Кому принадлежит дворовая территория многоквартирного дома

Главное назначение

Это участок, который непосредственно прилегает к дому. Лица, проживающие в нем, не только могут им пользоваться, но и обязаны содержать с учетом законодательства и санитарных нормативов. Землю выделяют строительной компании на основе аренды еще на этапе строительства. Жильцы имеют возможность оформить собственность, а если ранее это не было сделано, приватизировать участок.

Территория является неотъемлемой частью многоквартирного дома. Она не может использоваться посторонними организациями без ведома жильцов или юридически отделяться от дома. В соответствии с п. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, утверждается проект межевания территории. Владельцы нежилых помещений и квартир утверждают его. Расчет положенной территории осуществляется при помощи специальной формулы, подробно указанной в Приказе Минземстроя РФ № 59.

Чтобы узнать, сколько метров от дома относится к придомовой территории, можно обратиться в Росреестр за получением выписки из ЕГРН. Она содержит точные сведения о собственности. Если участок не оформлен в собственность, необходимо провести межевание для определения границ.

Кому принадлежит земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом? Он находится в долевой собственности у владельцев недвижимости, включая жилые и нежилые помещения. Не допускается единоличное владение или отчуждение территории. Жильцы используют ее совместно, принимая решения путем голосования на общих собраниях.

Площадь и составные элементы

Придомовая территория многоквартирного дома

Как определяет Жилищный кодекс, придомовая территория – это часть общего имущества многоэтажного домостроения, состоящая из земельного участка под зданием, зелёных насаждений, вспомогательных построек (подстанций, гаражей, детских площадок). Основное назначение земли возле многоэтажного строения – нормальная эксплуатация жилых помещений владельцами.

Границы придомовой территории определяются в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, хотя точного определения, нормативов размера земельного участка правовые акты не дают.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту – ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п “По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона “О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации”, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова” (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).

Кому принадлежит дворовая территория многоквартирного дома

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Кому принадлежит дворовая территория многоквартирного дома

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Возможности собственников

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, – внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Детская площадка возле дома

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Согласно подпункту “е” пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом “г” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Определение минимального и максимального размеров

Согласно действующему в 2019 году Жилищному кодексу, минимум вопросов возникает при установлении прав на участки вокруг новостроек. Придомовая территория многоквартирного дома ставится на кадастровый учёт при сдаче строения, и передаётся жильцам в собственность вместе с квартирой (в цену жилья включена часть стоимости участка, на котором стоит дом).

Оформление в собственность земли под ранее возведёнными (до начала действия нового закона) домами происходит несколько иным порядком. Правила устанавливают безвозмездную передачу участка под строением и вокруг него в собственность жильцам.

Озеленение двора

Длительность и хлопотность процесса приватизации придомовой территории зависит от того, проведён ли кадастровый учёт земельного надела или нет. Вариант, когда земля уже учтена, не доставит больших проблем с оформлением – жильцы (или их представитель) обращаются в регистрирующий орган с заявлением о приватизации территории вокруг дома, и в данные кадастра вносятся изменения относительно собственника участка.

Самый сложный процесс оформления земли в том случае, если участок вокруг дома ещё не имеет кадастрового плана (не учтён регистрирующим органом) Тогда для оформления собственности необходимо провести целый ряд мероприятий.

Для начала нужно собрать общее собрание жильцов и положительно разрешить вопрос с оформлением придомовой земли. Потом написать в компетентный орган местной администрации заявление о передаче прав на участок владельцам квартир.

Соответствующий орган организует выделение надела, межевание придомовой территории, подготовку технической документации, постановку участка на кадастровый учёт. После регистрации земельного участка происходит передача прав на него собственникам квартир в этом здании.

Интересно, что сам по себе процесс передачи прав на землю возле дома ещё не отработан на практике, так как местные власти не спешат лишаться земельной собственности, и, соответственно, прав на неё, а жильцы не торопятся приобретать право в силу хлопотности процесса и некоторых проблем, которые принесёт собственная придомовая территория.

Самые заметные минусы оформления права собственности:

  • придётся оплачивать земельный налог;
  • все бремя благоустройства (вместе с ремонтом дворовых дорог) ляжет на плечи владельцев квартир в многоэтажке.

Но с другой стороны есть и положительные моменты:

  • не будет возникать вопросов относительно незаконной застройки земли вокруг дома;
  • будет возможность использовать участок для получения доходов, которые пойдут на благоустройство.

Огражденные паркоместа

Новый Жилищный кодекс установил, что благоустройство придомовой территории — обязанность владельцев земли вокруг дома, то есть хозяев квартир в многоэтажном доме. Причём доля участия в финансировании работ по уборке участка, по закону распределяется пропорционально доли каждого в праве собственности, а такая доля зависит от площади жилого помещения, принадлежащая конкретному человеку.

Получается, что уборка придомовой территории, в том числе и в зимний период, осуществляется за счёт владельце квартир. Для этого обычно полномочия по благоустройству передаются либо ТСЖ, либо управляющей компании, которая собирает деньги с жильцов и проводит все необходимые работы.

Но, такой порядок установлен для зданий, земля вокруг которых оформлена в долевую собственность жильцов. Если участок под домом не оформлялся, то он принадлежит муниципалитету, и содержание придомовой территории является обязанностью местных властей, то есть районной администрации.

Если в обязанности собственника входит поддержание привлекательного вида земельного участка возле многоквартирного дома, в том числе и уборка придомовой территории, то у жильцов, в чьей собственности находится земля, есть, и определённые права на свой надел.

Так, некоторые части придомовой территории можно сдавать в аренду для размещения объектов, деятельность которых возможна неподалёку от жилых домов (овощные ларьки, газетные киоски).

Жильцы — собственники имеют право установить ограждения на принадлежащей им территории, и ограничить въезд на участок и проезд через него посторонних лиц. При решении вопроса о заборах на придомовой территории стоит сказать, что двор можно:

  • оградить полностью, но тогда необходимо получить разрешение архитектурно-строительного отдела местной администрации, и организовать возможность беспрепятственного подхода к инженерным коммуникациям, и проезда специального транспорта (скорой, пожарных, полиции);
  • установить частичное ограждение, например, шлагбаум на въезде, и ограничить сквозной проезд через двор. Установка такого забора не требует разрешения;
  • загородить некоторые части двора – детскую площадку, газоны, места выгула собак, цветники. Для этих целей тоже не нужно разрешение на монтаж забора.

Парковка автомобилей во дворе – ещё один спорный вопрос придомовой территории. Вообще, ещё на стадии проектирования должна быть учтена возможность стоянки автомобилей, при этом должны соблюдаться определённее правила:

  • от открытых стояночных мест до фасада дома должно быть не менее десяти метров, от гаражей – не менее семи с половиной метров, если выезд из них не направлен в сторону дома;
  • максимальное количество разрешённых открытых парковок возле дома – на пятьдесят машин, закрытых паркингов и гаражей разрешено установить на сто мест.

split

Не стоит забывать, что при парковке возле дома также действуют и нормы ПДД, положения которых ограничивают некоторые права жильцов оставлять машины на придомовой территории (включённый более пяти минут двигатель машины, парковка ближе пяти метров у мусорного контейнера, остановка на тротуарах и газонах).

Не устанавливаются строгие нормы по метражу и форме территории. Многоэтажные дома возводят в районах с разными особенностями и условиями, а также на различной площади. Застройщик не во всех случаях может подобрать участок, отвечающий требованиям будущих собственников.

Устанавливается понятие минимального размера, необходимого для обеспечения потребностей проживающих лиц. Он составляет площадь дома. В результате получается, что при выходе из подъезда собственники фактически оказываются не на своей территории.

Максимальная площадь варьируется. Она может ограничиваться только соседними постройками, входящими в межевой план и инфраструктуру дома. Законом не устанавливаются конкретные ограничения.

Жильцов часто интересует, каким образом увеличить площадь территории. Это возможно, обратившись к сотрудникам управляющей компании. Существует два способа реализации этой задумки:

  1. Аренда соседнего участка. С муниципалитетом заключается официальный договор аренды, за который необходимо вносить регулярные платежи.
  2. Выкуп участка. Жильцы станут полноправными владельцами и будут распоряжаться новой территорией по своему усмотрению.

Обратите внимание! Если рядом есть площадь достаточного размера, не занятая под другие проекты, государство способствует расширению территорию. Но жильцам придется самостоятельно заниматься документальным оформлением и решать вопрос определения границ.

Не все жильцы стремятся к оформлению собственности на землю. Это лишает их некоторых возможностей, которые дает официальный документ. Существуют следующие преимущества для собственников:

  1. Защита от возведения жилых домов, магазинов и автозаправок. Если участок является муниципальной собственностью, ее выделяют под любые законные цели.
  2. Извлечение прибыли от коммерческой деятельности. Средства направляют на цели, определенные на собрании жильцов.
  3. За приватизацию не устанавливается оплата.
  4. Возможность огородить территорию. Это обеспечит безопасность от нахождения посторонних лиц и автомобилей лиц, проживающих в других домах.

Собственники предоставляют разрешение на установку магазина или платной парковки. Если рядом находится офисный центр или предприятия, можно получать регулярную прибыль. Собственники могут взимать арендную плату с супермаркетов, салонов красоты и любых коммерческих заведений, размещающихся на первом этаже дома.

Но есть отрицательный момент, связанный с ежегодной оплатой налога за землю. Кроме того, придется содержать и ремонтировать территорию, включая проезды во двор. Когда дороги и придомовая территория относятся к муниципальной собственности, содержание и ремонт осуществляется за счет бюджетных средств.

Что включает придомовая территория?

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Она является единой площадью, поэтому из нее нельзя выделять часть для отдельного собственника. Она включает следующее:

  • участок, где непосредственно находится постройка;
  • деревья, кустарники, цветочные клумбы;
  • детская и спортивная площадки;
  • пожарные проезды, тепловые пункты и транспортные подстанции;
  • коллективные автостоянки.

Объекты располагаются в пределах территории, определенной по кадастровому паспорту. Доверить управление можно следующим организациям:

  • некоммерческой организации, как ТСЖ;
  • управляющей компании.

Как установить границы?

В большинстве новостроек границы определяются до передачи собственникам, которые получают выписку из ЕГРН. В ней содержатся сведения о праве собственности на определенную нежилую недвижимость или квартиру с указанием размера доли.

В старых постройках не всегда определяется придомовая территория. Сначала устанавливают границ, для чего проводят общее собрание. Подготавливается проект межевания, который делится на следующие этапы:

  1. Выбирается ответственный за организацию определения границ. Выбранный представитель подаст заявку в установленные органы и подаст акт с другими документами в Росреестр.
  2. Прикладываются документы, подтверждающие основные характеристики дома. Указываются данные о том, были ли ранее проведены мероприятия по межеванию.
  3. Проводится процедура межевания специалистами для определения границ и площади с предоставлением акта.
  4. Оформляется собственность в равных долях, после чего каждый может получить выписку.

Обязанности содержания

территория возле дома

При грамотном руководстве домом и территорией можно значительно сократить расходы и повысить комфортабельность для жизни. В любом населенном пункте действует целый комплекс правил, который владельцы могут установить самостоятельно. Главное, чтобы они не противоречили действующим законодательным нормам.

Работы складываются из следующего:

  1. Ограждение территории и объектов. Важно учитывать интересы ближайших домов, если они вынуждены ходить через территорию. Требуется разрешение от пожарной службы, станции скорой помощи и других инстанций, так как им необходим проезд в любое время.
  2. Уборка общих помещений и территории перед домом. Мусор и снег должны убираться регулярно с тротуаров, подъездных дорог. Жильцы могут нанять специальную службу или передать территорию для обслуживания в управляющую компанию.
  3. Посадка и обработка озеленения. Необходимо сформировать газоны, высаживать цветы и деревья. Важно не запускать их, так как на жильцах лежит ответственность за привлекательный внешний вид.
  4. Организация вывоза мусора, включая обустройство мест для расположения мусорных баков и контейнеров.

Организация находится в ведении собственников. Она зависит от их контроля и инициативы. Требования к благоустройству должны исполняться в минимальном объеме, чтобы поддерживать экологию и привлекательный вид города.

Как устанавливают правила, осуществлять все действия по уборке, благоустройству, озеленению придомовой территории должны специализированные организации, уполномоченные на проведение работ собственниками земли вокруг дома.

Так в зимний период к таким видам деятельности относятся:

  • вывоз снега;
  • очистка дорог ото льда;
  • обработка пешеходных зон песчано-соляной смесью.

Если речь идёт об осени, весне и лете, то это:

  • уборка твёрдых бытовых отходов и листвы;
  • обработка зелёных насаждений – их побелка, обрезка, вырубка;
  • уборка пыли и прочего мусора;
  • посадка и уход за цветами и клумбами;
  • ремонт и покраска детских площадок, лавочек, ограждений.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector