Ремонт придомовой территории многоквартирного дома
Содержание
- 1 Что такое «благоустройство придомовой территории»
- 2 Что это такое: законодательные правила и нормы, СанПиН и СНиП
- 3 С чего начать подготовку к благоустройству двора
- 4 Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников
- 5 Куда обратиться за проведением ремонтных работ?
- 6 Финансирование работ
- 7 Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора
- 8 Благоустройство за счет государства
- 9 На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него
- 10 Штраф за нанесение вреда благоустройству
Что такое «благоустройство придомовой территории»
Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.
Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома. Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС.
Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.
2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.
Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту – ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п “По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона “О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации”, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова” (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).
КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.
«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».
В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».
Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ:
например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.
Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.
Что это такое: законодательные правила и нормы, СанПиН и СНиП
Существуют законодательные акты и нормативы, в которых подробно прописаны все нюансы по благоустройству придомовой территории. Прежде всего, это Закон №188 Жилищный кодекс 29.12.2004 (ред. от 26.07.2019). По нему вся придомовая территория по участкам разбита между собственниками квартир.
Другие нормы, в которых прописаны основы благоустройства территории рядом с домом:
- Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома № 491 от 13.08.2006.
- Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09. 2003, МДК 2-03.2003.
- СанПиН 42-128-4690-88.
- СП 82.13330.2016.
Граница и общая площадь придомовой зоны определяется кадастровым или техническим паспортом недвижимости. Как следует из ст. 16 ЖK РФ, территория принадлежит жильцам на праве долевого владения. Её благоустройством занимаются:
- Управляющая компания (УК) или ТСЖ (товарищество собственников жилья);
- сами владельцы квартир;
- фирмы-подрядчики, с которыми заключен договор на обслуживание.
Ожидается, что жильцы дома сами в первую очередь будут бережно относиться к имуществу дома и прилегающему участку, покрывать расходы на его содержание (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12. 2019 )).
Стандартные правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома:
- Санитарное содержание участков, на которых расположены урны и мусорные баки.
- Уборка придомовой зоны, вывоз мусора.
- Сохранение клумб и других участков озеленения.
В большинстве случаев жильцы заключают соглашение с управляющей компанией. На УК возлагается обязанность по уходу и содержанию придомовой территории. Если земля вокруг сооружения не приватизирована и принадлежит государству, вопросами облагораживания занимается муниципалитет.
Перечень работ по благоустройству придомовой территории зависит от сезона. Например, зимой это регулярная уборка снежного слоя толщиной более 5 см, расчистка дорожек, посыпание их песком. Летом – полив зеленых насаждений, стрижка газонов и так далее.
Нормативы благоустройства придомовой территории включают в себя:
- Уборку участков общего пользования, парковок.
- Установку мусорных контейнеров.
- Меры по очистке территории.
- Озеленение участка.
- Создание площадок во дворе.
- Устройство ограждений.
- Ремонтные работы.
Все мероприятия проводятся с учетом нормирования труда жильцов, нанятых подрядчиков.
Ограждение участка
Обустройство придомовой территории включает в себя установку ограждения. При этом нужно соблюдать следующие правила:
- ограда не должна перекрывать проход или проезд к дому;
- забор не может быть помехой для жильцов соседних МКД при передвижении через огражденную территорию;
- двор нельзя перекрыть полностью;
- допускается частичное или полное ограждение детской площадки и парковки.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Движение автомобилей по огражденной территории запрещено. Без разрешения в эту зону может въезжать только транспорт службы газа, машины МЧС, скорой помощи и полиции.
Во избежание проблем, связанных с установкой забора, желательно заранее разработать проект с учетом ландшафтного дизайна двора, указав, какую именно территорию планируется оградить.
Благоустройство прилегающей территории многоквартирного жилого дома предполагает своевременный ремонт дорог. Выбоины – не редкость для дворов. Вопросы асфальтирования дороги на придомовой территории решают собственники жилья и УК. Для этого управляющая организация создает отдельный фонд, куда владельцы квартир вносят деньги, чтобы обеспечить укладку асфальта.
В большинстве случаев твердое покрытие уже имеется, его нужно лишь дополнить. Фонд организовывается на собрании, где также определяют, во сколько примерно обойдется асфальтирование придомовой территории.
В обязательном порядке предусмотрена укладка покрытия на дорожках к подъезду и стоянке автомобилей.
Нормы по озеленению определены в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”. Согласно этому документу, принятому Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, надлежит:
- бережно обращаться с деревьями, кустарниками;
- обеспечивать уход за зелеными насаждениями на придомовой территории;
- убирать сухостой;
- если во дворе есть водоем, его нужно чистить и следить, чтобы вода не зацветала.
Для изменения ландшафта территории нужно обратиться в муниципальный орган с планом благоустройства, утвержденном на собрании жильцов.
Комплексное озеленение территории придает ей ухоженный и гармоничный вид. Однако эти расходы оплачиваются из кошелька собственников. Чаще всего масштабное озеленение придомовой территории осуществляется силами местных активистов. Однако спиливание аварийных деревьев и санитарная очистка зоны выполняются за счет муниципалитета.
Площадки для детей
Возведением качелей, горок и других развлекательных сооружений для детей занимается муниципалитет, если земля государственная, или УК. Согласно закону, такие элементы размещают вдали от проезжей части и пешеходных дорожек, ограждают зелеными насаждениями. Санитарные нормы предусматривают регулярную замену песка. Качели, лавочки, горки и песочницы должны быть чистыми.
Детская площадка – неотъемлемый атрибут многоквартирного дома с развитой инфраструктурой. Требования к возведению и обслуживанию этой территории содержатся в ГОСТ Р 52169-2003.
По решению собрания владельцев квартир можно ограничить парковку чужого транспорта на придомовой территории (за исключением автомобилей экстренных служб). При устройстве паркинга нужно придерживаться строительных норм и правил (СНиП), в частности, СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей» (Приказ Минстроя России от 7 ноября 2016 г. № 776/пр).
Расстояние до стен и фасадов домов от мест парковки должно быть не менее 10 м. Требования к устройству паркинга формируются в зависимости от его вместимости. Чем больше машин нужно разместить, тем жестче правила.
Уборка участка
Как благоустроить двор многоквартирного дома в плане уборки территории, описано в Постановлении Госстроя РФ № 170:
- Площадки, проезды между домами убирают работники управляющей компании.
- Внутриквартальные дороги очищают специализированные организации.
Особенность уборки заключается в том, что сначала устраняют мусор на пешеходных дорожках и тротуарах, а потом уже на дорогах.
Жильцы заинтересованы в том, чтобы их двор был безопасным и выглядел привлекательно. Чтобы инициировать благоустройство участка вблизи МКД, следует организовать собрание собственников квартир, детально изучить доступные варианты планировки и выяснить мнение всех жильцов. После этого можно обращаться в управляющую компанию или местную администрацию.
Если в регионе не действуют программы по уходу за двором при МКД, нужно написать заявление на благоустройство придомовой территории и стать в очередь на предоставление этой услуги. Обращение от имени жильцов должно быть подписано всеми заявителями.
Образец документа можно взять в городской администрации.
К заявлению прикрепляются документальное подтверждение технического состояния дома и придомовой территории: кадастровые паспорта, планы и схемы.
С чего начать подготовку к благоустройству двора
Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.
Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.
В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город». Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей. Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию.
Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников
Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:
- Техническое задание для разработки проекта.
- Бюджет и план-график работ.
- Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.
- Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.
Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.
На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета.
Определить, кто отвечает за благоустройство придомовой территории, можно на основании формы собственности, в которой находится участок. Облагораживанием также разрешено заниматься компании-застройщику, если это предусмотрено в договоре.
Особое внимание следует уделить составлению договора на передачу многоквартирного дома от застройщика к жильцам или управляющей организации. В соглашении нужно обозначить отдельный пункт, который предусматривает обязанности застройщика по благоустройству придомовой территории. Если этого не сделать, ухаживать за двором придется жильцам дома.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.
В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, – внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.
В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.
Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания
Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.
Куда обратиться за проведением ремонтных работ?
Асфальтирование придомовой территории: кто должен делать? Для начала работ стоит обратиться за помощью к управляющей компании. Она поможет открыть счет, куда будут поступать средства для начала укладки асфальта. Координация по сбору денег полностью задача самих жильцов, так как они полностью оплачивают всю работу.
Как только будут соблюдены все рабочие моменты, управляющая компания находит бригаду для выполнения заказанной услуги. Оплата производится по факту выполнения работ.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Все работы по укладке асфальта не могут занимать больше 2-5 дней на небольшой территории. В большинстве случаев всю работу можно выполнить за два дня. В первый день готовится основание, а во второй день проводится укладка битума. На сложных ландшафтах работа может продлиться до семи дней.
При возникновении спорных вопросов можно обратиться за помощью к юристам. Они смогут разобрать конкретную ситуацию и подобрать для нее наилучший путь решения.
Как добивались асфальтирования придомовой территории многоквартирного дома жители одного из районов — смотрите ролик.
очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.
Подпунктом “г” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».
Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.
Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.
В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.
Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.
Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».
Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию. Это важно по нескольким причинам:
- Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.
- Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.
- Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.
На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.
Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.
Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями.
На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество. Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО. При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы.
Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.
Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:
- Создать инициативную группу и обсудить идеи.
- Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.
- Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
- Подготовить техническое задание, план-график, смету.
- Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
- Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.
- Реализовать проект и принять выполненные работы.
Финансирование работ
Ежемесячно владельцы квартир или арендаторы вносят плату за услуги управляющей компании. В спектр обязанностей УК входит поддержание благоустройства двора. В некоторых случаях озеленение, ремонт и асфальтирование придомовой территории осуществляется за счёт государства, например, посредством федеральных программ.
Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов также проводится за средства жильцов. Условно работы можно разделить на мелкие мероприятия и такие, которые требуют времени, материала и участия специалистов.
Текущий ремонт включает в себя починку:
- поврежденных участков дороги;
- забора и других ограждений;
- сооружений для детей и так далее.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Капитальный ремонт подразумевает асфальтирование, озеленение или установку площадок, что требует больше времени и ресурсов.
Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора
Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи. Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.
УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание: рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию. На таком собрании следует:
- представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
- донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
- предложить жителям дома внести свои предложения, указав, кому, как и в какой срок их можно направить;
- рассказать о возможных источниках финансирования работ.
Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ.
В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение. Их задача – найти поддержку у большинства собственников.
Благоустройство за счет государства
Государство тоже участвует в облагораживании дворов МКД. Основная форма реализации этой задачи – федеральная программа благоустройства дворовых территорий. Цель мероприятия состоит в наведении порядка на придомовой территории. Работы оплачиваются из государственного бюджета.
Пример эффективной программы благоустройства дворовых территорий МКД показал муниципалитет Тульской области. Власти выделили средства на следующие цели:
- озеленение;
- устройство детских площадок;
- ремонт и реконструкцию фасадов и ограждений;
- создание «зеленых» зон;
- оформление скверов для отдыха.
Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома редко финансируется из федеральных средств. Деньги обычно выделяются из бюджета региона. Узнать, действует ли по вашему месту жительства подобная программа, можно на официальном сайте городской администрации.
На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него
Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.
Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:
- Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома. Здесь важна помощь УО.
- Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др. Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.
- Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.
- Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.
Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов. Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией.
Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания. Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.
Штраф за нанесение вреда благоустройству
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
К сожалению, благоустройство территории двора часто страдает от человеческих рук. Большинство действий связано с нанесением урона объектам на придомовой территории – лавочкам, детским площадкам, ограждениям и растениям во дворе, а также сносом, передвижением, вывозом и ненадлежащим обслуживанием двора. Нередко производится несанкционированная установка рекламных щитов, складирование отходов, самовольный монтаж шлагбаумов.
Основным нормативно-правовым актом в этом случае является КоАП – статьи 6.3, 6.4, 7.17, 8.1, 8.2, 7.22 и другие. Независимо от содержания правонарушения предусмотрено наказание в виде штрафа:
- для физических лиц – от 300 до 5000 рублей;
- для должностных лиц – от 1000 до 10 000 рублей;
- для юридических лиц – от 5000 до 100 000 рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Таким образом, содержание придомовой территории предусматривает и наказание вредителей.