Для оформления заявки на получение разрешения управления плавсредством надо собрать и передать в регистрирующий орган набор следующих документов:
паспорт гражданина РФ;
правоустанавливающие документы на ТС, которым вы планируете управлять;
заявление на получение разрешительного удостоверения водителя судна;
сертификат об успешном окончании обучения на курсах судоводителей или же документ о высшем образовании по специальности, связанной с вождением;
квитанция об оплате необходимой госпошлины;
медзаключение о группе здоровья;
фотографии 3х4.
Кроме того, понадобится взять с собой ксерокопии всех документов.
Госпошлина в среднем составляет 1300 рублей. Если вы не занимались ранее постановкой лодки на учёт, то придется дополнительно оплатить ещё один сбор в сумме 1600 руб.
С подготовленным комплектом надо обратиться в ГИМС. В стенах данного учреждения регистрируются все водительские права на моторные судна.
В целом на подготовку и выдачу документа уходит около месяца. Подать заявление возможно тремя способами, гражданам в наши дни предложено:
напрямую в ГИМС;
передать пакет документов в МФЦ;
подать сведения через портал «Госуслуг».
Наиболее оперативным и удобным является первый вариант— водительское удостоверение обычно выдается довольно быстро. А вот при обращении в МФЦ процесс будет замедлен, пользователям нередко приходится ждать по полтора, а то и два месяца для того, чтобы увидеть разрешение на вождение ТС. Для передвижений в морском водном пространстве следует сделать международные права.
Права на управление маломерным судном необходимы для управления судном, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов.
Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, и мощность установленного двигателя не превышает 10 л.с. То есть права на управление катером (маломерным моторным судном) требуется, если мощность двигателя находится в пределах от 10 до 75 л.с., а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.
В случае если мощность двигателя катера превышает 75 л.с., то он выходит за категорию маломерного судна, и поднадзорен речному или морскому регистру.
Для сдачи экзамена в ГИМС гражданин, желающий получить права предоставляет с заявлением:
документ, удостоверяющий личность (паспорт и др.);
документ, подтверждающий годность гражданина к управлению маломерным судном (медицинская справка);
документы об имеющейся квалификации или подготовке (документ об обучении, имеющиеся права и др.);
две цветные матовые фотографии размером 30×40 мм, без уголка;
квитанцию об уплате государственной пошлины.
После приобретения катера, судовладельцу необходимо:
провести первичный осмотр катера (судна), где проводиться сверка номеров катера, двигателя с паспортами на катер и на двигатель;
подать документы, необходимые для регистрации катера, в ГИМС;
получить судовой билет;
укомплектовать катер необходимыми средствами обеспечения, которые записаны в судовом билете;
пройти технический осмотр катера.
Судовладелец для регистрации катера предоставляет следующие документы в ГИМС:
карточку-заявление установленного образца (как правило, заполняется в электронном виде работниками ГИМС после подачи всех документов);
документ, удостоверяющий личность ( копия);
ИНН (копия);
подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретение катера (судна) и двигателей (подвесных моторов);
копии и подлинники технических паспортов на катер (судно), двигатели или подвесные моторы;
документы, подтверждающие уплату пошлины за регистрацию катера (судна) и выдачи судового билета.
После прохождения необходимых процедур для получения прав на управление катером, и регистрации катера в ГИМС можно вдоволь наслаждаться отдыхом на водных просторах.
Основная информация
До 2012 года действительно было такое понятие, как маломерное судно, к числу которых причислялись и моторные лодки. В этом случае рыбаку или охотнику нужно было посетить Государственную инспекцию и зарегистрировать свой водный транспорт. На учет ставились те суда, на которых размещался мотор любой мощности и веса.
Соответственно, не важно было, какой мотор у лодки. Даже если он являлся самым маломощным, владельцу плавательного средства нужно было проходить все этапы оформления, оплату госпошлины и многое другое. При этом в обязательном порядке необходимо было получать права на управление любым мотором и проходить обучение. Таким образом, до 2012 года все были обязаны иметь лицензию на управление.
Обучение
Обучение на право управления катером, можно пройти в учебном заведении, имеющим специальную лицензию. Такие учреждения имеются во всех административных центрах, где имеются органы ГИМС.
Стоимость обучения находится в пределах 7000-8000 рублей. В курс обучения входят теоретическая и практическая части. Практические занятия возможны только в период навигации. По итогам обучения в учебном заведении сдается внутренний экзамен, выдается документ о прохождении курса обучения.
Определившись, на какие моторы нужны лодочные права, легко понять, нужно ли идти на курсы. Если такая необходимость есть, то нужно быть готовым к тому, что найти такие школы нелегко, особенно если речь идет не о крупном регионе. Стоит уточнить в ГИМС: возможно, от них действует какая-нибудь контора, предоставляющая такие услуги.
Само обучение обычно длится от 1,5 месяцев до полугода, в зависимости от интенсивности курсов. Сначала студенты проходят теоретический курс, изучают правила и прочее, а потом переходят к практике. За время подготовки владелец плавсредства должен не только ознакомиться с устройством судов, но и хорошо знать административное право, выучить все знаки и сигналы, которые используются на воде. Кроме этого студенты проходят курс метеорологии, радиосвязи и многое другое.
Что изменилось
Если говорить о том, нужны ли права на моторную лодку, то стоит отметить, что с 2012 года ситуация изменилась коренным образом. Появилось такое понятие, как плавсредство. При этом все плавательные средства стали делить на категории. Теперь можно точно сказать, со скольки “лошадей” права на моторную лодку являются обязательными. Сейчас для управления плавсредством мощностью более 10.88 л. с. в обязательном порядке требуется пройти обучение и получить разрешение.
Если же этот параметр меньше, а вес мотора не превышает 200 кг, то проходить регистрацию нет необходимости. То есть человек сам решает, нужно ли ему проходить обучение, или его навыков хватает для управления такой маломощной лодкой.
Также раньше учитывался такой параметр, как грузоподъемность. Сегодня на него совершенно никто не смотрит. Поэтому разбираясь, на какие моторы нужны лодочные права, следует иметь в виду два показателя силового агрегата: мощность и вес. Если плавсредство не нужно регистрировать, то права на него никто требовать не имеет полномочий.
Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС
В ситуации, когда нужны права на лодку, нужно быть готовым к тестированию. Если студент не сдает экзамен, то и права ему тоже получить не удастся. Обычно в учебном центре собирается комиссия из нескольких специалистов, которые следят за ходом тестирования. Также на экзамене должен присутствовать инспектор из ГИМС.
Сперва будущие водители моторных лодок сдают теорию, а потом переходят к практике. Они должны подтвердить свои знания и то, что готовы соблюдать все правила поведения на воде. Однако не стоит бояться. Все экзаменационные вопросы известны заранее, а педагоги предоставляют максимум информации по каждому из них. Главное – потратить время и все хорошо выучить.
Стоит отметить, что теоретическую часто можно пересдавать несколько раз. А вот с практикой дела обстоят сложнее. Далеко не всегда удается договориться о пересдаче. Практика при этом сдается на специализированных тренажерах, с которыми у некоторых возникают проблемы. Если же все части экзамена сданы, то студент получает специальный сертификат, на основании которого он сможет получить права.
Как обстоит ситуация с транспортным налогом и ТО
Исходя из информации о том, на какие моторы нужны лодочные права, многие могут решить, что теперь они освобождены и от налогообложения. Это не так. Данной сферы изменения 2012 года никак не коснулись. Это означает, что если мощность мотора более 5 л. с., то, как и ранее, платить транспортный налог придется. Даже если силовой агрегат не требует регистрации и наличия прав, это никак не освобождает его владельца от этих взносов.
По-другому обстоят дела с техническим освидетельствованием. Если в ГИМС лодочный мотор не регистрируется, то и ТО не нужно.
Если же мощность или вес силового агрегата превышают указанные выше параметры, то необходимо не только оформить плавсредство, но и получить на него права. Стоит узнать подробнее об этом процессе.
Как получить права на лодочный мотор
Для оформления всех нужных документов нужно пройти несколько этапов. Прежде всего подготавливаются все необходимые документы на водный транспорт. После этого следует прохождение медкомиссии, по окончании которой человеку выдается справка. Для ее получения нужно посетить нарколога, хирурга, психиатра, терапевта и еще нескольких врачей, которые смогут оценить здоровье будущего водителя лодки.
Если специалисты не видят никаких серьезных противопоказаний, то гражданин отправляется на обучение. По его завершении нужно будет сдать экзамен и подать заявление на получение прав. Эти пункты стоит рассмотреть более детально.
Помимо очевидной опасности для себя и остальных людей водитель плавсредства без лицензии рискует нарваться на инспектора ГИМС, который попросит предъявить права. Если их не оказалось, то штраф составит 1 000 рублей. При повторном нарушении сумма увеличивается до 1,5 тысячи.
Эта сумма может показаться не такой внушительной. Но лучше уточнить, на какие моторы нужны лодочные права, и не рисковать. Получение разрешения и регистрация плавсредства не занимают много времени. Поэтому лучше следовать правилам и не нарушать закон.
Категории
В наши дни в РФ существует несколько основных категорий прав:
на вождение моторных, а также всех видов парусных лодок;
на вождение моторных лодок;
на вождение гидроцикла.
Соответственно, все разновидности ТС на воде подразделяются на ряд категорий:
гидроцикл – представляет собой бескорпусное ТС с мотором, используется для перемещения по водному пространству;
моторная лодка со стационарным мотором – такое судно оборудовано стационарным либо и подвесным лодочным мотором;
парусное судно — этот транспорт дополнительно оснащается парусным элементом.
Еще до прохождения обучения определите, в каких районах вы планируете передвигаться в водном пространстве. Все водные пути условно разделяют на:
морские — представляют собой воды внутренних морей РФ, а также пути территориальных морей;
внутренние водные — к ним относят реки, а также водохранилища и озёра, которые полностью располагается на территории страны;
внутренние — несудоходные водоемы в пределах страны.
Что иметь при себе
Перед обращением в ГИМС стоит уточнить, какая форма заявления нужна для конкретного отделения. Образец можно получить и на месте. Также нужно иметь при себе паспорт гражданина РФ. Дополнительно необходимо оплатить пошлину. В противном случае заявление не примут к рассмотрению. Для получения прав придется заплатить 1 300 рублей. Если же нужно дополнительно зарегистрировать и само плавсредство, то следует оплатить также и судовой билет.
Также нужно принести сертификат об успешном окончании курсов и сдаче экзаменов, справку от врачей и 4 фотокарточки стандартного размера (3*4 см). Если есть документы на лодку и мотор, то их тоже стоит взять с собой.
Можно предоставить копии всех этих документов. Но медицинская справка должна быть оригинальной. Она возвращается владельцу, когда права будут готовы, поэтому не стоит беспокоиться.
Как только весь пакет документов будет принят, сотрудник ГИМС сообщит, когда можно прийти за готовыми правами. Для того чтобы их получить, достаточно подтвердить свою личность с помощью паспорта.
Наказания за отсутствие
Обращаем внимание на то, что согласно действующему закону нашей страны за езду на водных видах транспорта без оформленного разрешения установлена административная ответственность:
за вождение лодки, не имея при себе необходимого удостоверения, – предупреждение либо штраф в размере 100 рублей;
за передачу прав на вождение водного ТС лицу, не имеющему при себе разрешительного документа, – штраф в размере 100 рублей;
за управление плавсредством лицом, не имеющим водительских прав, – штрафные санкции от 1 до 2 тысяч рублей;
за передачу вождения ТС лицу, не имеющему допуска к управлению лодками, – штраф от 1 до 2 тысяч рублей.
После наложения штрафа судовладельцу выдается 10 дней для обжалования его в суде, после этого постановление вступает в силу и подлежит оплате. В соответствии с КоАП РФ штраф следует оплатить в течение 70 суток с момента выдачи квитанции. Если этот срок будет пропущен, то человек получит просрочку и, соответственно, дополнительную меру ответственности.
Штраф можно оплатить несколькими способами:
при помощи онлайн-сервисов, например, WebMoney или Яндекс-деньги;
через портал «Госуслуг»;
при помощи платёжного терминала Сберегательного банка;
через операторов любого банка, который принимает данный вид платежей.
Обращаем ваше внимание на то, что разрешенный период действия прав на вождение судном составляет 10 лет, после этого нужно продлить их в установленном законом порядке.
Оформление прав на управление судном — обязательное требование, обусловленное нормами безопасности передвижений в водном пространстве. Именно поэтому не следует им пренебрегать – от наличия водительских прав зависит не только целостность вашего бюджета, но и сохранность жизни и здоровья всех участников движения на воде. В случае частого нарушения норм законодательства возможно полное лишение прав на управление водным транспортом на несколько лет.
О том, как проще всего получить права судоводителя, смотрите в следующем видео.