомощи — каждые два года. Сумма транспортных льгот составляет ежегодно порядка 800 рублей.

Инвалидам Великой Отечественной войны, боевых действий, положены льготы иного характера. Пособия регулируются ФЗ «О ветеранах».

Пенсионерам

Компенсационная выплата пенсионерам предусматривает единовременное финансирование. Фиксированный размер материальной помощи составляет пять тысяч рублей.

Категории жителей России, составляющих список получателей пенсий по:

  • возрасту;
  • потере кормильца;
  • вследствие ограниченных возможностей;
  • государственному обеспечению;
  • страховому случаю.

Военным людям компенсационные пособия предусмотрены при увольнении из-за профнепригодности и приобретенной инвалидности во время несения службы. Материальная поддержка членам семей устанавливается вследствие:

  • гибели военного во время служебной деятельности;
  • отсутствия рабочих мест для трудоустройства супруги;
  • смерти военнослужащего инвалида, получившего ограниченные способности вследствие рабочей деятельности.

Государственная материальная поддержка оказывается лицам, пострадавших после техногенных аварий, катастроф. Численность подобных явлений, участники которых получают компенсации, ограничена тремя видами:

  • Чернобыльская;
  • Семипалатинская;
  • авария на химкомбинате «Маяк».

Ликвидаторы и участники катастроф получают ежемесячную финансовую помощь. Величина поддержки индексируется.

Ветеранам

Помимо основных ежемесячных социальных пособий ветеранам войны, труда, госслужбы предусмотрены компенсационные выплаты. Финансирование распределяется с целью компенсировать:

  • протезы;
  • половину трат услуг ЖКХ;
  • родственникам погребение ветерана.

Лица, составляющие категорию трудоспособных граждан, но не имеющие место работы, удостаиваются материальной поддержки в редких случаях:

  • по уходу за ребенком до трехлетия малыша;
  • опекунам инвалидов;
  • студентам, взявшим академический отпуск;
  • супругам граждан, несущих военную службу вследствие отсутствия рабочих мест;
  • уволенным из-за ликвидации организации.

Переселенцам

Переселенцы составляют социальный слой жителей страны, получающий установленные льготы. Категория упомянутых граждан делится на два типа:

  • переселение по госпрограмме;
  • вынужденные.

Последняя категория состоит из лиц, сменивших родные края из-за серьезных обстоятельств: военных действий, опасного окружения, катастроф. Предоставление компенсационных выплат бывает нескольких видов:

  • единовременное;
  • дорожно-транспортные расходы;
  • временное обеспечение жильем.

Финансовые средства выделяются Федеральным бюджетом. Получить материальную поддержку можно после получения статуса вынужденного переселенца.

Компенсационные выплаты вынужденным переселенцам

  • перемещения на новое место жительства;
  • за провоз багажа и проезд;
  • оплаты государственной пошлины, установленной налоговым законодательством – она предусматривается при оформлении пакета документов переселенца:
  1. разрешения на временное проживание и получение гражданства;
  2. консульский сбор;
  • непосредственного оформления документов.
  • собственного имущества, которое осталось на прежнем месте жительства, при условии невозможности его возврата;
  • за проезд и провоз багажа, если семья признана малоимущей.

Выплаты ветеранам

  • военнослужащие – участники иных боевых действий;
  • передовики труда (лица с большим рабочим стажем);
  • лица, находящиеся на государственной службе.
  • возмещение трат, понесенных при оплате коммунальных услуг за жилье – в размере 50% от их общей стоимости;
  • приобретение протезов;
  • возмещение родственникам ветерана расходов, понесенных при его погребении.

Особенности налогообложения

Согласно гл. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) выплаты компенсационного характера подлежат налогообложению. Работодатель должен своевременно отчислять фискальные сборы в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС). Согласно п.2 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 №255-ФЗ компенсации, являющиеся частью зарплаты, облагаются взносами, которые подлежат уплате в Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС РФ). С начисляемых каждый месяц сумм надбавок к зарплате сотрудникам работодатель должен уплатить налог на доход физического лица (далее – НДФЛ).

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector