Россия суверенное государство характеристика

4.1.1. Понятие выборов, их виды и социальная функция

Выборы,
как и референдум, представляют собой
узаконенную форму прямого народного
волеизъявления, важнейшее проявление
демократии. Через выборы граждане
оказывают воздействие на формирование
органов государственной власти и тем
самым реализуют свое право на участие
в управлении государственными делами.

Конституция
Российской Федерации не содержит
специальной главы, посвященной организации
выборов в стране. Однако отсутствие в
ней такой главы вовсе не означает, что
в ее тексте не отражены основные положения
избирательного права Российской
Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие
исходные положения избирательного
права, закреплены в главах, посвященных
основам конституционного строя, правам
и свободам человека и гражданина, системе
органов государственной власти.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Основополагающим
законодательным актом такого регулирования
является Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».

Без
преувеличения можно сказать, что от
соблюдения и исполнения этого закона
зависит качественный состав депутатского
корпуса, его работоспособность и
принципиальность в решении государственных
дел. Собственно, это относится и к другим
высшим должностным лицам Российской
Федерации и ее субъектов, избираемым
российскими гражданами.

Исходя
из положений закона, граждане России
могут в полной мере воспользоваться
своим избирательным правом и теми
гарантиями, которые обеспечивают его
беспрепятственную реализацию. Собственно,
требованиями закона должны руководствоваться
все иные объединения, должностные лица,
кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели
в процессе проведения избирательной
компании.

Раскрытие
специфического содержания основных
терминов, применяемых в законе, позволяет
правильно использовать его нормы, понять
их смысл и практическую значимость.

Так,
раскрывая содержание термина «выборы
в Российской Федерации», Закон четко
фиксирует круг тех организационно-правовых
мероприятий, которое им покрываются.

Выборы
– это форма прямого волеизъявления
граждан, осуществляемого в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями
(уставами), законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных
образований в целях формирования органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или наделения полномочиями
должностного лица.

Политико-правовое
значение выборов нашло и свое
конституционное закрепление.

Это:

  • высшее непосредственное
    выражение власти народа, форма его
    прямого волеизъявления, источник
    политической силы народного
    представительства (ч. 2, 3 ст. 3 Конституции
    РФ);

  • способ реализации
    конституционных прав граждан избирать
    и быть избранными в органы государственной
    власти и органы местного самоуправления,
    участвовать в управлении делами
    государства (ч. 1,2 ст. 32);

  • наиболее доступное
    и распространенное средство осуществления
    местного самоуправления (ч. 2 ст. 130).

Разные уровни
выборов обусловливают выделение выборов
федеральных (на всей территории Российской
Федерации); региональных (на территории
субъекта Федерации); муниципальных (в
рамках муниципальных образований).

В зависимости от
того, какой орган избирается, выделяют
выборы представительных органов (выборы
парламентские, представительных органов
местного самоуправления) и выборных
должностных лиц (выборы президентские,
высших должностных лиц субъектов
Федерации, глав муниципальных образований).

В
случае, когда граждане голосуют
непосредственно за кандидата (список
кандидатов), выборы признаются прямыми.
Практика формирования органов
государственной власти в России знает
примеры непрямых (косвенных) выборов.
Половина членов Совета Федерации
Федерального Собрания РФ избирается
депутатами законодательных
органов государственной власти субъектов
Федерации.

Две
особенности отличают непрямые выборы.
Из процесса формирования органов власти
исключены избиратели. Правовое
регулирование таких выборов осуществляется
специальными законодательными актами,
а не нормами избирательного законодательства.

В
связи с истечением срока полномочий
органа или выборного должностного лица
назначаются очередные выборы. Досрочное
прекращение полномочий органа власти,
выборного должностного лица влечет
досрочные (внеочередные) выборы, Повторные
выборы проводятся по причине признания
очередных, досрочных (внеочередных) или
дополнительных выборов несостоявшимися
или недействительными.

Досрочное прекращение
полномочий депутата Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, депутата
законодательного органа государственной
власти субъекта Федерации, представительного
органа местного самоуправления
обусловливает дополнительные выборы.

Они связаны с
выбытием кого-либо из депутатов по
одномандатному избирательному округу,
что само по себе не влечет прекращение
полномочий всего органа власти, как это
имеет место при досрочных выборах.
Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации» от 12 июня 2002 г.

Избирательное
законодательство использует еще одно
понятие – общие выборы. Оно применяется
для обозначения выборов полного состава
соответствующего представительного
органа власти, а также при сопоставлении
с институтом повторного голосования.

Термин
«президент» происходит от латинского
pгаеsidens,
что буквально означает «сидящий впереди».
Видимо, в античные времена президентами
называли председательствующих на
различных собраниях. От этого
первоначального значения слова
«президент» впоследствии возникла
такая должность, как, например, президент
сената.

Однако в его нынешнем понимании
как главы государства термин «президент»
не употреблялся ни во времена греческой
и римской республик, ни в периоды
существования ранних буржуазных
республик в Англии и Нидерландах. Так,
в Англии, ставшей на короткое время
республикой, исполни­тельную власть
вместо свергнутого монарха на первых
порах осуществлял Государственный
совет. В Нидерландах полномочия
исполнительной власти также имел высший
коллегиальный орган.

В русле европейской
республиканской практики первоначально
проходил и процесс формирования
исполнительной власти в Соединенных
Штатах Америки. На первом этапе
американской государственности не
только законода­тельная, но и
исполнительная власть были сосредоточены
в одном представительном органе –
Континентальном Конгрессе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Весьма
скоро большинство политических деятелей
молодой американской республики пришли
к выводу о неэффективности деятельности
Конгресса по исполнению им законов и о
необходимости разделения законодательной
и исполнительной властей. При этом
делегаты Конституционного конвента,
собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для
принятия федеральной Конституции США,
сделали исторический выбор между
монархией и республикой.

Большинство
американцев, только что покончив с
господством британской монархии, были
решительно настроены против создания
у себя высшей исполнительной власти в
лице монарха, пусть даже с ограниченными
полномочиями. В силу этого поиски
формирования наиболее приемлемой формы
исполнительной власти пошли на конвенте
на основе республиканизма, предусматривающего
выборность всех должностных лиц.

После долгих
дебатов среди творцов американской
Конституции возобладало представление
о том, что высшая исполнительная власть
должна быть единой, т.е. сосредоточиться
в руках одного, а не нескольких должностных
лиц. Таким образом, в построении
федеральной исполнительной власти США
изначально утвердился принцип
единоначалия.

Россия суверенное государство характеристика

Глава федеральной
исполнительной власти в стране стал
именоваться, согласно Конституции,
Президентом Соединенных Штатов Америки.
Такое наименование главы государства
было связано не только с тем, что президент
ассоциировался с республиканской формой
правления, но и с тем, что в ряде
американских штатов в то время главы
исполнительной власти назывались
президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали
первой страной в мире, где возникла
должность президента, объединившая в
одном лице главу государства и главу
правительства. Кроме того, именно в США
зародился институт президентства как
один из важнейших институтов политической
системы. В отличие от других государств
того времени, где исполнительная власть
повсеместно имела монархический,
наследственный характер, в США главу
государства стали избирать в ходе
всеобщих выборов.

Первыми
последовали примеру США в установлении
президентской системы правления страны
Латинской Америки. Уже в первой половине
XIX
века под влиянием могущественного
северного соседа во многих южноамериканских
странах был учрежден пост президента.
В Европе эталоном государственного
устройства стала Великобритания, и в
ряде европейских стран утвердилась
парламентарная, или кабинетная, система
правления, при которой монарх оставался
главой государства, но исполнительная
власть осуществлялась премьер-министром
и его кабинетом министров, а правительство
становилось ответственным перед
парламентом.

Тема 5.1. Президент Российской Федерации

В Российской
Федерации институт президентства был
учрежден по результатам всенародного
голосования (референдума), проведенного
17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР
определялся специальным Законом «О
Президенте РСФСР», основные положения
которого затем были включены в текст
Конституции РСФСР.

В настоящее время
порядок избрания, компетенция и основания
прекращения полномочий Президента РФ
регулируются гл. 4 Конституции 1993 г.
Конституция не предусматривает принятия
отдельного закона о Президенте, однако
некоторые вопросы его статуса, деятельности
аппарата главы государства регулируются
специальными нормативными актами
(законодательством о выборах, об органах
государственной власти).

Вместе с тем
основную роль в регулировании и
организации деятельности института
президентства играют акты самого
Президента Р.Ф. Данное обстоятельство
вряд ли оправданно, поскольку основным
регулятором в названной сфере должен
быть закон.

Учреждение поста
Президента в России определялось рядом
объективных и субъективных факторов,
задачами усиления исполнительной
власти, повышения ее мобильности и
оперативности в принятии управленческих
решений, совершенствования механизма
реализации законов, укрепления
государственной дисциплины, законности
и правопорядка.

Введение этого поста
позволило покончить и с искусственным
соединением в рамках статуса бывшего
председателя Верховного Совета РСФСР
полномочий главы государства с правами
спикера парламента, что явно противоречило
принципу разделения властей. Известное
влияние на появление института
президентства в России оказало и
учреждение этой должности в СССР в 1990
г.

Правовой статус
Президента России основан на учете
мирового опыта организации президентской
власти. Как и во многих других странах,
имеющих институт президентства, в России
используется право отлагательного
вето, дающее возможность главе государства
не подписывать закон, а передавать его
на повторное рассмотрение парламента.

Из
зарубежного опыта восприняты содержащиеся
в Конституции РФ процедура импичмента
– отрешения Президента от должности,
институт обращения с посланием к
парламенту и др. Вместе с тем устройство
президентской власти отражает российские
условия политической жизни и не дает
оснований говорить о механическом
копировании опыта какой-либо страны.

Важнейшие особенности
организации института президентства
в Российской Федерации закреплены в ее
Конституции.

1. Российская
конструкция президентской власти
сочетает в себе признаки различных
классических моделей института
президентства.

По
ряду главных позиций российская модель,
безусловно, тяготеет к чисто президентской
республике. Ее главная черта – контроль
за формированием и деятельностью
правительства, руководство им. Конституция
США, например, не предусматривает
правительство как отдельный орган
исполнительной власти.

В Конституции РФ
Президент характеризуется как глава
государства (ч. 1 ст. 80), он определяет
структуру Правительства, назначает и
освобождает от должности его Членов,
принимает решение об его отставке.
Назначение председателя Правительства
осуществляется с согласия Государственной
Думы, но и здесь решающее слово остается
за Президентом.

Россия суверенное государство характеристика

Тем не менее,
говорить о полном соответствии российской
модели организации власти чистой
президентской республики было бы не
вполне обоснованно. В России (в отличие
от США и других президентских республик)
глава государства не является одновременно
главой правительства, а право
председательствовать на его заседаниях
отнюдь не тождественно функции
непосредственного руководства.

2.
Отличительная особенность взаимоотношений
парламента и Президента в России –
наличие элементов политической
ответственности Правительства не только
перед Президентом, но и перед парламентом.
Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству, решение о
котором принимается большинством
голосов от общего числа ее депутатов.

Организация
президентской власти в России основана
на использовании элементов и
полупрезидентсткой республики. Особенно
много общего у президентской власти в
России с моделью ее организации во
Франции. В частности, в обеих странах
президенты имеют сходные права (право
направлять принятый закон на новое
обсуждение, право роспуска законодательной
палаты парламента, право направлять
законопроект на референдум, минуя
парламент, и др.).

Однако и здесь
российская модель обладает рядом
принципиальных особенностей. Так,
Президент РФ определяет основные
направления внутренней и внешней
политики государства, в то время как во
Франции это прерогатива парламента.
Согласно ст. 50 Конституции Франции, если
Национальное собрание примет резолюцию
порицания или если оно не одобрит
программу или декларацию об общей
политике Правительства, то Премьер-министр
должен вручить Президенту заявление
об отставке Правительства.

В таком
случае Президент обязан отправить
Правительство в отставку, хотя наряду
с этим может принять решение о роспуске
Национального собрания. По российской
же схеме Президент РФ вправе не отправлять
Правительство в отставку, но может при
известных условиях распустить
Государственную Думу.

В отличие от
Конституции Франции Конституция РФ не
предусматривает права подписи
(контрассигнатуры) актов Президента
председателем Правительства, которое
выступает средством согласования главой
государства своих решений с Правительством.
В практике деятельности Президента РФ
в отдельных случаях применяется
визирование его указов рядом должностных
лиц, включая председателя Правительства.
Однако оно не имеет обязательного
значения для придания юридической силы
акту главы государства.

Следовательно,
институт президентства в России сочетает
черты как президентской, так и полу
президентской республики.

3.
Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент
является гарантом
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина.
Прежде всего, ст. 80 обращена к деятельности
самого Президента, которая должна строго
соответствовать Конституции и быть
направлена на обеспечение прав и свобод
человека и гражданина.

Если же Президент
считает акты Совета Федерации,
Государственной Думы, представительных
органов власти субъектов Федерации
неконституционными, он не может их
отменить или приостановить действие.

Он вправе обратиться
в Конституционный Суд с ходатайством
о признании таких актов неконституционными
и прекращении их действия. Акты органов
исполнительной власти, непосредственно
подчиненных Президенту, он может по
мотивам их несоответствия Конституции
и нарушения прав и свобод человека и
гражданина отменить (акты Правительства
РФ, федеральных министерств, ведомств)
либо приостановить их действие до
решения вопроса соответствующим судом
(акты органов исполнительной власти
субъектов Федерации). Все это свидетельствует
о наличии у Президента полномочий по
осуществлению контроля за соблюдением
Конституции.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Выступая в роли
гаранта Конституции, прав и свобод
человека и гражданина, Президент вправе
с названных позиций оценивать содержание
деятельности подотчетных ему органов
(Правительства, Совета безопасности),
а также руководителей тех государственных
структур, по которым он вносит предложения
о кадровых назначениях.

Президент России
обладает также рядом других правовых
возможностей влиять на конституционную
законность в стране. В послании
Федеральному Собранию он может изложить
свое видение этой Проблемы и ориентировать
парламент на реализацию первоочередных
законопроектов в той или иной сфере
общественной жизни.

Реализуя Право
законодательной инициативы, глава
государства может вносить проекты
законов об изменениях и дополнениях
Конституции, федеральных конституционных
и федеральных законов. Контролируя
Правительство, Президент оказывает
значительное влияние на формирование
проекта государственного бюджета,
расходование государственных средств,
что непосредственно затрагивает уровень
социальной поддержки населения,
реализацию социально-экономических
прав граждан.

3.
Президент РФ в установленном Конституцией
порядке обеспечивает охрану
ее суверенитета, независимости и
государственной целостности
(ч. 2 ст. 80 Конституции).

Проблема защиты
Президентом суверенитета и территориальной
целостности России имеет как внешний
(защита от агрессии), так и внутренний
(защита от сепаратизма) аспекты.

4.
Президент РФ в соответствии со ст. 80
Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.

Разделение и
самостоятельность властей не исключают
необходимости координации их усилий,
тесного взаимодействия при решении
вопросов экономического и социального
развития. В Российской Федерации
координационные функции возлагаются
на Президента как на главу государства.
Для этого он наделяется полномочиями
(ст.

Тема 6.1. Органы местного самоуправления: виды, порядок формирования, компетенция

Система органов
местного самоуправления представляет
собой совокупность самоуправляющихся
структурных единиц, действующих в
муниципальном образовании, объединенных
едиными целями и задачами по обеспечению
и решению вопросов местного значения.

– избираемые
непосредственно населением и (или)
образуемые представительным органом
муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения;

– глава муниципального
образования;

– местная
администрация;

– органы контроля
муниципального образования;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

– избирательная
комиссия муниципального образования;

– органы общественного
территориального самоуправления;


органы управления, наделенные отдельными
полномочиями органов местного
самоуправления90.

Понятие «структура
органов местного самоуправления»
введено в юридическую практику ст.131
Конституции РФ: «Структура органов
местного самоуправления определяется
населением самостоятельно».

В структуру органов
местного самоуправления могут входить
представительный орган, глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования),
контрольный орган муниципального
образования, иные коллегиальные или
единоличные органы местного самоуправления,
предусмотренные уставом муниципального
образования.

Органы местного
самоуправления, входящие в структуру
органов местного самоуправления, могут
быть избраны населением, другие –
сформированы представительным органом
муниципального образования.

Все органы местного
самоуправления, входящие в структуру
органов местного самоуправления,
обладают исключительно им принадлежащими
полномочиями по решению вопросов
местного значения.

Различаются общая
и внутренняя структуры органов местного
самоуправления.

К общей структуре
органов местного самоуправления
относятся органы, указанные в качестве
структуры в уставе муниципального
образования либо в отдельном акте главы
муниципального образования, утверждающем
структуру органов местного самоуправления
того или иного муниципального образования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

К
внутренней структуре органов местного
самоуправления относится перечень
комитетов, комиссий либо фракций,
формируемых в системе органов местного
самоуправления или структуре аппарата,
отдела, управления и прочих подразделениях
местной администрации91.

Определение
населением структуры органов местного
самоуправления является одним из
проявлений учета исторических и иных
местных традиций, существующих, в первую
очередь, в городских, сельских поселениях,
на иных территориях, в которых
осуществляется местное самоуправление.

Представительным
органом местного самоуправления является
выборный орган местного самоуправления,
обладающий правом представлять интересы
населения и принимать от его имени
решения, действующие на территории
муниципального образования.

Конкретный перечень
полномочий выборных органов местного
самоуправления должен быть указан в
уставе муниципального образования.

В соответствии с
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», который в части
вступил в законную силу с 1 января 2006г.,
компетенция этих органов несколько
изменилась.

Представительный
орган муниципального образования
осуществляет свои полномочия в случае
избрания не менее 2/3 от установленной
численности депутатов и состоит из
депутатов, избираемых на муниципальных
выборах.

Представительный
орган поселения не формируется, если
численность жителей поселения, обладающих
избирательным правом, будет составлять
менее 100 человек. В этом случае полномочия
представительного органа осуществляется
сходом граждан.

– может состоять
из глав поселений, входящих в состав
муниципального района, и из депутатов
представительных органов указанных
поселений, избираемых представительными
органами поселений из своего состава
в соответствии с равной независимо от
численности населения поселения нормой
представительства;


может избираться на муниципальных
выборах на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном
голосовании. При этом число депутатов,
избираемых от одного поселения, не может
превышать 2/5 от установленной численности
представительного органа муниципального
района92.

Представительный
орган муниципального района может
избираться на муниципальных выборах
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. При этом число депутатов,
избираемых от одного поселения, не может
превышать 2/5 от установленной численности
представительного органа муниципального
района, если иное не установит закон.

Представительный
орган муниципального района может
состоять из глав поселений, входящих в
состав муниципального района, и из
депутатов представительных органов
указанных поселений, избираемых
представительными органами поселений
из своего состава в соответствии с
равной независимо от численности
населения поселения нормой представительства,
определяемой представительными органами
не менее чем 2/3 поселений, входящих в
состав муниципального района, если
такое решение в течение одного года со
дня выдвижения соответствующей инициативы
поддержано.

Инициатива о формировании
представительного органа муниципального
района в этом порядке должна оформляться
решением представительного органа,
расположенного в границах муниципального
района поселения. В решении должны
указываться предлагаемая норма
представительства депутатов
представительных органов поселений в
представительном органе муниципального
района, а также день начала работы
сформированного в соответствии с
указанным порядком представительного
органа муниципального района93.

Вышеназванный
порядок формирования представительного
органа муниципального района должен
быть закреплен в уставе муниципального
района в течение одного месяца со дня
начала работы соответствующего
представительного органа муниципального
района.

Этот порядок
формирования представительного органа
муниципального района может быть
изменен, но не ранее чем через два года
со дня начала работы сформированного
представительного органа муниципального
района.

7 человек – при
численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при
численности населения от 1000 до 10000
человек;

15 человек – при
численности населения от 10000 до 30 000
человек;

https://www.youtube.com/watch?v=Mk3KN

20 человек – при
численности населения от 30000 до 100000
человек;

25 человек – при
численности населения от 100000 до 500000
человек;

35 человек – при
численности населения свыше 500000 человек.

Численность
депутатов представительного органа
муниципального района должна будет
определяться уставом муниципального
района и не может быть менее 15 человек94.

1) принятие устава
муниципального образования и внесение
в него изменений и дополнений;

2) утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление,
изменение и отмена местных налогов и
сборов в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов
и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их
исполнении;

5) определение
порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной
собственности;

6) определение
порядка принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий и учреждений, а также об
установлении тарифов на услуги
муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение
порядка участия муниципального
образования в организациях межмуниципального
сотрудничества;

8) определение
порядка материально-технического и
организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления;

9) контроль за
исполнением органами местного
самоуправления и должностными лицами
местного самоуправления полномочий по
решению вопросов местного значения;

10) осуществление
права законодательной инициативы в
законодательном (представительном)
органе государственной власти субъекта
Российской Федерации.

Иные
полномочия представительных органов
муниципальных образований определяются
федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними конституциями
(уставами), законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных
образований95.

Нормативный
правовой акт, принятый представительным
органом муниципального образования,
должен направляться главе муниципального
образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования,
являющийся главой местной администрации,
имеет право отклонить нормативный
правовой акт, принятый представительным
органом муниципального образования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В
этом случае указанный нормативный
правовой акт в течение 10 дней должен
быть возвращен в представительный орган
муниципального образования с мотивированным
обоснованием его отклонения либо с
предложениями о внесении в него изменений
и дополнений. Если глава муниципального
образования отклонил нормативный
правовой акт, он вновь рассматривается
представительным органом муниципального
образования.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если при повторном
рассмотрении указанный нормативный
правовой акт будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством не менее
2/3 от установленной численности депутатов
представительного органа муниципального
образования, он будет подлежать подписанию
главой муниципального образования в
течение 7 дней и обнародованию.

Организацию
деятельности представительного органа
муниципального образования в соответствии
с уставом муниципального образования
осуществляет глава муниципального
образования, а в случае, если указанное
должностное лицо является главой местной
администрации, – председатель
представительного органа муниципального
образования, избираемый этим органом
из своего состава.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector