Мировое хозяйство японии

Характеристика и структура экономики Японии

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

Мировое хозяйство японии

По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому  вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

Мировое хозяйство японии

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

3. Водные и гидроэнергетические ресурсы.

  • На Латинскую
    Америку приходится 25% мирового речного
    стока (50-100 тыс. м куб. в год на душу
    населения), но они слабо вовлечены в
    хозяйственную деятельность.

  • Несколько меньше
    обеспечены Мексика, Белиз, Гватемала,
    Куба и некоторые районы Чили и Аргентины.

4. Лесные ресурсы.

  • Самые богатые в
    мире!

  • Здесь сосредоточено
    почти 25% всех лесов мира

  • Лесистость в
    регионе достигает 50%

  • Рекордсменом
    является Французская Гвиана, где
    обеспеченность лесными ресурсами
    составляет почти 150 га (!) на душу
    населения.

  • Суринам – самая
    лесистая страна в мире.

5. Земельные
ресурсы.

  • Обеспеченность
    пашней превышает среднемировой
    показатель, особенно в Аргентине,
    Бразилии, Уругвае, Мексике (0,3 – 0,9 га)

  • Сельскохозяйственные
    угодья расположены практически повсюду,
    кроме лесных территорий Амазонии.

6. Агроклиматические
ресурсы.

  • Латинскую Америку
    пересекает семь климатических поясов,
    соответственно сюда проникают самые
    различные воздушные массы

  • На большей части
    материка сумма активных температур
    составляет 8000 градусов и более

  • Вдоль Чили до юга
    материка сумма температур меняется от
    400 градусов (самый юг Чили) до 7000 градусов
    (Уругвай, Аргентина)

Колониальный
тип отраслевой структуры хозяйства
стран Латинской Америки:

  • Л.А.
    производит половину всей промышленности
    развивающихся стран.

  • Все
    страны региона находятся в экономической
    зависимости от США ({amp}gt; 50% инвестиций
    США в развивающиеся страны приходятся
    на ЛА, отсюда США получают 70% стратегического
    сырья и большую часть нефти, цветных и
    редких металлов)

  • внешний
    долг ~600
    млрд. долларов

  • но
    по многим показателям ЛА опережает
    страны Африки и Азии, т.к ЛА значительно
    раньше вступила на путь независимого
    капиталистического развития

  • неравномерное
    экономическое развитие

Особенности
современного хоз-ва ЛА:

  1. многоукладность
    хозяйства (различные формы
    докапиталистических отношений
    капитализм с наёмным трудом; современные
    предприятия кустарная промышленность)

  2. колониальный
    тип отраслевой структуры хозяйства

    узкая специализация хоз-ва (с колониальных
    времён страны ЛА ориентировались на
    рынок развитых стран
    развитие
    монокультурности с/х и промышленности)

  3. зависимость
    от иностранного капитала (50% вложений
    всех развитых стран в экономику
    развивающихся приходятся именно на
    ЛА)

  4. усиление
    открытости экономики (в 90х – либеральные
    реформы, сопровождающиеся приватизацией,
    однако гос-во всё ещё в значительной
    мере контролирует инфраструктуру)

  5. в
    наиболее развитых странах завершается
    формирование индустриальной
    соц-экономической системы и начинается
    переход к постиндустриальной модели

ЛА играет большую
роль в мировой горнодобывающей
промышленности. Но в последнее время
наблюдается снижение доли горнодобывающей
промышленности в национальном доходе
и повышение удельного веса обрабатывающей
промышленности (у неё ведущая роль). В
продукции снизилась
доля текстильной, кожевенной и пищевой
промышленности;

выросла доля
базовых отраслей – нефтехимии и
нефтепереработки, чёрной и цветной
металлургии, машиностроения (в т.ч. и
наукоёмкого). 90% продукции обрабатывающей
промышленности приходится на “большую
тройку” (Бразилия, Аргентина, Мексика),
а также на Чили, Венесуэлу, Колумбию и
Перу. В странах Центральной Америки и
Вест-Индии преобладают пищевая и лёгкая
промышленность.

Горнодобывающая
промышленность:

  • как
    на экспорт, так и для собственных нужд

  • {amp}gt;половины
    стоимости – нефть и газ; 70% добычи –
    Мексика и Венесуэла


  • место – железная руда (лидер – Бразилия,
    как по добыче, так и по экспорту)

  • добыча
    марганцовых руд (также Бразилия)

  • 27%
    мировой добычи бокситов

  • 44%
    мировой добычи медных руд

  • 17%
    цинковых

  • 11%
    свинцовых

  • а
    также селитра, ртуть, серебро и тп.

  • ведущая
    роль – добыча и переработка нефти
    (центры переработки – Мексика, Венесуэла,
    Эквадор, Перу, Виргинские и Багамские
    острова, о-ва Кюрасо и Аруба, Тринидад
    и Тобаго)

  • крупнейший
    нефтеперерабатывающий центр мира!!!

  • основа
    энергетики – нефть и газ, но возрастает
    производство гидроэнергии

  • в
    отдельных странах гидроэнергетика =
    90% электроэнергии 
    регион вышел на 1е место по доле ГЭС в
    выработке электроэнергии. (хотя
    гидропотенциал используется только
    на 15%)

  • Итайпу
    – самая крупная ГЭС в мире (река Парана,
    граница Бразилии и Парагвая); Гури –
    чуть менее мощная ГЭС (в Венесуэле на
    реке Карони)

  • !!!!!
    более половины населения региона не
    пользуются электричеством (в Боливии,
    Гондурасе, на Гаити – 80% поселений не
    электрифицированы)

Металлургия:

  • Чёрна
    я металлургия:

    наиболее хорошо развита в Бразилии
    ({amp}gt;половины стали всей ЛА), а также в
    Мексике, Аргентине и Венесуэле. Постоянно
    расширяется, т.к. развитые страны
    переводят её, как достаточно “грязную”,
    именно в эти страны. Невысокое качество
    стали 
    она перевозится в развитые страны в
    качестве полуфабриката, и там попадает
    в предельную металлургию

  • Цветная
    металлургия:

    наиболее развита выплавка алюминия,
    меди, свинца, цинка, бурно растёт
    производство алюминия в Бразилии (6е
    место в мире), меди черновой и рафинированной
    – в Чили !наличие сырья и мощная
    гидроэнергетика! Крупными производителями
    меди также являются Перу и Мексика

Машиностроение:

  • 90%
    продукции – Бразилия, Мексика, Аргентина,
    Венесуэла, Колумбия, Чили, Перу.

  • 1
    место – автомобильная промышленность
    Бразилии и Мексики (входят в 10ку мировых
    производителей автомобилей)

  • важное
    значение – судостроение самолётостроение
    электронное машиностроение в Бразилии,
    Аргентине, Чили и Мексике

Химическая
промышленность:

  • развита
    равномерно

  • химия
    органического синтеза – в центрах
    нефтепереработки

  • роль
    Чили – производство взрывчатых веществ

Деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность:

  • базируется
    на собственных богатых ресурсах

  • лидеры
    – Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили
    (Аргентина и Чили используют не только
    тропическую древесину, но и хвойные
    породы)

Лёгкая
промышленность:

  • традиционная
    для ЛА

  • доля
    её падает

  • Бразилия
    – Х/Б
    промышленность

  • Мексика
    – синтетические ткани

  • Аргентина
    и Уругвай – шерстяная и кожевенная
    промышленность

Пищевая
промышленность:

  • одна
    из ведущих отраслей

  • по
    количеству занятых опережает все другие
    отрасли

  • сахарная,
    плодоконсервная, мясная, рыбная
    промышленность

Транспорт:

  • слабое
    место экономики!

  • большая
    протяжённость дорог

  • низкая
    техническая оснащённость

  • низкая
    плотность транспортной сети

  • главный
    вид сухопутного транспорта – авто

  • Панамериканское
    шоссе (от границы с США до Буэнос-Айреса);
    Трансамазонская магистраль (от города
    Ресифи до границы с Перу и далее до
    побережья Тихого океана)

  • роль
    морского транспорта – все внешнеторговые
    перевозки (крупнейшие порты –
    Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айрес)

  • воздушный
    транспорт – как внутренние, так и
    межконтинентальные пассажирские
    перевозки

Сельское хозяйство.

С/х продолжает
играть важную, а в большинстве стран –
очень важную роль в экономике.

  • Оно характеризуется
    наличием двух секторов: высокотоварного
    плантационного
    ,
    который во многих странах приобрел
    монокультурный характер (Мексика,
    Бразилия, Аргентина, Колумбия – эти
    страны стали крупнейшими производителями
    сахарного тростника, бананов, кофе,
    хлопчатника). Сохраняется и потребительское
    малотоварное

    с/х, где существуют старые формы
    землевладения и землепользования.

  • Важную роль играет
    орошение в полупустынных районах,
    особенно в Аргентине

  • Аграрные отношения
    часто носят отпечаток колониального
    прошлого
    :
    издольщина, батрачество, оплата натурой
    (да-да, у Горбанева так и написано).

  • Одна из главных
    причин отсталости с/х региона заключается
    в сохранении старых форм землевладения:
    крупное помещичье землевладение
    сложилось здесь еще в колониальный
    период, когда в Мексике возникли
    гасиенды, в Бразилии – фазенды, в
    Аргентине – эстансии. Подобные крупные
    поместья принято называть латифундиями.
    Земля в них используется крайне
    неэффективно.

  • Ведущая отрасль
    – растениеводство
    .
    Преобладают зерновые (пшеница, кукуруза,
    сорго).

  • На плантациях
    выращивают сахарный
    тростник, кофе, какао, бананы, хлопок

  • По производству
    животноводческой
    продукции

    выделяются Аргентина
    и Уругвай
    ,
    преобладает мясное направление. Главные
    производители и экспортеры говядины
    – Аргентина и Уругвай, но развито и
    молочное скотоводство, мясошерстное
    овцеводство, свиноводство; в горных
    районах разводят лам.

  • Особое место
    занимает рыболовство
    (лидеры – Перу и Чили: они дают 20% мирового
    улова).

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;Банки Японии
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Качество японского товара

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

ВВП Японии

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

1)Особенности населения Западной и Центрально- Восточной Европы.

Зарубежная Европа
– регион с весьма сложной и в целом
неблагоприятной демографической
ситуацией. На мировом фоне он выделяется
самой низкой рождаемостью и самым низким
естественным приростом населения.

Особенности:

  1. Снижение уровня
    рождаемости

После сравнительно
непродолжительного «бэби-бума»,
характерного для конца 40-50-х гг. в 20в. и
являющегося своеобразным демографическим
следствием Второй мировой войны, в
большинстве стран региона появилась
тенденция к снижению уровня рождаемости.
Причины такого снижения уровня рождаемости
многообразны.

Главными среди них следует,
очевидно, считать естественные
демографические процессы: увеличение
средней продолжительности жизни,
постепенное старение населения, вхождение
в новую стадию демографического перехода.
Однако нужно учитывать и такие социально-
экономические причины, как резкое
возрастание «цены ребенка», влияние
разного рода экономических и политических
потрясений, непрочность семьи и др.

  1. Старение населения

  2. Повышение уровня
    смертности

Уровень смертности
в среднем составляет 11 человек на 1000
жителей, т.е. превышает среднемировой.
Объяснение этому факту нужно искать
прежде всего в тех же общих процессах
увеличения средней продолжительности
жизни, старения населения, нарушения
полового состава в периоды двух мировых
войн. Но нельзя ни учитывать таких
причин, как профессиональные заболевания,
производственный травматизм, несчастные
случаи, влияние алкоголизма, курения,
наркомании. Поскольку все это в первую
очередь относится к мужской части
населения, смертность среди мужчин, как
правило, значительно выше.

  1. Естественный
    прирост:

  • Все страны
    зарубежной Европы относятся к первому
    типу воспроизводства населения.

  • В наши дни только
    в нескольких гос-вах региона ( Албания,
    Франция, Ирландия, Исландия, Македония)
    реально обеспечивается более или менее
    расширенное воспроизводство населения.

  • В большинстве
    стран зарубежной Европы это воспроизводство
    либо крайне суженное, либо нулевое, не
    обеспечивающее даже прямое замещение
    поколений.

  • Самую большую
    группу образовывают 15 стран с отрицательным
    естественным приростом населения
    (Австрия, Болгария, Венгрия, Греция,
    Испания, И талия, Латвия, Литва, Румыния,
    Словения, ФРГ, Чехия, Швейцария, Швеция,
    Эстония)

  1. Население в З Е
    растет за счет иммигрантов, население
    ЦВЕ – не растет из-за слабого притока
    иммигрантов

  2. Большинство
    населения региона – христиане (в
    основном католики)

  3. Большинство
    населения региона занято в сфере услуг

  4. Высокий уровень
    грамотности людей

  5. Большой процент
    людей живет в городах

  6. Во всех странах
    современный тип воспроизводства

Наихудшая
демографическая ситуация к 2000 г. Сложилась
в странах Восточной Европы. Именно для
них характерны самые низкие показатели
рождаемости ( 9 чел на 1000 жителей), самый
высокий уровень смертности ( 14 чел на
1000), отрицательный естественный прирост
( – 5 чел на 1000), самая большая младенческая
смертность (15 чел на 1000) и самая низкая
продолжительность жизни ( у мужчин 63
года и у женщин 74 года).

В странах Западной
Европы демографическая ситуация также
довольно непростая. Рождаемость (10 чел
на 1000), смертность (10 чел на 1000), естественный
прирост (0 чел на 1000), младенческая
смертность (15 чел на 1000) и средняя
продолжительность жизни 77 лет.

Большинство стран
региона стремятся проводить демографическую
политику, направленную на повышение
уровней рождаемости и естественного
прироста населения.

  1. Показать
    на контурной карте страны ЕС Средней
    Европы; их государственный
    строй
    и административно-территориальное
    устройство.

ФРГ(ф)- берлин

Франция – париж

Бельгия(ф) –
брюссель

Нидерланды –
амстердам

Люксембург –
люксембург

Австрия(ф) – вена

Билет №5

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector