Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Список территорий, имеющих коэффициентное значение по ОСАГО

При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы.

Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Под коэффициентом территории по полису ОСАГО (сокращенно – КТ) понимается определенное числовое значение, зависящее от территории (региона, города, муниципального образования), на которое умножается базовый тариф (наряду с другими коэффициентами, такими как КВС, КМ, КО, КП, КПр и др.).

https://www.youtube.com/watch?v=JjzpGIleIC8

Данный множитель по ОСАГО может принимать минимальное значение 0,6 и максимальное 2,1 (для всех ТС, кроме тракторов, самоходных машин и прочей техники, регистрируемой в органах Гостехнадзора). В отношении самоходной техники минимальное значение 0,5, а вот максимальное – всего лишь 1,2.

При этом конкретное значение данного коэффициента по ОСАГО зависит от того, где живет (зарегистрирован) или находится собственник (владелец) автотранспорта, указанного в полисе. Порядок определения места жительства (нахождения) зависит от статуса лица – физическое или юридическое.

Так, если собственник – гражданин, то территорией его проживания, в целях определения показателя КТ, признается место, указанное:

  • или в паспорте транспортного средства;
  • или в свидетельстве о регистрации;
  • или в общегражданском паспорте.
Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Региональный коэффициент участвует в стандартной формуле подсчета стоимости ОСАГО и устанавливается на законодательном уровне.

Существует специальный список мест, имеющих коэффициентное значение по ОСАГО. Он оформляется в виде нормативной таблицы.

В данную таблицу входят:

  1. Автономные республики;
  2. Автономные округа;
  3. Автономные области;
  4. Края;
  5. Области;
  6. Города федерального значения;
  7. Значимые города субъектов федерации;
  8. Обобщенные пункты для менее значимых городов и населенных пунктов, относящихся к субъектам федерации;
  9. Особые территории, не входящие в состав РФ.

То есть здесь нет строгой привязки к субъектам РФ, как может показаться на первый взгляд. Более того – список территорий с присвоенным ТК в данной таблице изменяется со временем. Например, сейчас в этом документе значится 255 пунктов (входящих в 62 раздела), а в 2005 г. их было больше.

Коэффициентное значение, которое имеет каждый пункт, может быть:

  • Повышающим – показатель более единицы;
  • Нейтральным – показатель равен единице;
  • Понижающим – показатель менее единицы.

Также имеются предельные значения показателей, которые на 2017 г. составляют:

  1. Максимальное значение – 2.1 (это дает повышение цены на ОСАГО в 14 тыс. 385 руб.);
  2. Минимальное значение – 0.6 (это дает понижение цены на ОСАГО в 4 тыс. 110 руб.).

Разница составляет довольно значительную сумму – 10 тыс. 275 руб.

Название коэффициента указывает на то, что цена страхового полиса будет напрямую зависеть от местности, в которой эксплуатируется автомобиль. Чем более плотный поток на дороге, тем больше вероятность аварийной ситуации. Поэтому в мегаполисах КТ выше, чем в небольших населенных пунктах. Кроме того на величину коэффициента влияет статистические данные аварийности в регионе.

Итак, региональные коэффициенты обязательного автострахования напрямую зависят от:

  • количества жителей, зарегистрированных в населенных пунктах региона;
  • общего числа стоящих на учете ГИБДД транспортных средств;
  • данные об аварийности в данной местности.

Региональные коэффициенты определяются по месту регистрации владельца автомобиля. Чем более оживленный регион будет записан в документах, тем больше придется заплатить за страховку.

Для физических лиц региональный коэффициент определяется местом регистрации собственника. Таким образом, если транспортное средство было зарегистрировано в столице, а его владелец проживает в удаленном регионе, то стоимость полиса будет просчитываться именно по месту жительства человека.

Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определение тарифа обязательного страхования автомобиля по регионам происходит по месту регистрации предприятия. Если машины стоят на учете в регионах, а сама компания находится в столице, то к страховке применяются московские коэффициенты.

Коэффициент региона зависит от:

  • загруженности дорог. Чем выше плотность движения, тем выше коэффициент. Поэтому полис дешевле обойдется для жителей небольшого города в области, чем для людей, проживающих в мегаполисе;
  • аварийности в местности. Зависит исключительно культуры вождения в конкретном регионе. Пока частота ДТП находится на низком уровне, коэффициент действует на снижение. Если водители станут чаще попадать в аварии, то произойдет пересчет и платить со следующего года они начнут больше.

Фактически коэффициент по регионам не зависит от параметров конкретного водителя. Он применяется на основании предварительно проведенных расчетов.

Как пользоваться таблицей территориальных коэффициентов

Основными документами, регулирующими приобретение и использование автогражданки, являются:

  • Федеральный закон «Об ОСАГО» (№40 от 25.04.2002 года);
  • Указание Банка России от 19.09.2014 года (№3384-У).
    Федеральным законом устанавливаются:
  • принципы, на которых основано обязательное автострахование;
  • правила страхования автотранспорта;
  • порядок расчета страховой премии (обязательство применения при расчете базовых ставок и коэффициентов, в том числе и территориального параметра);
  • порядок оформления дорожного происшествия для получения страховой компенсации;
  • порядок определения суммы компенсации после дорожной аварии;
  • порядок рассмотрения споров между страховщиками и страхователями и так далее.

Указание Банка России – это документ, который устанавливает значение базовых ставок и основные критерии определения коэффициентов, влияющих на стоимость автогражданки.

Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

От уровня концентрации машин в населенном пункте зависят показатели ДТП на данной территории.

В мегаполисе количество автомобилей самое большое, потому и коэффициент будет выше, чем в сельской местности или небольшом региональном центре с количеством жителей чуть более 100 тысяч человек.

На величину коэффициента страховых тарифов оказывают влияние территория преимущественного использования конкретного ТС и адрес прописки, указанный в личном паспорте владельца. Для юрлиц ведущее значение имеет место регистрации предприятия или фирмы индивидуального предпринимателя.

Также при вычислении КТ учитываются следующие показатели:

  • численность населения: в небольшом городке или районном центре КТ будет ниже, а в мегаполисе возрастет, потому что общее количество зарегистрированных автомобилей на периферии меньше, чем в федеральных центрах и крупных городах;
  • загруженность дорог: показатель будет выше там, где зарегистрировано и эксплуатируется больше машин;
  • показатели ДТП в конкретном населенном пункте. Коэффициент напрямую зависит от количества аварий. Чем их больше, тем полис стоит дороже.
  • общая продолжительность дорог федерального значения, в малых населенных пунктах это важный параметр;
  • средний возрастной показатель автовладельцев, проживающих в городе (для лиц, управляющих спецтранспортом).

Поскольку автомобилей на проезжей части много, вероятность попасть в ДТП возрастает, в результате число страховых выплат увеличивается, соответственно, растет транспортный коэффициент. Кем устанавливаются параметры КТ? Существует два главных документа, которые регулируют покупку и использование полисов:

  1. Правила расчета суммы компенсации и нормы применения того или иного коэффициента при продаже полисов устанавливаются в законе об ОСАГО.
  2. Базовую ставку и критерии, влияющие на величину ТК в каждом отдельном случае и регионе, определяет Центробанк РФ.

Немаловажное влияние оказывает и то, какую политику проводит правительство России в отношении некоторых регионов РФ, например, Грозного и Симферополя. Для их жителей КТ понижен до 0,6 с целью снизить нагрузку на местных автовладельцев. Расчеты проводятся по особенной экономической программе, разработанной только для этих территорий.

На территории Российской Федерации, как базовые тарифные ставки по ОСАГО, так и коэффициенты, а также порядок их использования, устанавливает орган, осуществляющий надзор и контроль в сфере ОСАГО – а именно, Центральный Банк РФ. Разработка коэффициентов производится по согласованию с Правительством.

Именно регулятор определяет, в каком регионе (городе, муниципальном образовании) установить высокий, а в каком – низкий коэффициент преимущественного использования ТС. По мнению нашей редакции, ЦБ закрепляет коэффициент за каждой территорией на основе следующих факторов:

  • число жителей;
  • количество зарегистрированных там транспортных средств;
  • общая протяженность автомобильных дорог, транспортных развязок, магистралей и др.;
  • статистика аварийности на дорогах;
  • возможно, и прочие факторы (их перечень нигде не указан).

Также большое значение (КТ = 2) действует на территориях следующих городов:

  • Москвы;
  • Перми;
  • Сургута;
  • Тюмени;
  • Казани.

Достаточно высокое значение (КТ = 1,8) установлено и для владельцев ТС, прописанных в следующих городах:

  • Уфа;
  • Краснодар;
  • Новороссийск;
  • Красноярск;
  • Санкт-Петербург;
  • Ростов-на Дону;
  • Нижневартовск;
  • Нижний Новгород.

В некоторых населенных пунктах установлены средние или чуть выше среднего значения коэффициента КТ. Например:

  • в Армавире, Туапсе, Киселевске, Соликамске, Юрге, Сочи, Муроме и Чепецке – 1,2;
  • в Кропоткине, Канаше, Курганинске, Воткинске, Крымске, Новоалтайске, Лабинске, Ейске, Тимашевске, Выксе, Арзамасе, Белогорске, Славянске на Кубани, Гусь-Хрустальном, Ачинске и Тихорецке – 1,1;
  • в Волгограде, Петропавловске-Камчатском, Геленджике, Анапе, Железногорске, Краснокамске, Комсомольске-на-Амуре, Норильске – 1,3.

В крупных городах, как правило, высокий территориальный коэффициент КТ. Примеры:

  • Екатеринбург – 1,8;
  • Магнитогорск – 1,8;
  • Омск – 1,6;
  • Воронеж – 1,5;
  • Хабаровск – 1,7;
  • Иваново – 1,8;
  • Новосибирск – 1,7.

Есть и населенные пункты, в которых КТ равен единице и, соответственно, никак не влияет на стоимость ОСАГО. Примеры:

  • Минусинск;
  • Глазов;
  • Ессентуки;
  • Назарово.

Существуют населенные пункты и территории, где действует минимальный КТ (0,6). Примерами могут служить:

  • Кызыл;
  • Краснокаменск;
  • Севастополь;
  • Биробиджан;
  • весь Чукотский АО.
Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Территориальный коэффициент – важная величина, способная снизить или повысить стоимость ОСАГО.

Таблица тарифов КТ достаточна большая по объему. В ней перечислены все регионы России, в каждом субъекте выделены населенные пункты. Например, на территории Владимирской области работают сразу 4 различных значения коэффициента:

  • 1,6 – для жителей Владимира;
  • 1,1 – для города Гусь-Хрустального;
  • 1,2 – для проживающих в Муроме;
  • 1,0 – для остальных населенных пунктов региона.

Ранее были широко распространены схемы (которые встречаются и сейчас) экономии на ОСАГО посредством оформления фиктивной временной регистрации в регионе с низким ТК (на Кавказе и т. п. местах). По факту же страхователь эксплуатировал ТС в городе с высоким ТК.

Такая схема считается обманной – по закону водитель не имеет права оформлять автогражданку на временную регистрацию, если у него есть постоянная. Имеется и другая разновидность данной схемы – когда страхователь предоставляет в СК ПТС или СТС, где стоит адрес проживания отличный от указанного в гражданском паспорте.

Все это сейчас подпадает под определение «негативной страховой истории» – обман страхователя или предоставление неверных данных, которые существенно влияют на стоимость полиса. Из-за этого страховые возмещения могут быть поставлены под сомнение. Здесь легко получить обоснованный отказ в страховой выплате или сильное ее занижение. Также при покупке очередного полиса соответствующий коэффициент (КН) увеличит сумму страховой премии.

Практика занижения ТК применяется не только страхователями, обманывающими СК. Зачастую сами страховщики идут навстречу водителям и берут «удобные» данные о местожительстве из СТС или ПТС, которые не являются реальными. Обычно это практикуется с клиентами, имеющими большой стаж безаварийной езды – СК в этом случае выгоднее самим нарушить свои же правила, но не упустить выгодного клиента, который из-за отказа может перейти к более сговорчивому страховщику.

Как применяется

Вероятность попадания в аварию у жителя столицы заведомо выше, чем у жителя небольшого сибирского поселка. Следовательно, выплаты по «автогражданке» в мегаполисе будут чаще, а суммы больше. Для того, чтобы поставить автовладельцев в равные условия и ввели коэффициенты. Конечно, абсолютную справедливость они обеспечить не могут, но в отдельных случаях помогают снизить стоимость страховки автогражданской ответственности.

Сп = Бс*Кт*Кбм*Ко*Квс*Км*Кпр*Кпи*Ксс*Кн

Бс базовая ставка по автогражданке. Ставка определяется в зависимости от вида страхуемого автотранспортного средства
Кт территориальный коэффициент. Значения параметра для отдельных регионов и населенных пунктов будут представлены далее
Кбм коэффициент бонус-малус. Значение коэффициента зависит от класса водителя. При оформлении автогражданки впервые каждому водителю присваивается 3 класс. Далее параметр зависит от количества аварий, произошедших в предыдущий страховой период, при условии виновности в ДТП водителя
Ко коэффициент, зависящий от количества лиц, допускаемых собственником к управлению автотранспортом. ОСАГО может быть оформлена с неограниченным количеством водителей или конкретным перечнем лиц
Квс коэффициент, который зависит от возраста и водительского стажа лиц, допускаемых к управлению. Если страховка оформляется с неограниченным числом водителей, то значение Квс не учитывается. В иной ситуации для расчета принимается наибольшее значение параметра
Км коэффициент мощности. Определяется на основании мощности страхуемого автомобиля, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации авто)
Кпр коэффициент, отражающий возможность использования транспорта с прицепом. Для физических лиц, собственников автотранспорта, значение параметра не учитывается
Кпи коэффициент, значение которого зависит от периода использования автомобиля. Применяется, если автотранспортное средство используется собственником не круглый год, а только определенный период. Минимальный период использования авто – 3 месяца. Если автогражданка оформляется не на целый год, то период использования авто четко указывается в страховом договоре и соответственно страховом полисе. Собственник автомашины по своему усмотрению может выбрать несколько периодов в разное время. В этой ситуации для определения значения Кпи используется суммарный временной отрезок
Ксс коэффициент срока страхования. При стандартных условиях страховка оформляется сроком на 12 месяцев. В определенных ситуациях (автотранспорт необходимо перевезти к месту постоянной регистрации или авто принадлежит иностранному гражданину, временно зарегистрированному на территории РФ) срок страхования может быть снижен
Кн коэффициент нарушений. Если в предыдущем страховом периоде водителем были допущены грубые нарушения действующего законодательства в области автострахования или административного права, то значение Кн равно 1,5. Если нарушения отсутствует, то Кн = 1

Грубыми нарушениями являются:

  • оставление места дорожной аварии без уважительной причины;
  • умышленное предоставление страховой компании ложной информации;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, приведшее к дорожному происшествию.

Таким образом, территориальный коэффициент может:

  • увеличивать стоимость полиса обязательного автострахования, если его значение больше 1;
  • не влиять на стоимость автогражданки, если значение Кт равно 1;
  • уменьшать стоимость полиса, при значении менее 1.

Например, стоимость ОСАГО без учета коэффициент территории составляет 6 850 рублей.

Максимальное значение Кт=2,1, что приводит к увеличению стоимости до 14 385 рублей. Минимальное значение (0,6) снижает стоимость автогражданки до 4 110 рублей.

Ц = Бс х Кт х Кбм х Ко х КВС х Км х КПР х КПИ х КСС х Кн

Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Расшифровка используемых параметров:

  1. Ц – цена атогражданки.
  2. Бс – величина базовой ставки, определяемая в зависимости от места проживания автовладельца и вида принадлежащего ему транспорта.
  3. Кт – тот самый коэффициент, значение которого представлено было в расположенной выше таблице.
  4. КБМ — всем известный показатель коэффициента бонус-малус, зависящий от уровня профессионализма водителя, количества попаданий в ДТП, периода безаварийной езды.
  5. Ко – показатель или коэффициент, на величину которого влияет число водителей, допущенных к управлению автомобилем. Это может быть конкретный список лиц или неограниченное количество.
  6. КВС – возрастной коэффициент и стаж водителя. Не учитывается при оформлении полиса, где число водителей неограниченное. В остальных случаях берется наибольший показатель.
  7. Км – мощность движка авто, которая указывается в ПТС или регистрационном свидетельстве.
  8. КПР — коэффициент, применяемый для машин с прицепами. Для автолюбителей может не учитываться.
  9. КПИ – показатель того, сколько времени эксплуатируется авто, наименьший период равен трем месяцам.
  10. КСС – срок, на который оформляется полис ОСАГО. Обычно — это 12 месяцев.
  11. Кн – количество дорожных аварий, правонарушений, совершенных водителем. При наличии в прошлом страховом периоде грубых нарушения закона в области автострахования или привлечения к административной ответственности величина показателя составит 1,5, в остальных случаях равняется единице.

Нужно еще отметить, что некоторые из показателей применяются не для всех ТС, например, мощность двигателя учитывается только для легковушек, а КПР используется для крупногабаритных машин, перевозящих грузы.

Таким образом рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. Без него выезжать на дорогу сегодня строго запрещено. Тем, кто не имеет достаточных средств для покупки полноценной страховки или желает снизить стоимость страховки за счет транспортного коэффициента, нужно либо проживать в сельской местности, либо оформить автомобиль на родственников, зарегистрированных в небольшом городке.

Страхователь, который приобретает страховку ОСАГО в офисе страховщика или на его сайте, предоставляет сведения о собственнике и о транспортном средстве. Страховщик самостоятельно производит расчет цены полиса на основе этих данных, просто умножая базовый тариф на все коэффициенты, которые участвуют в исчислении страховой премии для конкретной ситуации.

Согласно данной таблице, видим, что коэффициент КТ участвует в расчете практически всегда – кроме случаев, когда ОСАГО оформляется на срок не более 20 дней – в целях следования к месту постановки на учет или прохождения техосмотра.

В остальных случаях (когда оформляется полис на 1 год, ТС поставлено на учет в России, владелец – физическое или юридическое лицо), нужно определять свое место жительства (согласно ПТС, СТС или общегражданскому паспорту) и смотреть таблицу ниже.

Как узнать свой региональный коэффициент

Региональным или териториальным коэффициентом (сокращенно обозначают КТ) называют одну из базовых переменных, которую используют при расчете стоимости полиса автогражданской ответственности. Числовое значение КТ располагается в диапазоне от 0,6 до 2,1 и увеличивает или снижает цену страховки до 3,5 раз.

Какое значение используется, зависит от места проживания владельца транспортного средства. Каждый регион рассчитывает собственные тарифы, Центробанк России их утверждает и сводит в отдельную таблицу.

Коэффициент по регионам регулируется двумя законодательными актами:

  • N 40-ФЗ «Об ОСАГО». В нем определяются правила расчета страховой премии и порядок применения коэффициентов;
  • указание Банка России №3384-У. Устанавливает базовые ставки и значения всех коэффициентов, применяемых при расчете размера страховой премии.

Некоторые коэффициенты корректируются регулярно, в том числе, территориальный, изменяясь в соответствии с обстановкой в регионе.

Узнать коэффициент по регионам можно в специальных таблицах или из указа Банка России. Его максимальный размер в этом году составляет 2, например, в Сургуте. Минимальный размер – 0,6 в малых населенных пунктах большинства регионов. В Москве коэффициент равен – 2.

При расчете коэффициенты применяются к базовому тарифу, по регионам его значение не меняется. Его размер зависит исключительно от типа транспортного средства. Меньше всего платят за трамваи – 1010 рублей, и мотоциклы – 1215 рублей. На легковые машины установлен тариф в 2375 рублей.

Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Коэффициент начисляется не по месту приобретения автомобиля, как можно было бы ожидать, и не по месту использования транспорта. Региональный коэффициент привязан к прописке или временной регистрации владельца автомобиля. То есть москвич, приобретая автомобиль в Чебоксарах, будет покупать страховку ОСАГО по московским тарифам, даже если ездить будет в Чебоксарах или в Мурманской области.

Для ИП и предприятий расчет регионального коэффициента производится по региону официальной регистрации организации, по региону юридического адреса.

Зная правильные значения всех коэффициентов, вы можете правильно рассчитать стоимость страховки ОСАГО для своего автомобиля и даже существенно сэкономить. Для вашего удобства, мы предоставляем полные таблицы региональных коэффициентов по краям, республикам и округам.

Значения имеют 2 цифры для каждого региона – для обычного автотранспорта и для тракторов, сельхозтехники, самоходных машин. Как правило, коэффициент для тракторов значительно ниже, это обязательно нужно учитывать.Стоимость страховки, как конструктор – складывается из нескольких нюансов

Регион, субъект Федерации, АО Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Москва 2 1.2
Адыгея 1.3 1
Карачаево-Черкессия 1 0.8
Тыва 0.6 0.5
Чечня 0.6 0.5
Крым 0.6 0.6
Ленинградская область 1.3 0.8
Московская область 1.7 1
Еврейская АО 0.6 0.5
Ненецкий АО 0.8 0.5
Байконур 0.6 0.5
 Республика Алтай Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Горно-Алтайск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Башкортостан
Октябрьский, Благовещенск 1.2 0.8
Ишимбай, Салават, Кумертау 1.1 0.8
Стерлитамак, Туймазы 1.3 0.8
Уфа 1.8 1
Другие города 1
Дагестан
Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск 0.7 0.5
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Бурятия Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Улан-Удэ 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Ингушетия
Малгобек 0.8 0.6
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Кабардино-Балкария
Нальчик, Прохладный 1 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Калмыкия
Элиста 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Коми Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Сыктывкар 1.6 1
Ухта 1.5 0.8
Другие населенные пункты 1 0.8
Карелия
Петрозаводск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Мордовия
Рузаевка 1.2 1
Саранск 1.5 1
Другие населенные пункты 0.8 0.6
Марий Эл
Волжск 1 0.8
Йошкар-Ола 1.4 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Северная Осетия Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Владикавказ 1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Саха
Нерюнгри 0.8 0.5
Якутск 1.2 0.7
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Хакасия
Абакан, Черногорск, Саяногорск 1 0.8
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Татарстан
Казань 2 1.2
Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1 0.8
Елабуга 1.2 0.8
Набережные Челны 1.7 1
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 1.1 0.8
Чувашия Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Новочебоксарск 1.2 0.8
Канаш 1.1 0.8
Чебоксары 1.7 1
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Удмуртия
Глазов, Сарапул 1 0.8
Ижевск 1.6 1
Воткинск 1.1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5

Региональные коэффициенты ОСАГО по краям

Алтайский край Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Бийск 1.2 0.8
Барнаул 1.7 1
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск 1.1 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Камчатский край
Петропавловск-Камчатский 1.3 1
Другие населенные пункты 1 0.6
Ставропольский край
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск 1 0.8
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Забайкальский край Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Чита 0.7 0.5
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Краснодарский край
Сочи, Армавир, Туапсе 1.2 0.8
Анапа, Геленджик 1.3 0.8
Белореченск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Тимашевск, Тихорецк 1.1 0.8
Краснодар, Новороссийск 1.8 1
Другие населенные пункты 1 0.8
Красноярский край
Красноярск 1.8 1
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово 1 0.8
Зеленогорск, Ачинск 1.1 0.8
Железногорск, Норильск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Приморский край
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск 1 0,8
Владивосток 1,4 1
Другие населенные пункты 0,7 0,5
Пермский край Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Соликамск 1.2 0.8
Березники, Краснокамск 1.3 0.8
Пермь 2 1.2
Лысьва, Чайковский 1 0.8
Другие населенные пункты 1.1 0.8
Хабаровский край
Хабаровск 1.7 1
Комсомольск-на-Амуре 1.3 0.8
Амурск 1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Архангельская область
Северодвинск 1.7 1
Архангельск 1.8 1
Котлас 1.6 1
Другие населенные пункты 1 0.5

Коэффициенты регионов ОСАГО по областям

Амурская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Белогорск, Свободный 1.1 0.9
Благовещенск 1.6 0.9
Другие населенные пункты 1 0.6
Астраханская область
Астрахань 1.4 1
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Брянская область
Клинцы 1 0.8
Брянск 1.5 1
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Волгоградская область
Камышин, Михайловка 1 0.8
Волжский 1.1 0.8
Волгоград 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Белгородская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Губкин, Старый Оскол 1 0.8
Белгород 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Вологодская область
Череповец 1.8 1
Вологда 1.7 1
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Воронежская область
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1.1 0.9
Воронеж 1.5 0.9
Другие населенные пункты 0.8 0.6
Владимирская область
Муром 1.2 0.8
Владимир 1.6 1
Гусь-Хрустальный 1.1 0.8
Другие населенные пункты 1 0.8
Воронежская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1.1 0.9
Воронеж 1.5 1.1
Другие населенные пункты 0.8 0.6
Иркутская область
Усолье-Сибирское 1.1 0.8
Иркутск 1.7 1
Ангарск 1.2 0.8
Шелехов 1.3 0.8
Братск, Тулун, Усть-Кут, Черемхово, Усть-Илимск 1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Ивановская область
Иваново 1.8 1
Шуя 1 0.8
Кинешма 1.1 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Кировская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Кирово-Чепецк 1.2 0.8
Киров 1.4 1
Кирово-Чепецк 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Калужская область
Обнинск 1.3 0.8
Калуга 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Кемеровская область
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1.2 0.8
Новокузнецк 1.8 1
Кемерово 1.9 1
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 1.1 0.8
Калининградская область
Калининград 1.1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Костромская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Кострома 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Курская область
Курск 1.2 0.8
Железногорск 1 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Курганская область
Шадринск 1.1 0.8
Курган 1.4 0.8
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Липецкая область
Елец 1 0.8
Липецк 1.5 1
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Мурманская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Апатиты, Мончегорск 1.3 1
Североморск 1.6 1
Мурманск 2.1 1.2
Другие населенные пункты 1.2 1
Магаданская область
Магадан 0.7 0.5
Другие населенные пункты 0.6 0.5
Новосибирская область
Куйбышев 1 0.8
Новосибирск 1.7 1
Искитим 1.2 0.8
Бердск 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Новгородская область
Боровичи 1 0.8
Великий Новгород 1.3 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Нижегородская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Балахна, Бор, Дзержинск 1.3 0.8
Нижний Новгород 1.8 1
Арзамас, Выкса, Саров 1.1 0.8
Кстово 1.2 0.8
Другие населенные пункты 1 0.8
Оренбургская область
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк 1 0.8
Орск 1.1 0.8
Оренбург 1.7 1
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Орловская область
Орел 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Омская область
Омск 1.6 1
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Псковская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Великие Луки 1 0.8
Псков 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Пензенская область
Заречный 1.2 0.8
Кузнецк 1 0.8
Пенза 1.4 1
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Ростовская область
Азов 1.2 0.8
Ростов-на-Дону 1.8 1
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог 1 0.8
Батайск 1.3 0.8
Шахты 1.1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Рязанская область
Рязань 1.4 1
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Саратовская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Балаково, Балашов, Вольск 1 0.8
Саратов 1.6 1
Энгельс 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Самарская область
Новокуйбышевск, Сызрань 1.1 0.8
Тольятти 1.5 1
Самара 1.6 1
Чапаевск 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Сахалинская область
Южно-Сахалинск 1.5 1
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Свердловская область
Екатеринбург 1.8 1
Новоуральск, Березовский, Первоуральск, Верхняя Пышма, 1.3 0.8
Полевской, Верхняя Салда 1.2 0.8
Асбест, Ревда 1.1 0.8
Другие населенные пункты 1 0.8
Смоленская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Смоленск 1.2 0.8
Ярцево, Сафоново, Вязьма, Рославль 1 0.8
Другие населенные пункты 0.7 0.5
Тверская область
Тверь 1.5 1
Кимры, Вышний Волочек, Ржев 1 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Томская область
Томск 1.6 1
Северск 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Тульская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Тула 1.5 1
Щекино, Узловая, 1.2 0.8
Новомосковск, Алексин, Ефремов 1 0.8
Другие населенные пункты 0.9 0.5
Тамбовская область
Мичуринск 1 0.8
Тамбов 1.2 0.8
Другие населенные пункты 0.8 0.5
Ульяновская область
Ульяновск 1.5 1.1
Димитровград 1.2 0.9
Другие населенные пункты 0.9 0.6
Тюменская область Значение для автотранспорта Тракторы, самоходные машины
Тобольск 1.3 0.8
Тюмень 2 1.2
Другие населенные пункты 1.1 0.8
Челябинская область
Челябинск 2.1 1.3
Магнитогорск 1.8 1
Копейск 1.6 1
Миасс, Златоуст 1.4 0.8
Чебаркуль, Сатка 1.2 0.8
Другие населенные пункты 1 0.8
Ярославская область
Ярославль 1.5 1
Другие населенные пункты 0.9 0.5

Итог

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Итак, при расчете цены на страховку ОСАГО практически всегда применяется коэффициент преимущественного использования автотранспорта. Он установлен на законодательном уровне за каждой территорией РФ – городом, муниципальным образованием или сразу всем субъектом РФ, как в случае с Ненецким АО.

Если он больше единицы, значит, стоимость полиса повышается, если меньше, наоборот, понижается. КТ, равный единице, не меняет цену страховки. Страховщик самостоятельно считает цену страховки с учетом КТ при покупке полиса.

Расчетные критерии для ТК, не относящиеся к страховым рискам

Осаго для регионов. Региональный коэффициент ОСАГО в Москве.

Однако все вышеперечисленное относится к факторам, влияющим на страховой риск. Но в расчетах участвуют и совсем иные критерии, относящиеся к финансово-коммерческой статистике, а не к страховым рискам:

  • Статистика по динамике заключений договоров страхования;
  • Статистика страховых возмещений;
  • Статистика отказов в возмещении;
  • Статистика величин уплаченных сумм за страховую премию;
  • Статистика по уровню рентабельности страхования автогражданской ответственности.

Причем данные по этому списку, согласно пункту 5 (ст. 8, ФЗ № 40), обязательны для официального обнародования Центробанком на ежегодной основе (печатаются в Вестнике ЦБ РФ).

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод – значения ТК рассчитываются:

  1. С использованием критериев, влияющих на страховые риски;
  2. По критериям, не относящимся к страховым рискам.

В результате применения подобной схемы расчетов, ТК может ставить в логический тупик водителей, которые знакомятся с таблицей коэффициентов.

Город Коэффициент (ТК)
1 Челябинск ТК = 2,1
2 Мурманск ТК = 2,1
3 Москва ТК = 2
4 Тюмень ТК = 2
5 Пермь ТК = 2
6 Казань ТК = 2
7 Сургут ТК = 2

Как видите, в Челябинске и Мурманске ТК выше, чем в Москве с ее мега-пробками, огромным количеством населения и автомобилей. А Санкт-Петербург вообще не вошел в семерку перечисленных фаворитов. Есть и другие города, ТК которых кажется явно завышенным (Кемерово, к примеру).

С другой стороны, большая часть населенных пунктов РФ, представленных в таблице как «иные» или «другие», имеет нейтральный или пониженный коэффициент. И среди этих городов немало таких, в которых вся приведенная выше статистика по обеим категориям критериев, находится в удручающем состоянии. Почему же коэффициенты для них понижающие или нейтральные?

коэффициент осаго по регионам

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к подпункту «а» (п. 2, ст. 9, ФЗ № 40). В нем указано что для страхователя ТК берется в соответствии с местом основной эксплуатации автомобиля. Это место, определяется на основании данных о территории проживания владельца автомобиля и называется территория преимущественного использования.

А эти данные, согласно тому же пункту, берутся из следующих документов:

  • Гражданского паспорта владельца ТС – для физлиц и ИП (индивидуальных предпринимателей);
  • Записи о владельце в ПТС (паспорт ТС) – для физлиц и ИП (индивидуальных предпринимателей);
  • Записи о владельце в СТС (свидетельство о регистрации ТС) – для физлиц и ИП (индивидуальных предпринимателей);
  • Учредительных документов предприятия/компании, где указан адрес официальной регистрации субъекта (а также его подразделений) – для юридических лиц.

В сети можно встретить информацию о том, что для расчетов СК берут ТК только из гражданского паспорта страхователя, где указаны данные о его постоянной регистрации. Да, так поступают наиболее часто, но не во всех случаях.

Ведь у гражданина или нерезидента РФ может отсутствовать место постоянной регистрации (т. к. институт строгого соответствия «прописке» упразднен), а машина иметься. В этом случае закон обязывает автовладельца иметь свидетельство о временной регистрации. По этому документу и производится привязка ТК к страхователю.

На чем основана законодательная база

Основные моменты, которые возникают в ситуациях, когда нанесен ущерб третьим лицам или транспортным средствам, регулирует

. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Коротко его называют Закон об ОСАГО. Документ периодически корректируется, в него вносятся изменения и поправки. Последняя редакция принята 28.04.2017г.

Коэффициент ОСАГО по регионам

ФЗ устанавливает:

  • базовые принципы для страхования автогражданской ответственности;
  • правила страховки транспортного средства;
  • порядок начисления страховых выплат (обязательное использование при расчетах базовых тарифов и коэффициентов);
  • последовательность разрешения спорных ситуаций между страховыми компаниями;
  • способ расчета суммы компенсации после страхового случая.

Следующими важными документами, в которых определяются базовые ставки, значения всех коэффициентов и основные параметры их начисления – это Указания Банка России №3384 — У от 19.09.2014г и №3604 — У от 30.03.2015г. Дополнительно в отдельном письме ЦБ России указывается, что на республику Крым распространяются положения данных Указаний.

Как влияет на стоимость страховки КТ

Коэффициент равный 1 не изменяет размер значения тарифа, меньше единицы – понижает сумму, больше единицы – увеличивает стоимость ОСАГО.

Самым высоким территориальный коэффициент должен быть в Москве. Да, на территории столицы он действительно высок, и равен 2. Такое же значение в городах Пермь, Сургут, Тюмень и Казань. Но есть цифра еще выше – 2,1 – такой коэффициент применяется для расчетов в Мурманске и Челябинске. Зато всего 0,6 от базового тарифа заплатят владельцы авто в населенных пунктах небольших республик: Бурятия, Тыва, Дагестан, Крым. Как зависит цена ежегодного полиса ОСАГО от значения КТ, рассмотрим на конкретных примерах.

Например, стоимость полиса без учета территориального коэффициента равняется 5 720 рублей.

При максимальном значении КТ = 2,1 окончательная стоимость будет 11 962 рублей.

Применение минимального коэффициента 0,6 резко понижает стоимость ОСАГО до 3 432 рублей. Ощутимая разница!

Т = ТБ *КТ *КС *КБМ *КВС *КО *КМ *КН

ОСАГО

Затем разобраться, какие значения будут применяться в вашем случае. Для примера обсчитаем цену полиса для молодого водителя, 21 год, стаж вождения два года, автомобиль «Нексия», проживает в городе Перми, ездит регулярно, но понемногу и аккуратно, нарушений не допускал. Приступаем к расчету:

  • Т – общая цена «автогражданки»
  • ТБ – основной тариф – 2574
  • КТ – значение, учитывающее территорию проживания – 2
  • КС – период страхования – 1
  • КБМ – класс водителя – 1,4
  • КВС – совокупность возраста и водительского стажа – 1,8
  • КО – открытость полиса – 1
  • КМ – мощность автомобильного двигателя – 1,1
  • КН – нарушения, допущенные водителем – 1

Считаем: Т = 2574х2х1,4х1,8х1х1,1х1х1 = 13 270 рублей. За страховку нашему условному молодому человеку придется заплатить внушительную сумму. А его ровеснику, проживающему в городе Нытва, это 90 км от Перми, при аналогичных характеристиках страхование обойдется дешевле, почти в два раза.

Т = 2574х1,1х1,4х1,8х1х1,1х1х1 = 7 298 рублей. Здесь возникает соблазн, каким-то образом зарегистрировать авто в небольшом населенном пункте.

Коэффициент территории – как он определяется

Статья 9 Закона «Об ОСАГО» предписывает определять значение КТ по адресу места жительства владельца авто. Будьте внимательны, страхователь может не быть собственником транспортного средства.

Сведения о регистрации можно получить из любого указанного документа:

  • паспорта гражданина РФ;
  • свидетельства о государственной регистрации ТС;
  • ПТС.

Класс страхования ОСАГО

Место приобретения автомобиля на стоимость ежегодной страховки не влияет. Если вы зарегистрированы в Самаре, а приобрели автомобиль и желаете оформить ОСАГО в Новороссийске, то в расчете будет учитываться КТ применимый для Самары.

С юридическими лицами, их филиалами, частными предпринимателями ситуация обстоит иначе. Для них региональный коэффициент будет определяться по адресу, который указан в учредительных документах.

Например, фирма зарегистрирована в Волгограде, а принадлежащий ей транспорт в Санкт-Петербурге. Тогда при расчете будет применяться значение коэффициент Волгограда, по адресу, прописанному в Уставе.

Есть ли законные способы экономии?

Да, такой способ есть. Если в вашем населенном пункте стоимость ОСАГО тяжела для личного бюджета, то можно применить схему фиктивной смены собственника ТС.

Для этого вам нужно найти надежного человека, который совсем не обязательно должен иметь права, и переуступить ему право собственности на ваше авто, составив стандартный договор купли-продажи и сделав соответствующие записи в ПТС. Таким надежным человеком обычно являются родственники или близкие друзья из глубинки. На их имя «проданный» (или «подаренный») автомобиль по всем правилам переоформляется в ГИБДД с получением СТС на чужое имя.

Затем истинный владелец вписывается в страховку (или оформляет неограниченное ОСАГО), забирает новые документы и ездит в своем городе, приобретая страховку по понижающему ТК из глубинки.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector