На что начисляется районный коэффициент
Содержание
- 1 Когда не применяется
- 2 Как рассчитывается районный коэффициент?
- 3 На кого распространяется
- 4 Ответственность за неприменение районных коэффициентов
- 5 Таблица районных коэффициентов по России
- 6 Особенности для для некоторых форм трудоустройства
- 7 Справка с описанием надбавок
- 8 В случае с увольнением по сокращению штатов
- 9 Региональные значения в процентах
- 10 О квартальных и годовых премиях
- 11 Кто имеет право на районные доплаты
Когда не применяется
Районный коэффициент по регионам России 2019, таблица с которыми приводится ниже, индексируется на следующие виды доходности работников регионов с тяжелыми трудовыми условиями:
- МРОТ и выплаты, рассчитывающиеся от величины минимального размера оплаты труда;
- основной оклад, ставка заработной платы, то есть весь доход от трудовой деятельности, получаемый сотрудником;
- компенсационные, стимулирующие, премиальные выплаты и надбавки;
- прибавка за вредность или труд в опасных условиях;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- заработная плата совместителей и работников по договорам ГПХ;
- отчисления в ПФР;
- доплаты, установленные согласно положениям коллективного договора.
Районный коэффициент не применяется, если заработок рассчитывается на основании сумм, в которых этот множитель уже учтен. Это такие выплаты:
- отпускные, поскольку высчитываются на основе полной зарплаты, а та, в свою очередь, считается с учетом районных надбавок;
- материальная помощь, если выплачивается разово, а не на постоянной основе, а правила начисления не оговорены в коллективном соглашении;
- периодические премии;
- командировочные расходы, если поездка в регион, для которого районный коэффициент не установлен;
- при начислении «северной» надбавки, так как за работу на Крайнем Севере предусмотрен отдельный повышающий показатель, увеличивающий ту же группу доходов задействованных в таких условиях сотрудников.
Районные коэффициенты — величины, кратно которым повышается оплата труда.. Они полагаются, прежде всего, жителям Крайнего Севера и подобных территорий с такими же значениями. Надбавки приводят к двукратному, а иногда и большему увеличению вознаграждений за труд.
Виды доходов, допускающие применение надбавок, отдельно описываются Трудовым кодексом.
В списке выплат, на которые начисляется коэффициент, присутствуют следующие позиции:
- Пенсионные перечисления.
- Вознаграждение при гибких графиках, неполных рабочих днях.
- Компенсации при временной потере трудоспособности.
- Прибавки за условия, наносящие вред здоровью.
- Доплаты за трудовые обязанности, вроде премий и компенсаций.
- Суммы, которые работники получают на руки.
- Деньги, опирающиеся на МРОТ.
Без повышающих коэффициентов не обойтись, если премии имеют постоянный характер, закреплены по тексту действующих соглашений с сотрудниками. Эта информация подтверждается статьёй 36 ТК РФ.
Коэффициент и другие подобные надбавки перестают действовать, как только гражданин переезжает. Выплаты продолжаются, только пока действуют соответствующие условия.
Трудовые соглашения, положения по трудовой оплате – документы, где фиксируют сведения о надбавке.
Применение повышающей ставки при следующих выплатах не актуально:
- Северная доплата. Это отдельное понятие, которое отличается от самого районной добавки.
- Командировочные выплаты. За исключением случаев, когда работы выполняют в зонах со сложным климатом в результате такой поездки.
- Разовая помощь материального характера. Из учёта её исключают, если такая помощь носит разовый характер, не прописана в каких-либо официальных документах компании.
- Нерегулярные разновидности премий.
- Оплата отпускных. Расчёт уже идёт по районам, при необходимости.
Как рассчитывается районный коэффициент?
Выплата предполагает несколько ключевых моментов – условия по климату и сфера деятельности, к которой причисляют работу. Само начисление происходит ежемесячно. Основа – фактическая заработная плата до вычета налога.
Согласно Трудовому кодексу, повышение компенсаций для организаций, берущих деньги из регионального, местного бюджета – право местных властей. Обычным организациям разрешено применять надбавки при необходимости. Значит, у компаний есть право, какой коэффициент применять – региональный или федеральный, в зависимости от самого показателя. При оформлении коллективных и индивидуальных трудовых соглашений решение закрепляют дополнительно.
Повышение само по себе не определяется стажем сотрудника. Определяющий показатель – только регион, где сейчас выполняются трудовые обязанности. Законодательство не указывает, с какого максимального заработка повышают ставку. Поэтому увеличение распространяют на всю заработную плату.
Назначение той или иной выплаты влияет на применение конкретных надбавок.
При начислениях используют нормативные акты СССР или Правительства РФ. Такие нормативные документы регулируют применение надбавок:
- 216 Правительственное Постановление от 2006 года.
- Статья 316 Трудового Кодекса РФ.
- Трудовой кодекс.
Размеры коэффициента будут такими: 1,15; 1,3; 1,4; 1,5; 1.6; 1,7; 1,8; 2,0.
На кого распространяется
Претендовать на районную доплату могут все служащие, независимо от организационно-правовой формы или вида деятельности предприятия, работающие и проживающие в районах, испытывающих затруднения со следующими базовыми условиями:
- транспортная развязка;
- инфраструктура;
- экология;
- погода и климат;
- особенности деятельности организации.
Правила распространяются абсолютно на всех работников — как на штатных сотрудников, так и на служащих, работающих по договорам гражданско-правового характера, — ведущих свою трудовую деятельность и проживающих на Дальнем Востоке, Крайнем Севере (и аналогичных по статусу областях) и юге Восточно-Сибирской территории.
Ответственность за неприменение районных коэффициентов
Рассмотрим должность на местности с действующим повышением 1,8. Чтобы установить точный размер компенсации – перемножают вознаграждение за труд с увеличивающим числом.
Пример – оклад 45 тысяч рублей, повышение – 1,8. 45000 умножаем на 1,8. Получаем 81 тысячу рублей. Это итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного гражданина.
Особенная ситуация – когда считают от оклада.
Для примера – стандартный оклад составляет 18 тысяч рублей. Но сотрудник использует пятидневную рабочую неделю, трудится по 4 часа в день. Из-за этого оплата уменьшается до 9 тысяч. 1,4 – размер для коммерческих организаций, привязанных к местности. 9000 умножаем на 40%. Получаем надбавку с размером 3600 рублей.
Здесь надо опираться на сведения из статьи 318 ТК РФ. В ней говорят, что при временной потере трудоспособности за сотрудником сохраняется средний заработок вместе с рабочим местом, в равной степени. Рабочий стаж, набранный в той или иной организации, влияет на конкретный размер выплат для той или иной ситуации. Федеральный закон № 255 определяет нормы, в зависимости от которых считают стаж.
Расчёт учитывает формулу, которая действует для всех:
- 100% — для рабочего стажа от 8 лет и более.
- 80% — если срок меньше.
В районах, в которых установлен районный коэффициент к заработной плате, пособия по социальному страхованию, пенсии, стипендии и компенсации начисляются с его учетом (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, ст. 5, ст. 15 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, Постановление Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162).
Согласно положениям статьи 142 ТК РФ, работодатель несет ответственность за задержку выплаты зарплаты и другие нарушения оплаты труда. Поскольку районный коэффициент по своей сути является частью зарплаты, то за неприменение районного коэффициента наступает такая же ответственность, как за невыплату заработной платы.
КоАП РФ предусматривает за такое нарушение штрафные санкции для руководителя в размере до 20 тыс. рублей, и для организации в размере до 50 тыс. рублей. При повторном нарушении возможна дисквалификация руководителя на три года и удвоенный штраф для организации (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Если же будет доказано, что неприменение районного коэффициента совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, руководителю организации грозит уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы сроком на 1 год (ст. 145.1 УК РФ).
Бесплатно рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников
Таблица
Таблица районных коэффициентов по России
Районный коэффициент по регионам России устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 316 ТК РФ). Если размер коэффициента Правительством РФ не определен, то сведения берутся из документов, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216).
Регионы, в которых установлены районные коэффициенты | Размер районного коэффициента | Нормативный акт |
---|---|---|
Алтай (Республика) | 1,4 | Постановление Правительства РФ от 29.05.1993 N 512 |
Алтайский край (в зависимости от района) | 1,15 – 1,25 | Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 |
Амурская область (в зависимости от района) | 1,2 – 1,4 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 453/9Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 |
Архангельская область, в том числе Архангельск (в зависимости от района) | 1,2 – 1,4 | Распоряжение Правительства РФ от 29.01.1992 N 176-р, Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 |
Астраханская область (в зависимости от района) | 1,2 – 1,35 | Постановление Совмина РСФСР от 17.08.1990 N 309, Постановление Госкомтруда СССР от 06.08.1971 N 315 |
Башкортостан (Республика) | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Бурятия (Республика) (в зависимости от района) | 1,2 – 1,3 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.08.1980 N 255/14-55, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18 |
Вологодская область (в зависимости от района) | 1,15 – 1,25 | Постановление Правительства РФ от 16.07.1992 N 494 |
Дагестан (Республика) (в зависимости от района) | 1,1 – 1,3 | Распоряжение Совмина РСФСР от 20.02.1965 N 424-р, Постановление Госкомтруда СССР от 06.08.1971 N 315 |
Забайкальский край (в зависимости от района) | 1,2 – 1,4 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.05.1971 N 174/13, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1 |
Иркутская область, в том числе Иркутск (в зависимости от района) | 1,2 – 1,7 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.01.1988 N 15/2-42, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1 |
Кабардино-Балкарская Республика г. Тырныауз | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР от 29.05.1967 N 282 |
Калмыкия (Республика) (в зависимости от района) | 1,1 – 1,3 | Постановление Госкомтруда СССР от 06.08.1971 N 315 |
Камчатский край (в зависимости от района) | 1,6 – 2,0 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1960 N 1310/29 |
Карелия (Республика) (в зависимости от района) | 1,15 – 1,4 | Постановление Правительства РФ от 25.02.1994 N 155, Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18 |
Кемеровская область | 1,3 | Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 |
Кировская область | 1,15 | Постановление Совмина СССР от 23.09.1988 N 1114Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 N 546/25-5 |
Коми (Республика) (в зависимости от района) | 1,2 – 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.04.1986 N 111/7-31, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18 |
Костромская область | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.09.1960 N 1089/23 |
Красноярский край (в зависимости от района) | 1,2 – 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 |
Курганская область | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Магаданская область | 1,7 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 |
Мурманская область, в том числе Мурманск (в зависимости от района) | 1,4 – 1,8 | Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 N 868, Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 |
Новосибирская область (в том числе Новосибирск) | 1,2 | Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N 534 |
Ненецкий автономный округ (в зависимости от района) | 1,5 – 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.04.1986 N 111/7-31, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.01.1961 N 15/1 |
Омская область (в том числе Омск) | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 |
Оренбургская область | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Пермский край (в зависимости от района) | 1,15 – 1,2 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Приморский край (в зависимости от района) | 1,2 – 1,4 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18, Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 |
Ростовская область | 1,1 | Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1004 |
Саратовская область | 1,15 | Постановление Правительства РФ от 14.12.1996 N 1489 |
Сахалинская область (в зависимости от района) | 1,4 – 2,0 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 |
Свердловская область (в зависимости от района) | 1,15 – 1,2 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Татарстан (Республика) | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 |
Томская область, в том числе Томск (в зависимости от района) | 1,15 – 1,5 | Постановление Правительства РФ от 13.05.1992 N 309Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 |
Тыва (Республика) (в зависимости от района) | 1,2 – 1,5 | Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 N 856Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30.06.1970 N 210/18 |
Тюменская область, в том числе Тюмень (в зависимости от района) | 1,15 – 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1960 N 1251/28Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 N 298/8 |
Удмуртская Республика | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Хабаровский край. в том числе Хабаровск (в зависимости от района) | 1,2 – 1,7 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.06.1960 N 815/17Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 |
Хакасия (Республика) | 1,3 | Постановление Правительства РФ от 03.12.1992 N 933 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (ХМАО) (в зависимости от района) | 1,3 – 1,7 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.06.1960 N 815/17 |
Челябинская область | 1,15 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.02.1974 N 46/7 |
Чукотский автономный округ | 2,0 | Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 14.05.1971 N 184/14 |
Якутия (Саха) (Республика) (в зависимости от района) | 1,4 – 2,0 | Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 379/П-18Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 20.12.1971 N 507/34 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (в зависимости от района) | 1,3 – 1,8 | Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 N 165/15 |
Особенности для для некоторых форм трудоустройства
Форма трудоустройства | Применение коэффициента |
Сезонные и временные работники | За этими сохраняют право применять коэффициенты. Значение придают только тому факту, что обязанности исполняют со сложными климатическими условиями. Действует стандартная схема перемножения коэффициентов с заработной платой. |
Дистанционные сотрудники | Некоторые сотрудники проживают не там, где увеличение обязательно. Но выполняют обязанности у работодателя, находящегося в соответствующей местности. При таких обстоятельствах никаких надбавок именно за регион проживания не предусмотрено. Есть и те, кто проживают на Севере, а работу выполняют для регионального руководства из городов без прибавок. Тогда компенсация положена, при любых обстоятельствах. |
Сотрудники с разъездным характером работы | Перемножение коэффициентов и зарплаты производят только за дни нахождения на КС и территориях с равным значением. Меняющиеся места проживания делают зарплату нестабильной. |
Работу на территории Севера регулирует статья 50 ТК РФ.
Гарантии для таких территорий разрабатывают с некоторыми нюансами. При любых трудовых договорах фиксируют информацию, связанную с окладами, коэффициентами по районам и северной надбавкой, другими регулярными поощрениями подчинённых.
Сумма оклада не включает коэффициенты. Трудовой Договор предполагает отнесение к существенным условиям всех выплат с адресатами-сотрудниками. Поэтому и должны прописываться отдельно. Трудовая Инспекция отдельно регулирует вопрос.
ФЗ № 400 регулирует нормы, связанные с начислениями пенсии. Этот же закон описывает условия, способствующие увеличению выплат. Речь идет о достижении определённого возраста, наборе 15-20 лет стажа на территориях Крайнего Севера, других регионов с приравненным значением. Изначально такие граждане получают повышенные выплаты, что становится доступной материальной поддержкой.
Справка с описанием надбавок
При увольнении в обязательном порядке выдают справку, описывающую стаж. Она касается опыта, набранного в тех или иных условиях. Потом при получении документа могут возникать трудности, поэтому лучше позаботиться о решении проблемы заранее.
Обычно такие справки содержат следующие сведения:
- Описание надбавок.
- Размер заработной платы.
- Точное описание адресата для надбавки.
- Наименование работодателя.
- Реквизиты предприятия.
Прочую информацию вносят при необходимости, типовая форма справок никем не установлена.
Справка о сроках прохождения службы выдаётся военным, когда они увольняются. В дальнейшем это тоже учитывают при определении различных компенсаций.
В случае с увольнением по сокращению штатов
Сокращение проводят компании с нестабильной финансовой обстановкой. Свои особенности и гарантии имеет процесс увольнения для тех, кто находится на Севере.
Сначала работодатель выполняет все общие требования для процедуры. После этого работнику выдают расчет, с северными надбавками и районными коэффициентами включительно. На протяжении всего времени, пока гражданин ищет работу, руководитель тоже обязан будет сохранить компенсации. Максимальный срок их выплаты – три месяца.
Средний заработок сохраняют на протяжении 4-6 месяцев, если после увольнения работнику удалось встать на официальный учет в службе занятости, но последняя не может найти подходящую работу.
Сохранение непрерывного стажа на 3 месяца поиска работы – еще одна привилегия, доступная тем, кто проживает на КС. Иногда этот показатель сохраняется на протяжении полугода.
Региональные значения в процентах
Крайний Север и равные ему территории предполагают деление ставок на 4 группы. В каждом из случаев размер свой. 1 и 2 группа – это 80%. Касаются самого Крайнего Севера. 3 и 4 группа – 50 и 30%, распространяется на регионы с приравненным к этой территории значениям.
У разных регионов такой порядок применения повышающих ставок:
- 100% применяют по отношению к Антарктике, Чукотскому Автономному Округу, Северному Ледовитому Океану, Корякскому Автономному округу.
- 2 группа или 80% — это город Воркута, Якутия, Хабаровский Край, Чукотка.
- 3 группа – 50%. Надбавка актуальна для Ханты-Мансийского Автономного Округа, Архангельской области, Республики Карелия.
- 30% или 4 группа. Здесь речь о Забайкальском крае, Республике Коми, Тыве, Республике Бурятия.
У каждой области есть определённые районы, где применяемый коэффициент отличается от стандартных правил, указанных выше.
О квартальных и годовых премиях
Премии за квартал относят к одной из форм для поощрения сотрудников. Обычно выплаты идут каждые три месяца работы.
Такие виды компенсаций должны быть зафиксированы в следующих бумагах:
- Положения о премировании.
- Трудовые соглашения.
- Нормативные акты, связанные с компанией.
Такая фиксация ведёт к тому, что вознаграждения становятся частью общей системы вознаграждения за труд. При подобных обстоятельствах коэффициенты применяют по отношению к любым категориям сотрудников.
«Тринадцатая зарплата» — поощрения для подчинённых, зависящие обычно от трудового вознаграждения за прошлый год, а также – длительности сотрудничества с конкретным работодателем.
У самих выплат может быть несколько источников, включая трудовой фонд, фонд материальной поддержки, фонд социального развития и так далее. У организации оформлен Устав, где описаны все источники, из которых поступают деньги. Действие повышающих ставок совпадает с обычными ситуациями. Он обязателен, если фиксация выплат присутствует.
Кто имеет право на районные доплаты
Часть 2 статьи 146 ТК РФ гласит: труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Это положение конкретизировано в статье 315 ТК РФ, где сказано, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате.
Поэтому при начислении районных коэффициентов в 2019 году нужно использовать нормативные акты, утвержденные ранее, еще до появления ТК РФ, и в том числе документы, изданные во времена СССР (ч. 1 ст. 423 ТК РФ, разд. 1 Обзора, утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.02.14). Основным таким документом является постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.64 № 380/П-18.
В нем установлены размеры районных коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей. Продолжают действовать и другие аналогичные документы, изданные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС (от 03.11.60 № 1251/28, от 09.08.66 № 473/П-21 и др.). Многие из них также устанавливают размеры коэффициентов не только в зависимости от района (места) работы, но и в зависимости от отрасли, в которой заняты сотрудники.
Заметим, что такой подход не совсем соответствует положениям статьи 316 ТК РФ, которая не говорит о возможности введения разных районных коэффициентов для тех или иных отраслей. Но поскольку Правительство РФ не утвердило иной порядок, работодатели должны применять районные коэффициенты с учетом деления по отраслям, как это предусмотрено в указанных выше документах 60-80-х годов прошлого века, сохранивших свою силу.
Отметим также, что в некоторых регионах районные коэффициенты установлены более свежими нормативными правовыми актами. Например, для Республики Алтай таким документом является постановление Правительства РФ от 29.05.93 № 512, а для Алтайского края — постановление Правительства РФ от 27.12.97 № 1631.
Организации внебюджетного сектора могут вводить дополнительные или повышенные коэффициенты для своих работников. Размеры таких коэффициентов нужно закрепить в коллективном договоре (соглашении), локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах (ст. 135 ТК РФ, письмо Минтруда России от 26.11.
Мы подготовили уникальную таблицу (она размещена в конце статьи), в которой указаны все районные коэффициенты по регионам России в 2019 году. Также в таблице приведены ссылки на нормативные правовые акты, которыми утверждены коэффициенты. При этом в таблицу включены повышенные и дополнительные коэффициенты, установленные на региональном и местном уровнях.
Решение вопроса о том, надо ли начислять районный коэффициент к зарплате, зависит не от места нахождения организации-работодателя, а от места, где работник должен выполнять свои трудовые обязанности. То есть, от рабочего места, указанного в трудовом договоре. Напомним, что место работы, а в случае, когда работник будет трудиться в подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения, является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).
Поэтому если в трудовом договоре работника сказано, что местом его работы является регион, где введен районный коэффициент, то зарплату такого сотрудника нужно увеличивать на этот коэффициент. Это придется делать и в том случае, если сама организация-работодатель находится в районе, который не относится к «северным» территориям (разд. 1 Обзора Верховного суда РФ от 26.02.14, письмо Роструда от 15.01.16 № ТЗ/23333-6-1).
А как быть, если в трудовом договоре нет указания на работу в регионе с особыми климатическими условиями, но труд работника связан с поездками в такие районы? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно положения прописаны в трудовом договоре.
В заработок, который нужно умножить на районный коэффициент, включается не только оплата за отработанное время, но и надбавки и доплаты к окладу или тарифной ставке, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда, и выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К последним относятся, в частности, доплаты за работу в выходной или праздничный день, а также сверхурочную работу (постановление Конституционного суда РФ от 28.06.18 № 26-П).
Также на районный коэффициент нужно умножить и доплату за выслугу лет. При этом не важно, как часто она выплачивается: ежемесячно, ежеквартально или единовременно (п. 1 разъяснения, утв. постановлением Минтруда России от 11.09.95 № 49).
Заметим, что ни размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, ни конечная сумма, которая полагается к выплате работнику, не ограничиваются. То есть зарплата с учетом районного коэффициента может быть сколь угодно высокой (ст. 132 ТК РФ).
При этом необходимо помнить, что зарплата работников должна быть не менее МРОТ (ст. 133 ТК РФ). А районный коэффициент нужно начислять «поверх» минимального размера оплаты труда (постановление Конституционного суда РФ от 07.12.17 № 38-П). Это означает, что если заработная плата сотрудника, который полностью отработал отчетный период, до умножения на районный коэффициент была ниже МРОТ, то организация нарушила трудовое законодательство.
Районный коэффициент не начисляется на сумму среднего заработка, который сохраняется за сотрудником в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, не нужно умножать на коэффициент отпускные и командировочные. Это обусловлено тем, что выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка, уже должны быть рассчитаны с учетом районного коэффициента (подп. «л» п.
Также районный коэффициент не учитывается при выплате сотрудникам компенсаций, целью которых является возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей (суточные, надбавки за вахтовый метод и т.п.). Это связано с тем, что данные выплаты не являются по своей сути оплатой труда (ст. 129 ТК РФ).
Не следует применять районный коэффициент и к тем выплатам, начисление которых связано с особыми климатическими условиями труда. Речь идет о процентной надбавке к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 317 ТК РФ). Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на одну и ту же выплату — фактический заработок. Поэтому перемножать эти виды «северных» доплат друг на друга не надо.
Сформировать и сдать реестр больничных через интернет в рамках пилотного проекта
Таблица
И здесь надо опираться на Правительственное Постановление № 216. Пока точно не установят, какого размера будет компенсация – разрешают опираться на решения от федеральных органов исполнительной власти и те, что были приняты во времена СССР.
Письма Минтруда России от 2003 года можно использовать для получения более точных сведения относительно выплат гражданам в том или ином случае.
Пособия, имеющие фиксированный размер – вот где прибавки сохраняют актуальность. Это касается следующих разновидностей компенсации:
- При появлении первого ребенка на свет.
- Если ребенка передают на воспитание семье.
- Пособие женщинам при ранней постановке на учёт во время беременности.
- По уходу за детьми до возраста полутора лет.
- Если женщина была уволена беременной из-за ликвидации фирмы.
Районный коэффициент надо учитывать при расчете минимального размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. То же касается максимального размера компенсаций при наступлении подобных обстоятельств.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.
Это инструмент выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в субъектах РФ с особыми климатическими условиями и приравненных к ним. Этот механизм применяется как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Нормативно-правовое регулирование осуществляется за счет Трудового кодекса РФ (ст. 146, 148, 316), ФЗ от 19.02.1993 № 4520-1, Постановления Минтруда от 11.09.1995 № 49.