На какие машины устанавливается тахограф в 2020 году?

Карта идентификации и её назначение

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Нельзя однозначно согласиться с вышеуказанным утверждением, поскольку оборудование хоть и не выдаётся безвозмездно, но позволяет получить определённую пользу от его использования.

Использование автомобильного цифрового устройства контроля позволяет:

  • отслеживать скорость движения ТС;
  • пройденный маршрут автомобильного транспортного средства;
  • количество часов в пути и отдыха водителя;
  • фиксировать иные параметры, необходимые для контроля перемещения транспортного средства.

Основной задачей устройства является:

  • сохранение информации о фактах нарушения установленного скоростного режима;
  • отслеживание расстояния и маршрута пройденного пути;
  • контроль над соблюдением водителем требований трудового законодательства, регламентирующего время труда и отдыха.

Главной целью введения требований по обязательному наличию устройства контроля является профилактика и предотвращение ДТП, что позволит сохранить жизнь и здоровье участникам ДД.

Лицо, управляющее ТС, оборудованного устройством фиксации, понимает, что любые действия, квалифицируемые как правонарушение в части превышения установленного скоростного режима, непрерывного времени пребывания в пути, будут выявлены после анализа полученной информации с измерительного оборудования.

Дополнительно, собственники коммерческого транспорта, имеют возможность в реальном времени отслеживать перемещение автомобиля, местонахождение, пройденный путь и факты отклонения от маршрута.

В целях повышения прибыльности и доходности от постоянных грузоперевозок, скорость и время доставки товара является определяющим, и некоторые коммерсанты не пренебрегают нарушением установленных правил и требований, что зачастую приводит к печальным последствиям.

Самосвал с тахографом

В случае возникновения ДТП, компания-собственник ТС, понесёт не только убытки в результате срывов сроков поставки, повреждения или уничтожения груза, но и будет оштрафована за нарушение ПДД, если такой факт будет установлен.

Любые попытки вмешательства в работу устройства будут зафиксированы внутренней системой, так что долго «обманывать» оборудование не получится.

СКЗИ имеет вид небольшого блока, с интерфейсным разъёмом для подключения антенны, позволяющей принимать и отправлять сигналы глобального позиционирования.

Производством выдачи лицензий, контролем работы за такими модулями занимается Федеральная служба безопасности РФ.

Основное предназначение СКЗИ – предотвращение вмешательства в фиксируемые данные, а также исключение вероятности корректировки записанной информации.

Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.

Виды чиповых карт
мастера Применяется при проведении корректировочных работ устройства, его настройки и монтаже
организации Позволяет собственнику транспортного средства получить более обширные сведения, сохранённые в памяти устройства
контроллера Используется уполномоченными сотрудниками органов государственной власти, к компетенции которых относится проведение мероприятий, направленных на контроль и снятие зафиксированных показаний тахографа
водителя Необходима для идентификации лица, которое будет управлять транспортным средством до места назначения в соответствии с утверждённым маршрутом

Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.

Перед началом пути карта устанавливается в соответствующий слот-приёмник устройства, после чего допускается выполнение коммерческого маршрута.

На какие машины устанавливается тахограф в 2020 году?

Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.

Водителю разрешается управлять транспортным средством не более 2 недель без карты доступа. Указанного периода достаточно для изготовления новой карты.

Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.

В отличие от идентификационной карты водителя, карта предприятия не персонифицирована, и не закрепляется за конкретным уполномоченным лицом организации. Также нет ограничений по количеству средств доступа к информации тахографа.

Карта контролёра имеет наивысшую степень доступа, и закрепляется за уполномоченным сотрудником специализированной организации, проводящей монтаж и обслуживание цифровых устройств контроля.

Следует отметить, что с помощью такой карты невозможно получить информацию о пункте отправки или назначения транспортного средства, в связи с чем она применяется исключительно при настройке или монтаже тахографа.

Принцип работы и устройство тахографа

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу в виде компактного блока, монтируемого в транспортное средство. Существует иная разновидность тахографов, и представляет собой круглый прибор, наподобие автомобильного спидометра, но с более широким перечнем функциональных возможностей.

Устройство прибора для лиц с техническим складом ума, не представляет особой сложности.

  1. Цифровой экран с элементами управления – позволяет пользователю взаимодействовать с устройством.
  2. Портативный встроенный принтер – используется для печати сохранённой информации на бумажный носитель.
  3. Механизм чтения тахографических карт – применяется для распознания личности водителя.
  4. Модуль GPRS – применяется для передачи сохранённой информации для последующего хранения.
  5. Датчик, фиксирующий перемещение транспортного средства.
  6. Блок СКЗИ – криптографический модуль со встроенным приёмником позиционирования.

Электропитание устройства осуществляется из энергосистемы автомобиля и подключается через современную цифровую шину или более простые системы.

Запрещено какое-либо вмешательство в работу устройства, поскольку любой факт будет зафиксирован соответствующими датчиками и модулями.

Действующее законодательство наделяет полномочиями сотрудника ГИБДД по проверке транспортного средства, на котором должен быть установлен тахограф.

Предмет проверки:

  • правильность установки и подключения устройства;
  • осмотр на наличие визуальных механических повреждений на контрольной пломбе;
  • работоспособность устройства;
  • личную карту лица, управляющего транспортным средством;
  • соблюдение водителем установленного маршрута и требований трудового законодательства.

Проверка оборудования происходит с использованием именной карты сотрудника ГИДД, которая вставляется в считывающее устройство тахографа.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами “Европейского образца”;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Обязанность по установке тахографа возникает в том случае, если транспортное средство эксплуатируется с целью получения прибыли – коммерческой деятельности.

Автотранспорт, подлежащий тахорафическому контролю можно разделить по категориям:

  1. Автобусы, с посадочными местами более 8.
  2. Грузовики, грузоподъёмностью 3,5 — 15 т.

Владельцы автомобилей, осуществляющих транспортировку собственных грузов, не подпадают под вышеуказанное требование, однако те, кто периодически извлекает из поездок коммерческую выгоду, обязуются оборудовать транспорт тахографом с функцией АУТ.

Разновидности тахографов

На практике больше отдают предпочтение второму виду. Фиксация информации осуществляется благодаря криптографическому модулю, имеющему повышенную способность хранения данных, а также систему глобального позиционирования.

Этапы монтажа:

  • активация устройства;
  • монтаж;
  • настройка (калибровка);
  • проведение теста;
  • эксплуатация.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, – это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Настройка оборудования

Тахограф выступает в роли измерительного прибора, требующего предварительной и периодической калибровки для обеспечения правильности работы.

Под калибровкой понимается настройка измерительных значений с целью их приведения в соответствии с реальными данными показателями, с учётом пределов допустимой погрешности.

Ситуации, при которых необходима калибровка.

Она производится в нескольких случаях:

  1. При первом монтаже прибора.
  2. Выявление 20-минутное отклонение от реальных временных показателей.
  3. При монтаже тахографа после ремонта.
  4. При проведении ремонтных работ электрических цепей измерительных цепей датчиков, либо при их замене.
  5. Выявление нарушения целостности пломбы устройства.
  6. Изменение технических и ходовых параметров ТС.
  7. Изменение размера колёс, превышающие допустимые граничные значения.
  8. Истечение 2-летнего срока эксплуатации устройства с момента проведения последней настройки.

Этапы проведения калибровки

Процедура проводится в 2 этапа:

  • стендовая настройка;
  • проведение дорожных испытаний.

При реализации стендовой калибровки проводится визуальный осмотр устройства, включающий в себя:

  • тестирование отдельных структурных элементов, где содержатся сведения относительно: производителя, даты изготовления, номера деталей и иные сведения, характерные для такого устройства;
  • проверка целостности пломб, нанесённых производителем;
  • тест датчиков движения, а также системы электропитания.
  • Проведение дорожных испытаний более расширенный и включает в себя:
  • прохождение техосмотра транспортного средства;
  • программирование оборудования, согласно установленному регламенту;
  • проверка соответствия индекса W;
  • проверка отображаемых значений часов, а в случае необходимости проведение корректировки;
  • проверка работы датчиков движения;
  • измерение значений погрешности;
  • внесение информации в память устройства;
  • монтаж таблички с настройками контрольного устройства;
  • опломбировка устройства, датчиков и прочих структурных элементов.

Запрещено самовольное вскрытие, повреждение или снятие пломб. Подобные мероприятия проводятся квалифицированными специалистами с заполнением документации, предусмотренной действующим законодательством РФ.

Штраф за отсутствие тахографа

Действующее законодательство РФ запрещает осуществлять коммерческие перевозки без тахографа.

Если сотрудник ГИБДД обнаружит, что устройство отсутствует, выключено или неисправно, то последует применение штрафных санкций в виде штрафа:

  • 1 — 3 тыс. руб. – для физических лиц;
  • 5 — 10 тыс. руб. – для юридических лиц.

Следует понимать, что выписанное постановление о привлечении к административной ответственности можно обжаловать в судебном порядке при наличии веских оснований и возможности документально подтвердить, что выписанный штраф является незаконным.

Срок обжалования составляет 10 дней с момента получения административных документов.

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 – 5 000 рублей – для водителя.
  • 7 000 – 10 000 рублей – для должностного лица.
  • 15 000 – 25 000 – для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 – 50 000 – для юридического лица.

Правила эксплуатации тахографа

Перед началом движения, лицо управляющее ТС, должно вставить личную карту в соответствующий приёмник. Таким образом осуществляется контроль над всеми действиями лица, управляющим транспортным средством на протяжении маршрута.

Каждое лицо, управляющее транспортным средством, оснащённым тахографом, обязано пройти инструктаж по трудовой дисциплине, режиму работы и знанию инструкции по эксплуатации.

Алгоритм действий водителя несложен:

  1. В начале смены необходимо вставить личную карту в слот приёмника чипом вверх.
  2. После считывания информации на дисплее отобразятся сведения о водителе.
  3. При отказе устройства принимать карту следует незамедлительно сообщить о неполадке непосредственному руководителю и передать карту на диагностику и ремонт, в случае возникновения такой необходимости в специализированном сервисном центре обслуживания.
  4. После начала движения тахограф начинает фиксировать считанную информацию, касающуюся скорости, времени в пути, местоположения и прочие данные, касающиеся режима вождения. «
  5. После остановки и выключения зажигания тахограф автоматически переходит в режим ожидания.
  6. В конце смены водитель обязан изъять свою карту путём нажатия соответствующей клавиши на устройстве, после чего устройство зафиксирует окончание работы.

Запрещено движение на транспортном средстве без активной личной карты, а также недопустимо использование чужой.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector