Какие виды административных наказаний назначаются только судьей

3.1 Принципы назначения административных наказаний

Ст.
4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые
нормы, определяющие общие правила
(принципы) наложения административных
наказаний, а не процессуальные нормы.

Общие
правила наложения административных
наказаний основываются на принципах
равенства перед законом, презумпции
невиновности, законности, индивидуализации
наказания.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Принцип
равенства перед законом означает,
что лица, совершившие административные
правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной
ответственности независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.

Из
принципа презумпции
невиновности следует,
что лицо подлежит административной
ответственности только за те
административные правонарушения, в
отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административному
правонарушении, считается невиновным,
пока его вина не будет доказана в порядке,
предусмотренном КоАП, и установлена
вступившим в законную силу постановлением
судьи, органа, должностного лица,
рассмотревших дело. Лицо не обязано
доказывать свою невиновность.9

Законность применительно
к назначению административных наказаний
заключается в том, что виновному может
быть назначено только то наказание,
которое установлено законодательным
актом и только в пределах их компетенции
и санкции конкретной правовой нормы,
предусматривающей административную
ответственность. При этом законность
назначения административного наказания
обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в
    КоАП закреплена система административных
    наказаний, за пределы которой не может
    выйти ни один правоприменитель;

  • в
    каждой правовой норме закреплены вид
    и размеры наказаний;

  • за
    административное правонарушение может
    быть наложено только одно основное
    административное наказание.

Индивидуализация административного
наказания
выражается в том, что при его назначении
учитывается характер правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение, обстоятельства,
смягчающие и отягчающие административную
ответственность.

Индивидуализация
наказания предполагает смягчение или
усиление его на основе оценки всех
обстоятельств дела и личности виновного.10

3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую
роль при назначении обоснованного и
справедливого административного
наказания играют обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность
за административные правонарушения.


раскаяние виновного, совершившего
административное правонарушение;


добровольное сообщение лицом о совершенном
им административном правонарушении;


предотвращение виновным вредных
последствий правонарушения;


совершение административного
правонарушения в состоянии сильного
душевного волнения (аффекта) либо при
стечении тяжелых личных или семейных
обстоятельств;


совершение административного
правонарушения несовершеннолетним,
беременной женщиной или женщиной,
имеющей малолетнего ребенка;


добровольное возмещение лицом, совершившим
административное правонарушение,
причиненного ущерба или добросовестное
устранение причиненного вреда;


оказание лицом, совершившим административное
правонарушение, содействия органу,
уполномоченному осуществлять производство
по делу об административном правонарушении,
в установлении обстоятельств, подлежащих
установлению по делу об административном
правонарушении.11

Данные
обстоятельства являются основанием
для выбора менее строгого наказания в
пределах санкции нарушенной нормы.
Указанные обстоятельства не образуют
исчерпывающий перечень. Орган или
должностное лицо, решающее дело об
административном правонарушении, может
признать смягчающими и обстоятельства,
не указанные в законе, например, преклонный
возраст нарушителя, его болезнь,
безупречное поведение на производстве
и в быту до совершения правонарушения
и т.д.


продолжение противоправного поведения,
несмотря на требования уполномоченных
на то лиц прекратить его;

https://www.youtube.com/watch?v=playlist


повторное в течение года совершение
однородного административного
правонарушения, за которое лицо уже
подвергалось административному
наказанию;


вовлечение несовершеннолетнего в
совершение административного
правонарушения;


совершение административного
правонарушения группой лиц;


совершение административного
правонарушения в условиях стихийного
бедствия или при других чрезвычайных
обстоятельствах;

Какие виды административных наказаний назначаются только судьей


совершение административного
правонарушения в состоянии опьянения.12

Обстоятельствами,
отягчающими административную
ответственность, могут быть признаны
лишь те, которые не представляют собой
объективные признаки административного
правонарушения, как, например, состояние
опьянения не расценивается подобным
обстоятельством в случае управления
транспортным средством водителем,
находящимся в состоянии опьянения,
поскольку данное правонарушение образует
состав самостоятельного административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 12.8 КоАП РФ.13

50. Нарушение требований пожарной безопасности. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.

Под
проституцией следует понимать вступление
в половую связь за материальное
вознаграждение.

Занятие
проституцией и получение дохода от
занятия проституцией относится к
правонарушениям, посягающим на здоровье,
санитарно–эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность. Под ними следует понимать
предусмотренные законодательством об
административных правонарушениях
деяния, сопряженные с нарушением правил,
направленных на обеспечение здоровья,
санитарно–эпидемиологического
благополучия населения и общественной
нравственности, и создающие угрозу
причинения им вреда.

Субъект
: Субъектами данного административного
правонарушения являются лица женского
и мужского пола, достигшие шестнадцатилетнего
возраста.

Объект
:
общественные отношения, в сфере охраны
здоровья, санитарно-эпидемиологического
благополучия и общественной нравственности.

Объективная
сторона
: общественно вредное деяние, выраженное
в форме действия (и только действия)

Субъективная
сторона
: в форме прямого умысла.

Нарушение
правил пересечения Государственной
границы Российской Федерации лицами и
(или) транспортными средствами либо
нарушение порядка следования таких лиц
и (или) транспортных средств от
Государственной границы Российской
Федерации до пунктов пропуска через
Государственную границу Российской
Федерации и в обратном направлении, за
исключением случаев, предусмотренных
статьей 18.5 настоящего Кодекса, –

влечет
наложение административного штрафа на
граждан в размере от двух тысяч до пяти
тысяч рублей; на должностных лиц – от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч
рублей; на юридических лиц – от четырехсот
тысяч до восьмисот тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Те
же действия, совершенные иностранным
гражданином или лицом без гражданства,

влекут
наложение административного штрафа в
размере от двух тысяч до пяти тысяч
рублей с административным выдворением
за пределы Российской Федерации или
без такового.

3.
Ведение на Государственной границе
Российской Федерации либо вблизи нее
хозяйственной, промысловой или иной
деятельности без уведомления пограничных
органов либо с уведомлением таких
органов, но с нарушением установленного
порядка ведения на Государственной
границе Российской Федерации либо
вблизи нее хозяйственной, промысловой
или иной деятельности –

влечет
предупреждение или наложение
административного штрафа на граждан в
размере до одной тысячи рублей с
конфискацией орудий совершения или
предмета административного правонарушения
или без таковой; на должностных лиц – от
трех тысяч до пяти тысяч рублей с
конфискацией орудий совершения или
предмета административного правонарушения
или без таковой;

Объект
: общественные отношения в сфере режима
гос. Границы РФ и охраны его действия.

Субъект
:
физические лица, иностранные граждане;
юр. лица (ч.3)

Объективная
сторона
: общественно-опасное деяние, выраженное
в форме действия.

Субъективная
сторона:
в форме прямого или косвенного умысла.

1. Потребление (распитие)
алкогольной продукции в местах,
запрещенных федеральным законом, –

влечет
наложение административного штрафа в
размере от пятисот до одной тысячи
пятисот рублей.

2. Потребление наркотических
средств или психотропных веществ без
назначения врача либо потребление иных
одурманивающих веществ на улицах,
стадионах, в скверах, парках, в транспортном
средстве общего пользования, а также в
других общественных местах –

влечет
наложение административного штрафа в
размере от четырех тысяч до пяти тысяч
рублей или административный арест на
срок до пятнадцати суток.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

3. Действия, указанные в
части 2 настоящей статьи, совершенные
иностранным гражданином или лицом без
гражданства, –

влекут наложение
административного штрафа в размере от
четырех тысяч до пяти тысяч рублей с
административным выдворением за пределы
Российской Федерации либо административный
арест на срок до пятнадцати суток с
административным выдворением за пределы.

Объект
:
общественные отношения в сфере
общественного порядка и норм поведения
в общественных местах.

Объективную
сторону
правонарушения характеризует факт
распития пива или спиртосодержащей
продукции в соответствующем
социально-культурном учреждении, в
конкретном объекте, отнесенном к
общественным местам или объектам общего
пользования, равно как и факт употребления
наркотических средств или психотропных
веществ без назначения врача.

Субъектами
правонарушений могут быть граждане,
достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная
сторона : выражена
виной в форме умысла.

1. Нарушение требований
пожарной безопасности, за исключением
случаев, предусмотренных статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8
настоящей статьи, –

влечет предупреждение
или наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до
одной тысячи пятисот рублей; на должностных
лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч
рублей; на юридических лиц – от ста
пятидесяти тысяч до двухсот тысяч
рублей.

2. Те же действия,
совершенные в условиях особого
противопожарного режима, –

влекут наложение
административного штрафа на граждан в
размере от двух тысяч до четырех тысяч
рублей; на должностных лиц – от пятнадцати
тысяч до тридцати тысяч рублей; на
юридических лиц – от четырехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований
пожарной безопасности к внутреннему
противопожарному водоснабжению,
электроустановкам зданий, сооружений
и строений, электротехнической продукции
или первичным средствам пожаротушения
либо требований пожарной безопасности
об обеспечении зданий, сооружений и
строений первичными средствами
пожаротушения –

влечет наложение
административного штрафа на граждан в
размере от двух тысяч до трех тысяч
рублей; на должностных лиц – от шести
тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, – от двадцати тысяч до тридцати
тысяч рублей; на юридических лиц – от
ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч
рублей.

4. Нарушение требований
пожарной безопасности к эвакуационным
путям, эвакуационным и аварийным выходам
либо системам автоматического
пожаротушения и системам пожарной
сигнализации, системам оповещения людей
о пожаре и управления эвакуацией людей
в зданиях, сооружениях и строениях или
системам противодымной защиты зданий,
сооружений и строений –

влечет наложение
административного штрафа на граждан в
размере от трех тысяч до четырех тысяч
рублей; на должностных лиц – от пятнадцати
тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч
рублей; на юридических лиц – от ста
пятидесяти тысяч до двухсот тысяч
рублей.

5. Повторное совершение
административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 или 4 настоящей
статьи, –

влечет наложение
административного штрафа на граждан в
размере от четырех тысяч до пяти тысяч
рублей; на должностных лиц – от двадцати
тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, – от сорока тысяч до пятидесяти
тысяч рублей или административное
приостановление деятельности на срок
до девяноста суток; на юридических лиц
– от двухсот тысяч до четырехсот тысяч
рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

6. Нарушение требований
пожарной безопасности, повлекшее
возникновение пожара и уничтожение или
повреждение чужого имущества либо
причинение легкого или средней тяжести
вреда здоровью человека, –

влечет
наложение административного штрафа на
граждан в размере от четырех тысяч до
пяти тысяч рублей; на должностных лиц
– от сорока тысяч до пятидесяти тысяч
рублей; на юридических лиц – от трехсот
пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч
рублей.

6.1. Нарушение требований
пожарной безопасности, повлекшее
возникновение пожара и причинение
тяжкого вреда здоровью человека или
смерть человека, –

влечет
наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от шестисот
тысяч до одного миллиона рублей или
административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение
производителем (поставщиком) обязанности
по включению в техническую документацию
на вещества, материалы, изделия и
оборудование информации о показателях
пожарной опасности этих веществ,
материалов, изделий и оборудования или
информации о мерах пожарной безопасности
при обращении с ними, если предоставление
такой информации обязательно, –

влечет
наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от пятнадцати
тысяч до двадцати тысяч рублей; на
юридических лиц – от девяноста тысяч до
ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований
пожарной безопасности об обеспечении
проходов, проездов и подъездов к зданиям,
сооружениям и строениям –

влечет
наложение административного штрафа на
граждан в размере от одной тысячи пятисот
до двух тысяч рублей; на должностных
лиц – от семи тысяч до десяти тысяч
рублей; на юридических лиц – от ста
двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч
рублей.

Объект
: совокупность общественных отношений
в сфере пожарной безопасности.

Объективная
сторона
правонарушения заключается в нарушении
или невыполнении должностным лицом,
гражданином или юридическим лицом
требований пожарной безопасности. (как
форме действия так и бездействия).

Субъект:
лица, достигшие к моменту совершения
правонарушения 16-летнего возраста.

Субъективная
сторона
: Нарушение требований пожарной
безопасности может выражаться в форме
как умысла, так и неосторожности, а в
отношении наступивших последствий – в
форме неосторожности (исключая поджоги).

Статьей
23.1 КоАП РФ определены составы
административных правонарушений,
рассматриваемые судьями. В ч. 1 и 2 этой
статьи закреплен полный перечень дел
о правонарушениях, которые рассматриваются
в судебном порядке.

60. Защитник и представитель, их права и обязанности.

Судьями
рассматривается значительное число
составов правонарушений, посягающих
на права граждан; на здоровье,
санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения; в области охраны собственности;
связи и информации; предпринимательской
деятельности; финансов, налогов и сборов,
рынка ценных бумаг; посягающих на
институты государственной власти;
против порядка управления; посягающих
на общественный порядок и общественную
безопасность.

Устанавливая
исключительную подведомственность
этих категорий правонарушений судьям,
законодатель, прежде всего, руководствовался
принципами профессионализма, объективности,
которые должны осуществляться при
рассмотрении названных в ч. 1 ст. 23.1 КоАП
РФ дел. Квалификация судей, их независимость,
более совершенная процедура рассмотрения
дел позволяют обеспечить высокий уровень
правосудия по делам о нарушениях
избирательного законодательства, о
мелком хищении, злостном неповиновении
и другим административным делам,
отнесенным к исключительной судебной
подсудности.

В
ч. 2 ст. 23.1 названо почти 100 статей КоАП
РФ, дела о нарушениях которых рассматриваются
в судебном порядке, если должностное
лицо либо коллегиальный орган, к которому
поступает дело, передает его на
рассмотрение судье. Иными словами, ч. 2
ст. 23.1 определяет альтернативную судебную
подведомственность.

Такая
передача дел судьям связана с тем, что
уполномоченные их рассматривать орган
или должностное лицо считают возможным
применение к виновному наказания,
назначить которую вправе только судья.
Часть 2 ст. 29.9 КоАП РФ прямо предусматривает
возможность принятия определения о
передаче дела судье, который уполномочен
назначить за данное правонарушение
наказание другого вида.

Статья
25.5. Защитник и представитель

1.
Для оказания юридической помощи лицу,
в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
в производстве по делу об административном
правонарушении может участвовать
защитник, а для оказания юридической
помощи потерпевшему – представитель.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

2.
В качестве защитника или представителя
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении
допускается адвокат или иное лицо.

3.
Полномочия адвоката удостоверяются
ордером, выданным соответствующим
адвокатским образованием. Полномочия
иного лица, оказывающего юридическую
помощь, удостоверяются доверенностью,
оформленной в соответствии с законом.

4.
Защитник и представитель допускаются
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении с
момента возбуждения дела об административном
правонарушении.

5.
Защитник и представитель, допущенные
к участию в производстве по делу об
административном правонарушении, вправе
знакомиться со всеми материалами дела,
представлять доказательства, заявлять
ходатайства и отводы, участвовать в
рассмотрении дела, обжаловать применение
мер обеспечения производства по делу,
постановление по делу, пользоваться
иными процессуальными правами в
соответствии с настоящим Кодексом.

Статья
25.6. Свидетель

1.
В качестве свидетеля по делу об
административном правонарушении может
быть вызвано лицо, которому могут быть
известны обстоятельства дела, подлежащие
установлению.

2.
Свидетель обязан явиться по вызову
судьи, органа, должностного лица, в
производстве которых находится дело
об административном правонарушении, и
дать правдивые показания: сообщить все
известное ему по делу, ответить на
поставленные вопросы и удостоверить
своей подписью в соответствующем
протоколе правильность занесения его
показаний.

1)
не свидетельствовать против себя самого,
своего супруга и близких родственников;

2)
давать показания на родном языке или
на языке, которым владеет;

3)
пользоваться бесплатной помощью
переводчика;

4)
делать замечания по поводу правильности
занесения его показаний в протокол.

4.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля,
не достигшего возраста четырнадцати
лет, обязательно присутствие педагога
или психолога. В случае необходимости
опрос проводится в присутствии законного
представителя несовершеннолетнего
свидетеля.

5.
Свидетель предупреждается об
административной ответственности за
дачу заведомо ложных показаний.

6.
За отказ или за уклонение от исполнения
обязанностей, предусмотренных частью
2 настоящей статьи, свидетель несет
административную ответственность,
предусмотренную настоящим Кодексом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Примечание.
В настоящей статье под близкими
родственниками понимаются родители,
дети, усыновители, усыновленные, родные
братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

2.1 Система административных наказаний

Статья
3.2 КоАП РФ содержит систематизированный
перечень различных по характеру и
правовым последствиям административных
наказаний, что создает правовую основу
для реализации принципа индивидуализации
в процессе назначения наказания, т.е.
учитываются характер совершенного
административного правонарушения,
личность виновного, степень его вины и
имущественное положение, обстоятельства
смягчающие и отягчающие административную
ответственность.

Перечисленные
в КоАП РФ меры административной
ответственности взаимосвязаны и образуют
единую систему административных
наказаний, которые могут быть
классифицированы по следующим основаниям.4

Все
административные наказания принято
подразделять по различным критериям.

а)
меры морально-правовые (предупреждение);

б)
меры имущественного характера (штраф,
конфискация, возмездное изъятие);

в)
меры, ограничивающие личные свободы
(административный арест, административное
выдворение);

г)
меры организационного характера (лишение
прав, дисквалификация, административное
приостановление деятельности).

а)
меры исправительно-воспитательного
воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

б)
меры, создающие невозможность совершения
других правонарушений (конфискация,
возмездное изъятие).

а)
единовременные (разовые) административные
наказания (штраф, предупреждение,
конфискация, возмездное изъятие,
административное выдворение);

б)
длящиеся административные наказания,
т.е. растянутые во времени (административный
арест, дисквалификация, лишение
специального права).

а)
применяемые исключительно в отношении
физических лиц (лишение специального
права, арест, дисквалификация,
административное выдворение);

б)
применяемые как к физическим, так и к
юридическим лицам (предупреждение,
штраф, конфискация, возмездное изъятие,
административное приостановление
деятельности).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

а)
административные наказания, применяемые
только в судебном порядке (конфискация,
возмездное изъятие, арест, лишение
специального права, дисквалификация,
административное приостановление
деятельности);

б)
административные наказания, которые
могут быть назначены судьями (судами),
исполнительными органами (должностными
лицами), а также иными субъектами
(комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав, административными
комиссиями и др.);

в)
административные наказания, применяемые
в административном порядке (предупреждение,
штраф и в особых случаях – административное
выдворение за пределы России).

б)
дополнительные административные
наказания, назначаемые самостоятельно
или в качестве дополнения к другим
административным наказаниям (возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или
предмета административного правонарушения,
административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства).

а)
устанавливаемые централизованно;

б)
устанавливаемые децентрализованно.

Централизованно
может быть установлено любое из десяти
наказаний, а децентрализованно –
законами субъектов РФ об административных
правонарушениях: только предупреждение
и штраф.

Перечень
административных наказаний является
закрытым, исчерпывающим, поскольку
определение видов административных
наказаний составляет прерогативу только
федерального законодателя. В случае
необходимости перечень видов
административных наказаний может быть
изменен лишь путем внесения изменений
в статью 3.2. КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Таким
образом, система административных
наказаний включает разные по характеру
и правовым последствиям санкции, что
позволяет учесть при назначении наказания
личность нарушителя и обстоятельства
правонарушения.5

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector