Политические права иностранных граждан

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Главном управлении по вопросам миграции МВД, диппредставительствах или консульствах.

Политические права иностранных граждан

Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед ГУВМ. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.
Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 33 400 28 150
Северо-Запад 10 000 9 300 6 610
Южный Федеральный 10 000 11 500 10 400
Северный Кавказ 7 200 6 400 7 050
Приволжский 19 500 19 000 15 000
Уральский федеральный 8 350 7 500 4 950
Сибирский федеральный 21 000 17 000 13 270
Дальневосточный 8 800 6 400 4 930

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме “Политические права иностранных граждан в Российской Федерации”

На правах рукописи

Васильева Наталья Викторовна

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (конституционно-правовой аспект)

Специальность 12.00.02 -конституционное право; муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва-2005

Диссертация выполнена на кафедре конституционного и административного права Российского государственного социального университета.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Ведущая организация: Московский государственный институт

международных отношений (университет) МИД России

Защита состоится 10 ноября 2005 г. в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 224.002.04 Российского государственного социального университета по адресу: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 корп. 2, зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в научном зале библиотеки Российского государственного социального университета по адресу: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 2.

Автореферат разослан 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Скуратов Юрий Ильич

Герасименко Юрий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент Доронина Ольга Николаевна

доктор юридических наук, профессор

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Новые экономические, политические, этические, геополитические, социальные условия определяют необходимость анализа современного состояния прав и свобод человека, тех изменений их содержания, принципов, реальности действия, которые неизбежно совершались под влиянием новых факторов.

Особенности прав и свобод человека в новом веке состоят в том, что они развиваются в условиях противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные трудности на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира.

Одно из таких противоречий состоит в глобализации всех процессов общественного развития, с одной стороны, и в стремлении стран и народов обеспечить сохранение своих индивидуальных особенностей, своего особого подхода к правам человека, определяемого историей их развития и традициями, – с другой.

Наряду с процессами глобализации происходит национальное самоутверждение народов, принадлежащих иным цивилизациям, которые далеко не всегда принимают европейские ценности, отстаивая свои права на собственную культуру, традиции, религию, нормативы этического и правового поведения, национальную идентичность.

Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положение в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Права человека – неотъемлемое, неотчуждаемое достижение человеческого рода. Какие бы события и действия не совершались в этом мире, какие бы научные открытия не входили в него, они не должны негативно влиять на положение человека,

РОС. НАЦИОН/

6ИБЛЙОТ1 СОпеМП

о» щ{amp}gt;

его права и свободы. В этом состоит суть человеческого измерения всех процессов мирового и национального развития, выдвигающего такой ценностный ориентир как права человека, позволяющий дать оценку всех общественных процессов.

В новом веке права человека развиваются в условиях обостряющихся противоречий. Процесс глобализации развивается на фоне негативных мировых проблем, охватывающих все страны мира, -неконтролируемый рост населения, отсталость социально-экономического и культурного развития, несовершенство систем образования и здравоохранения, нерешенность проблемы продовольственной безопасности, сохранение угрозы войны и межнациональных конфликтов.

Анализ тенденций развития прав человека показывает сложный и противоречивый путь их реализации. Каждый новый этап развития человечества порождает новые трудности; человечество не только не должно ослаблять борьбу за права человека, но объединять свои усилия для преодоления новых возникающих антигуманных ситуаций, ибо без осуществления прав человека невозможно устойчивое развитие современного мира.

Нельзя не обратить внимание на явно выраженную тенденцию увеличения роли международной миграции населения в демографическом развитии большинства развитых стран мира. В современном мире мобильность населения и интенсивность миграционных потоков резко возросли. По существу международная миграция населения выступает как одна из важнейших составных частей все более усложняющейся системы межгосударственных отношений.

могут нанести серьезный ущерб политическим и экономическим преобразованиям в любом государстве.

Характерными закономерностями современной международной миграции являются: значительное увеличение общих объемов вынужденной миграции1, «утечка умов» (значительное увеличение среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации); рост числа «экологических беженцев» (лиц, вынужденных оставить традиционные места проживания из-за резкого ухудшения качества окружающей среды).

Что касается Российской Федерации, то особенности развития ее миграционной ситуации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве после распада СССР, и, прежде всего, трансформацией межреспубликанской миграции в межгосударственную.

Со второй половины 90-х гг. развитие миграционных процессов в стране в наиболее общем виде характеризуется сохранением значительной доли вынужденных мигрантов в общей структуре миграционных потоков, безвозвратной эмиграцией высококвалифицированных специалистов в экономически развитые страны, увеличением притока в Россию иностранной рабочей силы2.

Как было отмечено ранее, к концу XX – началу XXI века мир прочно занял позиции на пути глобализации и интернационализации. Стираются границы между государствами (яркий пример тому, объединение государств Европы в Европейский Союз). А взаимосвязь и взаимодействие физических лиц, имеющих разное гражданство, приобрели всеобщий

1 Общее число мигрантов в мире превышает 125 млн человек, образуя своеобразную «нацию мигрантов».

2 По данным некоторых экспертов, в России сейчас насчитывается свыше 4 млн. мигрантов. По этому показателю наша страна занимает второе место в мире (после США).

интернациональный характер. Помимо этого, наблюдаемый всплеск миграции населения, приводит к тому, что в некоторых странах иностранцы составляют если не большую, то довольно большую часть населения.

Не избежала этих веяний и Россия.

Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством государства. Определение этого объема – дело внутренней компетенции каждого государства. Однако государство должно при этом исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права.

Традиционно главным принципом, определяющим правовое положение иностранцев в Российской Федерации, считается принцип национального режима, который закреплен как в Конституции России и в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., так и в отраслевом законодательстве (гражданском, семейном, трудовом, хозяйственном, жилищном, уголовном и т.д.).

Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев, в принципе, приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Вместе с тем, изъятия из принципа национального режима, сама возможность установления которых предусмотрена Конституцией Российской Федерацией, в ряде случаев являются необоснованными, и вопрос об аннулировании этих изъятий в

свете современных реалий представляется необходимым. Большинство данных изъятий сосредоточено в сфере политических прав иностранных граждан.

В конституционном праве устанавливается положение, что политические права, принадлежат исключительно гражданам государства. Это объясняется тем, что политические права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и, следовательно, на обладание ими не могут претендовать все лица, проживающие или находящиеся в пределах страны, в частности, граждане иностранных государств.

Но за последние десятилетия ситуация в этой области начинает постепенно меняться, первые шаги на этом пути были сделаны государствами, вошедшими в Европейский Союз. В Конституциях данных стран закрепляются положения, предусматривающие возможность права голоса и права быть избранным на муниципальных выборах для граждан Европейского Союза в месте их проживания, независимо, являются ли они гражданами данного государства или нет.

По аналогичному пути пошла и Российская Федерация, закрепив в ряде федеральных законов сходные нормы для граждан, постоянно проживающих на территории конкретного муниципального образования.

Также, примером допуска иностранцев к этой сфере жизни государства является возможность поступления иностранных граждан на военную службу по контракту.

По мнению диссертанта, одновременно с погружением России в процесс глобализации перечень политических прав, принадлежащих иностранным гражданам в Российской Федерации, будет все более расширяться. Налицо тесная взаимосвязь между процессами, вызванными интернационализацией, глобализацией и допуском лиц, не являющихся

гражданами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, к активному участию в политической жизни государства.

Как показал анализ литературы по данному вопросу, означенная проблема не являлась предметом глубокого изучения специалистов по правовому статусу иностранных граждан. Но в настоящее время возникла объективная необходимость восполнить этот пробел, этим и объясняется актуальность темы диссертационного исследования.

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:

  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Далее в видео раскрывается тема: «Защита прав иностранцев»

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.
Политические права иностранных граждан

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.
Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132
Вид деятельности Процент от общего количества
2017 год 2019год 2019 год
Овощеводство 15 50 50
Розничная торговля (алкоголь, пиво) 0 0 15
Розничная торговля (табачные изделия) 0 0 15
Розничная торговля (лекарственные препараты) 0 0 0
Торговля на рынках 40 30 0
Торговля за пределами рынков, магазинов или ларьков 15 15 0
Сухопутный пассажирский транспорт 15 15 28
Грузовой транспорт 35 30 28
Спортивные виды деятельности и прочее 25 25 25

Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ

  • Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
  • Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
  • Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
  • Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
  • Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
  • При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
  • Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).
Политические права иностранных граждан

Как поступить в ВУЗ РФ иностранцу

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector