Определение и виды служебной тайны в законе

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 n 131-фз)

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Ежедневно тысячи коммерческих организаций сталкиваются с необходимость защиты конфиденциальной информации.

– персональные данные (Федеральный закон «О персональных данных»);

– коммерческая тайна (Федеральный закон «О коммерческой тайне»).

В данном материале мы поговорим об ответственности сотрудников допустивших распространение конфиденциальной информации в пользу 3-х лиц.

Детальную информацию о составе указанных групп

Действующее законодательство предусматривает 4 вида ответственности для сотрудников допустивших рассматриваемое правонарушение.

– дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, увольнение (пп. «в», п. 6, ч.1, ст. 81 Трудового кодекса РФ);

– материальная ответственность: возмещение причиненного ущерба (ст. 238 Трудового кодекса РФ);

– административная ответственность: штраф до 5000 (ст. 13.14 КоАП РФ);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

– уголовная ответственность: штраф до 200000, принудительные работы, лишение свободы сроком до 5 лет (ст. 183 УК РФ).

Наибольший интерес представляет собой привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пп. «в», п. 6, ч.1, ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Отнесение сведений
к государственной тайне и их засекречивание
– введение в предусмотренном настоящим
Законом порядке для сведений, составляющих
государственную тайну, ограничений на
их распространение и на доступ к их
носителям. (в ред. Федерального закона
от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Отнесение сведений
к государственной тайне и их засекречивание
осуществляется в соответствии с
принципами законности, обоснованности
и своевременности. (в ред. Федерального
закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Законность отнесения
сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в соответствии
засекречиваемых сведений положениям
статей 5 и 7 настоящего Закона и
законодательству Российской Федерации
о государственной тайне. (в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Обоснованность
отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивание заключается
в установлении путем экспертной оценки
целесообразности засекречивания
конкретных сведений, вероятных
экономических и иных последствий этого
акта исходя из баланса жизненно важных
интересов государства, общества и
граждан. (в ред. Федерального закона от
06.10.1997 N 131-ФЗ)

Своевременность
отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивание заключается
в установлении ограничений на
распространение этих сведений с момента
их получения (разработки) или
заблаговременно. (в ред. Федерального
закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Не подлежат
отнесению к государственной тайне и
засекречиванию сведения: (в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

о чрезвычайных
происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их
последствиях, а также о стихийных
бедствиях, их официальных прогнозах и
последствиях;

о состоянии
экологии, здравоохранения, санитарии,
демографии, образования, культуры,
сельского хозяйства, а также о состоянии
преступности;

о привилегиях,
компенсациях и социальных гарантиях,
предоставляемых государством гражданам,
должностным лицам, предприятиям,
учреждениям и организациям; (в ред.
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

о фактах нарушения
прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого
запаса и государственных валютных
резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья
высших должностных лиц Российской
Федерации;

о фактах нарушения
законности органами государственной
власти и их должностными лицами.

Должностные лица,
принявшие решения о засекречивании
перечисленных сведений либо о включении
их в этих целях в носители сведений,
составляющих государственную тайну,
несут уголовную, административную или
дисциплинарную ответственность в
зависимости от причиненного обществу,
государству и гражданам материального
и морального ущерба. Граждане вправе
обжаловать такие решения в суд.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Виды
охраняемых тайн Установление режима
коммерческой тайны Работа с персоналом
Ответственность работников за разглашение
конфиденциальной информации Понятие
«конфиденциальная информация» стало
неотъемлемой частью российской
юридической лексики. В настоящий момент
оно используется в нескольких сотнях
нормативных правовых актов Российской
Федерации.

Не отстают от законодателя
и правоприменители: все чаще в различных
договорах можно встретить целые разделы
или даже отдельные соглашения о
конфиденциальности. Широкое распространение
получило включение положений о запрете
на распространение сведений
конфиденциального характера в трудовых
договорах.

Согласно ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и защите
информации» понятие «конфиденциальная
информация» характеризируется, как
сведения, независимо от формы их
предоставления, которые не могут быть
переданы лицом, получившим доступ к
данным сведениям, третьим лицам без
согласия их правообладателя.

За
разглашение конфиденциальной информации,
утрату носителей конфиденциальной
информации и нанесение вследствие этих
действий ущерба предприятию (работодателю)
виновные лица привлекаются к дисциплинарной,
материальной, административной или
уголовной ответственности. Какие
сведения могут охраняться законом?

Разглашение информации, содержащей:
государственную тайну; коммерческую
тайну; служебную тайну; персональные
данные; и иные тайны является основанием
для увольнения. Перечень сведений,
составляющих государственную тайну
указан в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1
«О государственной тайне».

Определение и виды служебной тайны в законе

В основном
к ним относятся определенные сведения
из военной области, области экономики,
науки и техники, внешней политики и
экономики, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности. Под коммерческой тайной
в силу ст. 3 Федерального закона от
29.07.2004 № 98-ФЗ “О коммерческой тайне”
(далее – Закон о коммерческой тайне)
понимают режим конфиденциальности
информации, позволяющий ее обладателю
при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить доходы,
избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров,
работ, услуг или получить иную коммерческую
выгоду.

Коммерческую тайну составляет
информация любого характера
(производственного, технического,
экономического и др.), в том числе о
результатах интеллектуальной деятельности
в научно-технической сфере. Сведения о
способах осуществления профессиональной
деятельности, которые неизвестны третьим
лицам и к которым у них нет свободного
доступа на законном основании, также
относятся к коммерческой тайне, если
их обладателем введен в отношении к ним
режим коммерческой тайны.

К служебной
тайне на основании ст. 1470 ГК РФ относятся
секреты производства, которые стали
известны работнику в связи с исполнением
им своих трудовых обязанностей или
конкретного задания работодателя. К
иным видам тайн, за разглашение которых
предусмотрена ответственность, причем
не только трудовым законодательством,
относится информация, связанная с
профессиональной деятельностью.

– определить
перечень информации, составляющей
коммерческую тайну; установить правила
доступа к тайной информации (исключить
доступ к информации, составляющей
коммерческую тайну, любых лиц без
согласия ее обладателя); вести учет лиц,
получивших доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну;

определить порядок
использования тайных сведений работниками
на основании трудовых договоров и
контрагентами на основании
гражданско-правовых договоров; наносить
на документы, содержащие информацию,
составляющую коммерческую тайну, гриф
“Коммерческая тайна” (или “КТ”)
с указанием обладателя этой информации.

Только после принятия данных мер режим
коммерческой тайны будет считаться
установленным. Лучше всего разработать
локальный нормативный акт (например,
положение о коммерческой тайне и ее
защите), в котором необходимо учесть
все виды информации и сведений, не
подлежащих разглашению, а также порядок
их обработки, хранения и передачи.

Чтобы
знать, с кого из работников “спросить”
за разглашенные сведений, то есть
привлечь к ответственности или вовсе
уволить, работодатель обязан (ст. 11
Закона о коммерческой тайне): ознакомить
под расписку работника, доступ которого
к информации, составляющей коммерческую
тайну, необходим для выполнения им своих
трудовых обязанностей, с перечнем такой
информации;

если уже
при заключении трудового договора
известно, что работник будет иметь дело
с такой информацией, соответствующее
условие включить в трудовой договор
необходимо. В противном случае нельзя
будет впоследствии заставить работника
принудительно исполнять данное условие.
Он вправе вовсе отказаться выполнять
работы, не определенные трудовым
договором.

Только при соблюдении
работодателем вышеуказанных условий
работник обязан: выполнять установленный
работодателем режим коммерческой тайны;
не разглашать информацию, составляющую
коммерческую тайну, обладателями которой
являются работодатель и его контрагенты,
и без их согласия не использовать эту
информацию в личных целях;

передать
работодателю при прекращении или
расторжении трудового договора имеющиеся
в пользовании материальные носители
информации, содержащие информацию,
составляющую коммерческую тайну. В свою
очередь, трудовым договором с руководителем
организации должны предусматриваться
его обязательства по обеспечению охраны
конфиденциальности информации,
обладателем которой являются организация
и ее контрагенты, и ответственность за
обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Ограничение в трудоустройстве на работу
в коммерческие организации допустимо
только в случаях, предусмотренных
федеральными законами и только в
отношении отдельных категорий граждан.
Например, на основании ст. 64.1 ТК РФ такое
ограничение установлено в отношении
бывших государственных гражданских
служащих.

Для лиц, трудящихся в коммерческих
организациях, таких ограничений не
установлено, поэтому подписание
работником соглашения о запрете
трудоустройства в аналогичные организации
не будет иметь никакой юридической
силы. В отношении защиты персональных
данных действует Федеральный закон от
27.07.

2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”.
Главой 14 ТК РФ установлены правила
обработки персональных данных, гарантии
их защиты. Можно назвать следующие
документы, персональные данные из
которых не подлежат разглашению:
документы, предъявляемые при трудоустройстве
(ст. 65 ТК РФ); справки медицинского
обследования (ст. ст.

69, 213 ТК РФ); документы,
подтверждающие право работника на
определенные гарантии, компенсации и
льготы, установленные трудовым
законодательством, например справка
об инвалидности и др.; документы о составе
семьи, возрасте ребенка, беременности,
представляемые для улучшения условий
труда; сведения о членстве работника в
профессиональных союзах.

Работник,
который по роду своей деятельности
получил доступ к секретной информации,
в случае умышленного или неосторожного
разглашения таковой может нести
дисциплинарную, уголовную и материальную
ответственность. Уточним, что понимать
под разглашением коммерческой тайны.
На основании ст. 3 Закона о коммерческой
тайне это действие или бездействие, в
результате которых информация,
составляющая коммерческую тайну, в
любой возможной форме (устной, письменной,
иной форме, в том числе с использованием
технических средств) становится известной
третьим лицам без согласия обладателя
такой информации либо вопреки трудовому
или гражданско-правовому договору.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Конечно, для работника самым существенным
наказанием будет увольнение, которое
относится к мерам дисциплинарной
ответственности. Дисциплинарная
ответственность работников предприятий
предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового
кодекса РФ1. В соответствии со ст. 57 в
заключаемом работодателем и работником
трудовом договоре могут предусматриваться
условия о неразглашении охраняемой
законом тайны (государственной, служебной,
коммерческой и иной).

В отношении
работника, совершившего дисциплинарный
проступок, связанный с неисполнением
или ненадлежащим исполнением трудовых
обязанностей, работодателем могут быть
применены следующие дисциплинарные
взыскания, определенные ст. 192 ТК РФ:
замечание, выговор, увольнение по
соответствующим основаниям.

Порядок
применения дисциплинарных взысканий
определен в ст. 193 ТК РФ. Увольнение
работника осуществляется в соответствии
с положениями ст. 81 ТК РФ «Расторжение
трудового договора по инициативе
работодателя». В соответствии с подпунктом
6 указанной статьи трудовой договор с
работником может быть расторгнут в
случае однократного грубого нарушения
работником трудовых обязанностей –
разглашения охраняемой законом тайны
(государственной, коммерческой, служебной
и иной), ставшей известной в связи с
исполнением работником его трудовых
обязанностей.

Материальная ответственность
работника наступает в случае нанесения
ущерба предприятию в результате
разглашения конфиденциальной информации,
ставшей известной работнику в связи с
исполнением им должностных (функциональных)
обязанностей. В соответствии со ст. 232,
238, 242 ТК РФ работник обязан возместить
ущерб, нанесенный предприятию
(работодателю). Согласно п. 7 ст.

243 ТК РФ
разглашение сведений, составляющих
охраняемую законом тайну (коммерческую,
служебную или иную), влечет за собой
материальную ответственность работника
в полном размере причиненного ущерба.
Административная ответственность за
разглашение конфиденциальной информации,
доступ к которой ограничен в соответствии
с законодательством РФ, определена ст.
13.

на граждан
— в размере от пяти до десяти минимальных
размеров оплаты труда; на должностных
лиц – от сорока до пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда. Уголовная
ответственность за преступления в сфере
защиты государственной тайны предусмотрена
ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ2.
Согласно ст.

275 УК РФ, выдача гражданином
РФ государственной тайны иностранному
государству, иностранной организации
или их представителям наказывается
лишением свободы на срок от двенадцати
до двадцати лет со штрафом в размере до
пятисот тысяч рублей или в размере
заработанной платы или иного дохода
осужденного за период до трех лет либо
без такового.

Разглашение сведений,
составляющих государственную тайну,
лицом, которому она была доверена или
стала известна по службе или работе,
без признаков государственной измены
в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается
арестом на срок от четырех до шести
месяцев либо лишением свободы на срок
до четырех лет (в случае тяжких последствий
– до семи лет) с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью до трех лет
или без такового.

Напомним, что пп. “в”
п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает
расторжение трудового договора по
инициативе работодателя в связи с
разглашением охраняемой законом тайны
(государственной, коммерческой, служебной
и иной), ставшей известной работнику в
связи с исполнением им трудовых
обязанностей, в том числе разглашения
персональных данных другого работника.

Поэтому нужно очень внимательно отнестись
к соблюдению всех процедур, установленных
ТК РФ. Кроме этого, работодателю необходимо
соблюдать порядок, установленный ст.
193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное
взыскание в виде увольнения может быть
применено не позднее одного месяца со
дня обнаружения проступка и не позднее
шести месяцев с момента совершения.

В
этот срок не включаются периоды болезни
работника, пребывания его в отпуске, а
также время, необходимое на учет мнения
представительного органа работников.
Также на основании п. 43 Постановления
Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации”
работодатель обязан представить
доказательства того, что сведения,
которые работник разгласил, в соответствии
с действующим законодательством
относятся к государственной, служебной
деятельности.

Если работодатель обнаружил
факт разглашения охраняемых сведений,
нужно составить акт. Унифицированной
формы для него не предусмотрено, он
составляется в произвольной форме с
указанием: фамилии, имени, отчества
работника, обнаружившего факт разглашения;
сведений, которые были разглашены;
обстоятельств, при которых произошли
разглашение и обнаружение этого факта;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

запрашивает
объяснение у лица, разгласившего
информацию; -фиксирует иные доказательства
факта нарушения режима коммерческой
тайны (документы, копии электронных
писем или страницы сайта в Интернете,
видеозаписи и т.д.); по итогам расследования
составляет акт, в котором отражает
время, место и обстоятельства нарушения,
причины и условия его совершения,
виновных лиц и степень их вины, размер
причиненного ущерба и предложения по
его возмещению, предлагаемые меры
наказания.

С результатами проведенного
расследования необходимо ознакомить
работника, виновного в разглашении
информации. В случае его отказа или
уклонения от ознакомления составляется
соответствующий акт. По итогам
расследования и до оформления приказа
о применении дисциплинарного взыскания
за разглашение охраняемой законом тайны
от работника следует потребовать
письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ).

Если
он готов представить объяснительную
записку, письменное требование можно
не оформлять. Если же ситуация носит
явно конфликтный характер, то данное
требование лучше оформить письменно и
вручить работнику под роспись. Если по
истечении двух рабочих дней указанное
объяснение работником не представлено,
то составляется соответствующий акт.

После установления вины работника,
оценки тяжести совершенного проступка
-разглашения тайных сведений – работодатель
в случае принятия решения об увольнении
издает об этом приказ и в последний
рабочий день производится запись в
личной карточке и трудовой книжке
работника о его увольнении. Подводя
итоги, следует упомянуть о том, что
известно множество случаев, когда фирмы
(не только зарубежные) ведут между собой
настоящие «шпионские войны», вербуя
сотрудников конкурента с целью получения
конфиденциальной информации.

Ущерб,
причиненный разглашением конфиденциальной
информации, зачастую имеет весьма
значительные размеры (если их вообще
можно оценить). Наличие норм об
ответственности, в том числе уголовной,
может послужить работникам предостережением
от нарушений в данной области, поэтому
целесообразно подробно проинформировать
всех сотрудников о последствиях
нарушений. Хотелось бы надеяться, что
создающаяся в стране система защиты
информации и формирование комплекса
мер по ее реализации окажется эффектиной.

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

  • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
  • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
  • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

  • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней законодательно ограничен доступ;
  • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Например:

  • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
  • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
  • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
  • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

  • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
  • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
  • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector