Мировое хозяйство японии
Характеристика и структура экономики Японии
Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.
Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:
- известняка;
- серы;
- нефти;
- цинковых и свинцовых руд;
- каменного угля.
Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.
Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.
А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Размер ВВП
По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.
На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.
Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.
В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.
Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:
- 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
- 2020 год – 5,008 трлн долл.;
- 2021 год – 5,015 трлн долл.
Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.
Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.
Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).
В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.
Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.
Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:
- автомобили;
- суда, корабли и плавсредства иных типов;
- робототехника;
- персональные компьютеры, бытовая электроника;
- пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.
Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.
Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).
Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.
Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.
Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:
- России – 6,8 %:
- Катара – 7,7 %;
- Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
- Австралии – 18,2 %;
- Саудовской Аравии – 18,9 %.
Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.
3. Водные и гидроэнергетические ресурсы.
-
На Латинскую
Америку приходится 25% мирового речного
стока (50-100 тыс. м куб. в год на душу
населения), но они слабо вовлечены в
хозяйственную деятельность. -
Несколько меньше
обеспечены Мексика, Белиз, Гватемала,
Куба и некоторые районы Чили и Аргентины.
4. Лесные ресурсы.
-
Самые богатые в
мире! -
Здесь сосредоточено
почти 25% всех лесов мира -
Лесистость в
регионе достигает 50% -
Рекордсменом
является Французская Гвиана, где
обеспеченность лесными ресурсами
составляет почти 150 га (!) на душу
населения. -
Суринам – самая
лесистая страна в мире.
5. Земельные
ресурсы.
-
Обеспеченность
пашней превышает среднемировой
показатель, особенно в Аргентине,
Бразилии, Уругвае, Мексике (0,3 – 0,9 га) -
Сельскохозяйственные
угодья расположены практически повсюду,
кроме лесных территорий Амазонии.
6. Агроклиматические
ресурсы.
-
Латинскую Америку
пересекает семь климатических поясов,
соответственно сюда проникают самые
различные воздушные массы -
На большей части
материка сумма активных температур
составляет 8000 градусов и более -
Вдоль Чили до юга
материка сумма температур меняется от
400 градусов (самый юг Чили) до 7000 градусов
(Уругвай, Аргентина)
Колониальный
тип отраслевой структуры хозяйства
стран Латинской Америки:
-
Л.А.
производит половину всей промышленности
развивающихся стран. -
Все
страны региона находятся в экономической
зависимости от США ({amp}gt; 50% инвестиций
США в развивающиеся страны приходятся
на ЛА, отсюда США получают 70% стратегического
сырья и большую часть нефти, цветных и
редких металлов) -
внешний
долг ~600
млрд. долларов -
но
по многим показателям ЛА опережает
страны Африки и Азии, т.к ЛА значительно
раньше вступила на путь независимого
капиталистического развития -
неравномерное
экономическое развитие
Особенности
современного хоз-ва ЛА:
-
многоукладность
хозяйства (различные формы
докапиталистических отношений
капитализм с наёмным трудом; современные
предприятия кустарная промышленность) -
колониальный
тип отраслевой структуры хозяйства
узкая специализация хоз-ва (с колониальных
времён страны ЛА ориентировались на
рынок развитых стран развитие
монокультурности с/х и промышленности) -
зависимость
от иностранного капитала (50% вложений
всех развитых стран в экономику
развивающихся приходятся именно на
ЛА) -
усиление
открытости экономики (в 90х – либеральные
реформы, сопровождающиеся приватизацией,
однако гос-во всё ещё в значительной
мере контролирует инфраструктуру) -
в
наиболее развитых странах завершается
формирование индустриальной
соц-экономической системы и начинается
переход к постиндустриальной модели
ЛА играет большую
роль в мировой горнодобывающей
промышленности. Но в последнее время
наблюдается снижение доли горнодобывающей
промышленности в национальном доходе
и повышение удельного веса обрабатывающей
промышленности (у неё ведущая роль). В
продукции снизилась
доля текстильной, кожевенной и пищевой
промышленности;
выросла доля
базовых отраслей – нефтехимии и
нефтепереработки, чёрной и цветной
металлургии, машиностроения (в т.ч. и
наукоёмкого). 90% продукции обрабатывающей
промышленности приходится на “большую
тройку” (Бразилия, Аргентина, Мексика),
а также на Чили, Венесуэлу, Колумбию и
Перу. В странах Центральной Америки и
Вест-Индии преобладают пищевая и лёгкая
промышленность.
Горнодобывающая
промышленность:
-
как
на экспорт, так и для собственных нужд -
{amp}gt;половины
стоимости – нефть и газ; 70% добычи –
Мексика и Венесуэла -
2е
место – железная руда (лидер – Бразилия,
как по добыче, так и по экспорту) -
добыча
марганцовых руд (также Бразилия) -
27%
мировой добычи бокситов -
44%
мировой добычи медных руд -
17%
цинковых -
11%
свинцовых -
а
также селитра, ртуть, серебро и тп.
-
ведущая
роль – добыча и переработка нефти
(центры переработки – Мексика, Венесуэла,
Эквадор, Перу, Виргинские и Багамские
острова, о-ва Кюрасо и Аруба, Тринидад
и Тобаго) -
крупнейший
нефтеперерабатывающий центр мира!!! -
основа
энергетики – нефть и газ, но возрастает
производство гидроэнергии -
в
отдельных странах гидроэнергетика =
90% электроэнергии
регион вышел на 1е место по доле ГЭС в
выработке электроэнергии. (хотя
гидропотенциал используется только
на 15%) -
Итайпу
– самая крупная ГЭС в мире (река Парана,
граница Бразилии и Парагвая); Гури –
чуть менее мощная ГЭС (в Венесуэле на
реке Карони) -
!!!!!
более половины населения региона не
пользуются электричеством (в Боливии,
Гондурасе, на Гаити – 80% поселений не
электрифицированы)
Металлургия:
-
Чёрна
я металлургия:
наиболее хорошо развита в Бразилии
({amp}gt;половины стали всей ЛА), а также в
Мексике, Аргентине и Венесуэле. Постоянно
расширяется, т.к. развитые страны
переводят её, как достаточно “грязную”,
именно в эти страны. Невысокое качество
стали
она перевозится в развитые страны в
качестве полуфабриката, и там попадает
в предельную металлургию -
Цветная
металлургия:
наиболее развита выплавка алюминия,
меди, свинца, цинка, бурно растёт
производство алюминия в Бразилии (6е
место в мире), меди черновой и рафинированной
– в Чили !наличие сырья и мощная
гидроэнергетика! Крупными производителями
меди также являются Перу и Мексика
Машиностроение:
-
90%
продукции – Бразилия, Мексика, Аргентина,
Венесуэла, Колумбия, Чили, Перу. -
1
место – автомобильная промышленность
Бразилии и Мексики (входят в 10ку мировых
производителей автомобилей) -
важное
значение – судостроение самолётостроение
электронное машиностроение в Бразилии,
Аргентине, Чили и Мексике
Химическая
промышленность:
-
развита
равномерно -
химия
органического синтеза – в центрах
нефтепереработки -
роль
Чили – производство взрывчатых веществ
Деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность:
-
базируется
на собственных богатых ресурсах -
лидеры
– Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили
(Аргентина и Чили используют не только
тропическую древесину, но и хвойные
породы)
Лёгкая
промышленность:
-
традиционная
для ЛА -
доля
её падает -
Бразилия
– Х/Б
промышленность -
Мексика
– синтетические ткани -
Аргентина
и Уругвай – шерстяная и кожевенная
промышленность
Пищевая
промышленность:
-
одна
из ведущих отраслей -
по
количеству занятых опережает все другие
отрасли -
сахарная,
плодоконсервная, мясная, рыбная
промышленность
Транспорт:
-
слабое
место экономики! -
большая
протяжённость дорог -
низкая
техническая оснащённость -
низкая
плотность транспортной сети -
главный
вид сухопутного транспорта – авто -
Панамериканское
шоссе (от границы с США до Буэнос-Айреса);
Трансамазонская магистраль (от города
Ресифи до границы с Перу и далее до
побережья Тихого океана) -
роль
морского транспорта – все внешнеторговые
перевозки (крупнейшие порты –
Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айрес) -
воздушный
транспорт – как внутренние, так и
межконтинентальные пассажирские
перевозки
Сельское хозяйство.
С/х продолжает
играть важную, а в большинстве стран –
очень важную роль в экономике.
-
Оно характеризуется
наличием двух секторов: высокотоварного
плантационного,
который во многих странах приобрел
монокультурный характер (Мексика,
Бразилия, Аргентина, Колумбия – эти
страны стали крупнейшими производителями
сахарного тростника, бананов, кофе,
хлопчатника). Сохраняется и потребительское
малотоварное
с/х, где существуют старые формы
землевладения и землепользования. -
Важную роль играет
орошение в полупустынных районах,
особенно в Аргентине -
Аграрные отношения
часто носят отпечаток колониального
прошлого:
издольщина, батрачество, оплата натурой
(да-да, у Горбанева так и написано). -
Одна из главных
причин отсталости с/х региона заключается
в сохранении старых форм землевладения:
крупное помещичье землевладение
сложилось здесь еще в колониальный
период, когда в Мексике возникли
гасиенды, в Бразилии – фазенды, в
Аргентине – эстансии. Подобные крупные
поместья принято называть латифундиями.
Земля в них используется крайне
неэффективно. -
Ведущая отрасль
– растениеводство.
Преобладают зерновые (пшеница, кукуруза,
сорго). -
На плантациях
выращивают сахарный
тростник, кофе, какао, бананы, хлопок -
По производству
животноводческой
продукции
выделяются Аргентина
и Уругвай,
преобладает мясное направление. Главные
производители и экспортеры говядины
– Аргентина и Уругвай, но развито и
молочное скотоводство, мясошерстное
овцеводство, свиноводство; в горных
районах разводят лам. -
Особое место
занимает рыболовство
(лидеры – Перу и Чили: они дают 20% мирового
улова).
Основные составляющие экономики Японии
Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.
А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.
Банковский сектор
В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:
- Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
- Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
- банки долгосрочного кредитования;
- трастовые банки;
- региональные и городские банки;
- иностранные банки.
Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.
- Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
- трудовые кредитные кооперативы;
- кредитные кооперативы;
- кредитные ассоциации.
Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.
В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:
- Mizuho Corporate Bank;
- Mitsubishi UFJ Financial Group;
- Industrial Bank of Japan и др.
Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.
В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.
Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.
В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.
Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.
В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.
На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.
Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана
Сфера транспорта
В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.
На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.
Немного цифр:
- Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
- Электрифицировано:
- 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
- 89,8 км дорог с узкой колеей.
- Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.
Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).
Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.
В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.
В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.
Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.
Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.
Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.
Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.
По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.
КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где
КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;
ЧЗЛ – число занятых людей;
ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).
В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.
Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.
Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.
К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:
- при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
- жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.
Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.
1)Особенности населения Западной и Центрально- Восточной Европы.
Зарубежная Европа
– регион с весьма сложной и в целом
неблагоприятной демографической
ситуацией. На мировом фоне он выделяется
самой низкой рождаемостью и самым низким
естественным приростом населения.
Особенности:
-
Снижение уровня
рождаемости
После сравнительно
непродолжительного «бэби-бума»,
характерного для конца 40-50-х гг. в 20в. и
являющегося своеобразным демографическим
следствием Второй мировой войны, в
большинстве стран региона появилась
тенденция к снижению уровня рождаемости.
Причины такого снижения уровня рождаемости
многообразны.
Главными среди них следует,
очевидно, считать естественные
демографические процессы: увеличение
средней продолжительности жизни,
постепенное старение населения, вхождение
в новую стадию демографического перехода.
Однако нужно учитывать и такие социально-
экономические причины, как резкое
возрастание «цены ребенка», влияние
разного рода экономических и политических
потрясений, непрочность семьи и др.
-
Старение населения
-
Повышение уровня
смертности
Уровень смертности
в среднем составляет 11 человек на 1000
жителей, т.е. превышает среднемировой.
Объяснение этому факту нужно искать
прежде всего в тех же общих процессах
увеличения средней продолжительности
жизни, старения населения, нарушения
полового состава в периоды двух мировых
войн. Но нельзя ни учитывать таких
причин, как профессиональные заболевания,
производственный травматизм, несчастные
случаи, влияние алкоголизма, курения,
наркомании. Поскольку все это в первую
очередь относится к мужской части
населения, смертность среди мужчин, как
правило, значительно выше.
-
Естественный
прирост:
-
Все страны
зарубежной Европы относятся к первому
типу воспроизводства населения. -
В наши дни только
в нескольких гос-вах региона ( Албания,
Франция, Ирландия, Исландия, Македония)
реально обеспечивается более или менее
расширенное воспроизводство населения. -
В большинстве
стран зарубежной Европы это воспроизводство
либо крайне суженное, либо нулевое, не
обеспечивающее даже прямое замещение
поколений. -
Самую большую
группу образовывают 15 стран с отрицательным
естественным приростом населения
(Австрия, Болгария, Венгрия, Греция,
Испания, И талия, Латвия, Литва, Румыния,
Словения, ФРГ, Чехия, Швейцария, Швеция,
Эстония)
-
Население в З Е
растет за счет иммигрантов, население
ЦВЕ – не растет из-за слабого притока
иммигрантов -
Большинство
населения региона – христиане (в
основном католики) -
Большинство
населения региона занято в сфере услуг -
Высокий уровень
грамотности людей -
Большой процент
людей живет в городах -
Во всех странах
современный тип воспроизводства
Наихудшая
демографическая ситуация к 2000 г. Сложилась
в странах Восточной Европы. Именно для
них характерны самые низкие показатели
рождаемости ( 9 чел на 1000 жителей), самый
высокий уровень смертности ( 14 чел на
1000), отрицательный естественный прирост
( – 5 чел на 1000), самая большая младенческая
смертность (15 чел на 1000) и самая низкая
продолжительность жизни ( у мужчин 63
года и у женщин 74 года).
В странах Западной
Европы демографическая ситуация также
довольно непростая. Рождаемость (10 чел
на 1000), смертность (10 чел на 1000), естественный
прирост (0 чел на 1000), младенческая
смертность (15 чел на 1000) и средняя
продолжительность жизни 77 лет.
Большинство стран
региона стремятся проводить демографическую
политику, направленную на повышение
уровней рождаемости и естественного
прироста населения.
-
Показать
на контурной карте страны ЕС Средней
Европы; их государственный
строй
и административно-территориальное
устройство.
ФРГ(ф)- берлин
Франция – париж
Бельгия(ф) –
брюссель
Нидерланды –
амстердам
Люксембург –
люксембург
Австрия(ф) – вена
Билет №5