Собеседование на должность директора
Вопросы на собеседовании для руководителя: что оценивают?
Поиск сотрудника на любую должность является ответственным процессом, требующим тщательной подготовки. Но особую значимость имеет выбор человека на руководящую должность. Важно помнить, что к собеседованию готовится не только работодатель, но и потенциальный сотрудник, который, понимая всю ответственность, очень тщательно продумывает формулировки ответов, старается изучить каверзные вопросы, чтобы быть готовым к любому повороту в разговоре.
Необходимость привлекать управленца со стороны всегда несет определенные риски: как человек сработается со сложившимся коллективом, как отнесутся к нему сотрудники? Но бывает, что выдвинуть на руководящую должность кого-то из работающих в компании людей не представляется возможным. Единственным выходом становится открытие вакансии.
Оценка кандидатов ведется в несколько этапов. Резюме становится лишь базой, на основе которой собираются данные из самых разных источников: Интернета, статей в СМИ, рекомендаций и др. Если полученная информация устраивает работодателя, кандидат переходит на следующий этап отбора, состоящий из различного рода тестированиий, анкетирований, бесед с психологами и экспертами в области, где предстоит трудиться.
Завершающим этапом становится личная встреча, в ходе которой работодатель или менеджер по персоналу получают сведения, требуемые для принятия окончательного решения по кандидатуре потенциального сотрудника. Назвать её собеседованием можно только в самом общем смысле, ведь интервью с управленцем кардинально отличается от обычной беседы с соискателем рядовой должности. При грамотном подходе оно представляет собой целую стратегическую операцию, скрупулезно разработанную задолго до встречи.
При этом вопросы на собеседовании на руководящую должность можно разбить на несколько блоков, у каждого из которых своя зона информативной ответственности:
- Личностные особенности потенциального руководителя. Выявляются: правдивость сведений, стойкость убеждений, особенности общения, вызывает ли кандидат уважение, умеет ли адаптироваться к ожиданиям окружающих и пр.
- Аналитическое мышление. Выявляются: приоритет логики/интуиции, стратегии/тактики, быстрота реакции и способность к трезвому анализу ситуации даже при форс-мажоре.
- Деятельность в команде. Выявляются предпочтения в стиле управления: безграничная власть или адекватное отношение к делегированию полномочий, поощрения и наказания, какие методы мотивации работников приемлемы к использованию, отношение к мнению сотрудников и пр.
Важно заложить основы будущей честной и отрытой беседы уже в первые минуты знакомства, что позволит совершать поступательное движение. В итоге у HR-менеджера будет полное и соответствующее реальности представление о кандидате.
Базовые функции управленца
Важно сразу понять, сможет ли кандидат справиться с тем функционалом, который будет возложен на него в компании.
- Оценка способностей грамотного планирования
«Методы планирования, наиболее приемлемые для вас»
«Используете ли вы планировщики? Какие именно и почему?»
- Оценка организаторских способностей
Каковы приоритеты кандидата в организации работы, обладает ли он быстрой реакцией, сохраняет ли хладнокровие при возникновении чрезвычайных обстоятельств:
«Методы организации деятельности, которые вы предпочитаете. Как они зарекомендовали себя в вашей практике?»
«Ваши действия по выходу из проблемной ситуации, возникшей в ходе выполнения задачи».
- Оценка умения координировать действия подчиненных, делегировать функции
«Если перед вами стоит ряд задач, каким образом вы распределите их между подчиненными?»
«Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы вы могли поручить ему выполнение задачи?»
«Вы будете либеральным, демократичным или авторитарным руководителем?»
«Если работник не выполнил поставленную задачу, каким образом вы будете его мотивировать? Какие меры предпримете?».
Все вопросы руководителю на собеседовании должны быть конкретными, с привлечением примеров и ситуаций, а не абстрактными.
Личностные качества
Рекрутеры часто используют портретный метод, когда кандидата просят написать словесный портрет идеального начальника, а потом выявить наличие/отсутствие названных черт у самого соискателя (с его точки зрения).
Метод работает отлично, позволяя менеджерам по персоналу сразу понять, честен ли человек или отвечает заученными фразами о нацеленности на результат, целеустремленности, требовательности и пр.
В ходе собеседования с кандидатом на вакантную должность руководителя важно уточнить, обладает ли соискатель умением разрешать конфликтные ситуации, считает ли необходимым мотивировать сотрудников, какие методы для этого использует, что будет делать, если его управленческая методика окажется неэффективной.
Кстати, те, кто ищут сотрудников на руководящие должности, приоритетными качествами считают честность, этичность, умение выстраивать гармоничные отношения с подчиненными (не давить авторитетом, но и не позволять манипулировать собой). Уважение сотрудников должно быть заслуженным. Хороший руководитель берет на себя ответственность за действия подчиненных и обладает массой других важных характеристик, в перечень которых входит, в том числе адекватная оценка своих достижений.
Если в рассказе часто звучат фразы «я сделал», «мне удалось», «я добился», вероятнее всего, кандидат присвоил заслуги своих бывших подчиненных, не считая нужным упоминать об их роли в решении задач. Но и обратная ситуация, когда соискатель говорит только о важности командной работы, может стать сигналом для рекрутера: осознает ли кандидат свой вклад в общий успех, может ли он стать хорошим руководителем?
Вопросы «вне стандарта»
Не успеют рекрутеры составить список вопросов, которые позволяют получить максимум честной информации, как соискатели уже добывают его и учатся давать те ответы, которых ждет работодатель. Кандидаты предпочитают ограничиваться краткими ответами, а если и пускаются в рассуждения, то все они продуманы, поскольку тоже заготовлены заранее.
В таком случае собеседование теряет всякий смысл.
Особенно опасна такая ситуация при приеме на работу руководителя, которому будет поручен отдел компании. Поэтому все чаще рекрутеры сами ищут ответ на вопрос о том, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату на руководящую должность, чтобы суметь составить его портрет как профессионала-управленца. И приходят к выводу, что вопросы эти должны быть необычные, то есть не предполагать верного или неверного ответа.
Зато рассуждения кандидата позволяют рекрутеру понять: как быстро потенциальный руководитель ориентируется в нестандартных ситуациях, может ли он аргументировать свою точку зрения.
Вот некоторые вопросы, придуманные менеджерами, в задачи которых входит подбор персонала:
- «Как вы назовете свою автобиографию?»
- «Представьте, что вы – супергерой. Какая у вас суперспособность? Почему именно это?»
- «Если появится возможность путешествовать во времени, в какую эпоху вы отправитесь?»
- «Какой вопрос я задам следующим, как вам кажется?»
- «С кем из исторических деятелей вы хотели бы поужинать и почему?»
- «Оцените мой уровень как рекрутера».
Часто каверзные вопросы на собеседовании могут быть адресованы потенциальным руководителям проектов:
- «Заказчик желает видеть готовый результат через тридцать дней, ваша команда говорит, что потребуется не менее полугода. Ваши действия?»
- «У вас билеты на самолет, в котором вы всей семьей улетаете в путешествие, планируемое не один месяц. За несколько часов до вылета вам звонит сотрудник с сообщением о серьезной ошибке в проекте. Что делать?»
Потенциальному руководителю в сфере IT могут быть адресованы вопросы:
- «Что бы вы поменяли на своей предыдущей работе?»
- «Скучно на работе – с вами такое бывает?»
- «Вспомните свою самую главную неудачу. Кто её виновник?»
- «Ваши действия в новой команде».
- «Случалось ли вам ничего не понимать в проекте, который вели?»
Формальный подход к собеседованию остался в прошлом. Теперь теряют актуальность формы и методы, которые совсем недавно казались удачной находкой и открывали перед рекрутерами неограниченные возможности выявления качеств и характеристик кандидатов. Настоящее за нестандартными вопросами, сегодня они считаются лучшим методом оценки возможных руководителей.
Читайте нашу статью
«Удаленные сотрудники: экономия средств или ворох проблем».
Процесс подбора персонала в компаниях обычно регламентирован и зафиксирован для каждой позиции. В зависимости от уровня должности он может содержать разное количество стадий. Мы постарались собрать наиболее полную картину, своего рода справочник этапов подбора. Если он не совпадает с принятым в вашей компании порядком, смело вычеркивайте лишнее.
В разных компаниях компания принята разная практика приглашения соискателей на интервью столь высокого уровня. На первом собеседовании в кадровом агентстве или непосредственно в компании кандидат получает информацию о том, как будет проходить процесс отбора и узнаёт, включает ли обычная практика для его позиции разговор с топ-менеджером.
Чаще всего на интервью с первым лицом компании приглашают:
- руководителей департаментов и подразделений, которые подчинены ему напрямую;
- консультантов, экспертов, аналитиков, которые непосредственно работают с руководителем;
- сотрудников приоритетных для компании направлений;
- рядовых сотрудников мелких и средних компаний;
- сотрудников, приглашенных развивать новые для компании направления;
- линейных сотрудников по представлению непосредственного руководителя;
- персональных ассистентов и личных секретарей.
Руководители компаний, как никто другой, способны на неожиданные и нестандартные решения. А потому могут заинтересоваться любым соискателем. А значит надо быть готовым. Тем более процесс подготовки не таит в себе ничего сверхъестественного. По сути дела он ничем не отличается от тех действий, которые любой уважающий себя кандидат предпримет для подготовки к любому собеседованию.
- Освежите в памяти информацию о компании. Зайдите на корпоративный сайт, особое внимание обратите на миссию и стратегию, историю развития, выделите ключевые моменты. Посмотрите, что говорили или писали о них в СМИ. Вспомните и систематизируйте все, что вам говорили сотрудники на предыдущих этапах отбора. Компания — детище руководителя, предмет его гордости. Чем свободнее кандидат будет ориентироваться в вопросах о ней, тем благосклонней будет к нему отношение.
- Исследуйте информацию о рынке. Изучите отраслевые обзоры, ключевые тенденции, состав лидеров, прогнозы.
- Соберите информацию о руководителе. Используйте доступные источники:
- публикации в прессе,
- профили в социальных сетях,
- авторские статьи руководителя,
- записи выступлений на конференциях,
- информацию от сотрудников компании — рекрутера и линейного руководителя (если он есть) на собеседовании, предметного эксперта на тестировании, других сотрудников в кулуарах,
- используйте отраслевое сарафанное радио.
Вопрос | Краткая характеристика хорошего ответа |
Расскажите о себе. | Короткий, четко структурированный рассказ. Кандидат знает, в чем он хорош и говорит это в терминах вакансии и корпоративной культуры компании. |
Почему вы выбрали эту работу? Чем она вас привлекла? | Конкретный ответ, основанный на знании компании, рыночной ситуации. Акцент на достоинствах компании, новом опыте, любимом деле, совпадении требований компании и личных целей. |
Почему мы должны выбрать именно вас, чем вы лучше других претендентов? | Отказ оценивать других. Анализ опыта и достижений на предыдущих местах работы, приложение его к задачам вакансии и целям компании. Акцент на дополнительную ценность, которую соискатель может привнести в компанию. |
Расскажите о ваших слабых сторонах. | Признание недостатков, умение их использовать в мирных целях и компенсировать, а также рассматривать как точку роста. |
Почему вы ушли (или уходите) с предыдущего места работы? Что вас не устраивает? | Позитив и благодарность по отношению к предшествующим компаниям. Желание перемен, необходимость двигаться дальше, получать новый опыт. |
Есть ли у вас другие предложения о работе? | Если такие предложения есть, подчеркнуть заинтересованность именно в этой вакансии. Назвать причины или сослаться на ответ на вопрос 2. |
Чего вы хотите добиться на новом месте? | Нужно быть особенно осторожным при ответе на этот вопрос. Если кандидат претендует на позицию заместителя генерального директора не стоит говорить о карьерном росте. Как ни странно, но этого не стоит делать и в случае с ассистентом руководителя. Лучше уйти в область совершенствования компетенций. |
Кто может дать вам рекомендации? | Быстрый четкий ответ с указанием конкретных людей и их контактных данных. |
На какую заработную плату вы рассчитываете? или Устраивает ли вас предлагаемый компанией уровень дохода? | Хороший специалист знает себе цену. Можно совершенно спокойно называть сумму, которую вы получали на прошлой работе, как минимальную планку или среднее значение по рынку, которое можно посмотреть на работных сайтах. |
Как вы проводите свободное время? Ваши хобби и интересы? | Здесь важно не то, что говорит кандидат, важно как он это делает. С одной стороны жизнь вне работы должна быть и вызывать энтузиазм и вдохновение. А с другой стороны, если кандидат говорит о работе с гораздо меньшим рвением, это может наводить на мысли о том, что работа его не вдохновляет. |
Каким вы видите идеального руководителя? | Апеллируйте к профессионализму во всех его проявлениях и к тому, о чем говорит корпоративная культура компании. Не льстите. |
Эффективная коммуникация
Ваше умение быть хорошим управленцем заметят уже во время предварительного общения. Портрет будущего менеджера – грамотно составленное резюме, заполненные профили в социальных сетях. Проследите, чтобы там не было компрометирующей информации.
Внимательно изучайте вакансии. Следите за качеством электронной переписки с работодателями. Сохраняйте информацию об отправленных резюме: кому, когда отправили. Все, что нужно уточнить, – уточняйте без промедления.
Перед общением по телефону или видеосвязи составьте план беседы. Хорошо отдохните, приведите себя в порядок, чтобы выглядеть уверенно и спокойно.
Подготовьте собственные вопросы, которые зададите на собеседовании на руководящую должность. Соблюдайте баланс уверенного поведения и доброжелательности. Собеседник должен почувствовать в вас человека, способного контролировать ситуацию общения.