Рассчитать налог на квартиру – как рассчитать налог на имущество: налог на недвижимость по кадастровой стоимости

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу

Главные изменения, которые, так или иначе, относятся к расчету суммы налога на садовый, дачный или жилой дом, выглядят следующим образом:

  1. В качестве основы для проведения расчетов теперь берется не инвентаризационная, как раньше, а кадастровая стоимость жилья. Она определяется профессиональными оценщиками, услуги которых заказывают непосредственно государственные органы. Многие владельцы недвижимости говорят о том, что данное нововведение привело к значительному увеличению суммы налога, так как кадастровая стоимость оказывается гораздо выше, чем инвентаризационная.
  2. Внесены изменения и в сроки, которые отводятся для уплаты налога. Теперь требуемую сумму нужно вносить до 1 октября следующего года. Если этого не сделать, за каждый день просрочки начисляются пени, со временем значительно увеличивающие налоговые отчисления.
  3. Расчет налога должна осуществлять инспекция, расположенная в регионе или населенном пункте проживания налогоплательщика. Однако согласно последним изменениям, если уведомление не приходит в срок, то владелец объекта недвижимости обязан самостоятельно выполнить все необходимые расчеты и представить данные на дом в ИФНС. В противном случае он считается должником.
  4. По новому законодательству имущественным налогом облагаются не только квартиры или частные дома, но и такие объекты, как недостроенные здания или сооружения, трубопроводы, места на парковке, документально оформленные на конкретное лицо.

Впрочем, данное требование пока касается жителей не всех российских регионов, так как переход на новую систему рассчитан до 2020 года. Но в Москве и Московской области она уже действует в полную силу.

Как уже говорилось ранее, во многих регионах переход на учет кадастровой, а не инвентаризационной стоимости привел к серьезному повышению налоговых выплат. Чтобы несколько снизить финансовую нагрузку на граждан, государство учредило так называемый переходный период, который продлится до 2020 года. В течение этого времени налог будет рассчитываться следующим образом:

  • для начала необходимо вычислить сумму отчислений «по-новому», то есть на основе кадастровой стоимости дома;
  • затем считаем налоги по инвентаризационной стоимости, а именно с учетом старых правил расчета;
  • после этого вычитаем второй результат из первого, а получившуюся разницу умножаем на так называемый понижающий коэффициент. В 2017 году он будет составлять 0,4;
  • на последнем этапе прибавляем к получившемуся результату сумму налоговых отчислений, рассчитанных на основе инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

В качестве примера мы приведем расчет налога на жилой дом, кадастровая стоимость которого составляет по оценкам специалистов 3 миллиона рублей, а инвентаризационная – 200 тысяч рублей:

  • 3 млн. / 50 кв. м (площадь строения) × 30 кв. м (площадь, облагаемая налогом) = 1,8 млн. рублей (реальная кадастровая стоимость для налогообложения);
  • 200 000 (инвентаризационная стоимость) × 0,1 (налоговая ставка) = 200 рублей;
  • 1,8 млн. × 0,1 (все та же ставка, которая является одинаковой для обоих способов расчета) = 1 800 рублей;
  • (1800 – 200) × 0,4 (понижающий коэффициент на 2017 год) 200 = 840 рублей.

Именно такой будет сумма налога, вычисляемая с применением понижающего коэффициента.

Как рассчитать налог на дом в кратчайшие сроки? Для этого можно воспользоваться специальными программами – калькуляторами, – которые имеются на многих сайтах, посвященных новой системе налогообложения.

Рассчитать налог на квартиру - как рассчитать налог на имущество: налог на недвижимость по кадастровой стоимости

Собственники индивидуальных жилых домов могут рассчитывать на некоторые послабления, выраженные в форме льготных условий оплаты налога. К примеру, 50 квадратных метров такого строений налогом не облагаются. Поэтому если вы осуществляете расчет для коттеджа площадью 100 кв. м, платить придется только за половину.

Кроме того, налоговые льготы предоставляются отдельным категориям лиц – пенсионерам, инвалидам, участникам боевых действий, многодетным семьям. Все подробности об этих привилегиях лучше узнать заранее в администрации региона, что поможет значительно облегчить финансовую нагрузку.

Внимание! Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение: получите консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

^К началу страницы

В соответствии с п. 2

(далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций (далее – налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со

. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом следующих особенностей:

  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 1) или 2), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений статьи 378.2 НК РФ;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3) или 4), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
  • В случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ;

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Перейти

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Налоговые льготы и вычеты

Каждый субъект РФ должен самостоятельно внедрить новую систему налогообложения. При этом до 1 января 2020 года перейти на её применение обязаны все регионы страны.

Для облегчения перехода на новый принцип расчёта налога Налоговым кодексом предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Они должны быть использованы при расчёте пошлины по новым правилам (на основе кадастровой стоимости). Коэффициенты введены на первые 4 года действия нового законодательства (с 2015 года) и составляют:

  • 0.2 — для 1-го этапа (за 2015 год)
  • 0.4 — для 2-го этапа (за 2016)
  • 0.6 — для 3-го этапа (за 2017)
  • 0.8 — для 4-го этапа (за 2018)

При этом Федеральным законом № 334-ФЗ от 03.08.2018, были внесены поправки в 52 статью Налогового кодекса. Согласно им коэффициент на 4-ый этап – 0.8 – был отменён. Цель отмены — привести ставки налога в разных регионах к единому значению. Максимальный коэффициент на данный момент составляет 0.6.

В регионах, где налогообложение недвижимости проводят по кадастровой оценке третий и последующие годы, будет применен коэффициент к налоговому периоду, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с его суммой за предыдущий период. Исключение — недвижимость торгово-офисного назначения (п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Для расчёта пошлины используется среднегодовая стоимость объекта (п. 1 ст. 375). При этом для отдельных видов недвижимости за базу берётся кадастровая цена. Сюда входят:

  • Офисные и торговые центры;
  • Нежилые помещения, в которых допустимо размещение офисов, торговых площадок, объектов общественного питания (в соответствии с выпиской ЕГРН и технической документацией строения);
  • Недвижимость иностранных компаний, которые не имеют постоянных представительств на территории РФ;
  • Жилые здания, которые не учитываются на бухгалтерском балансе как основные средства.

Каждый субъект РФ самостоятельно осуществляет переход на кадастровую систему расчёта налога. Прежде чем официально ввести новый принцип региональные власти обязаны принять закон, регулирующий и стандартизирующий процесс определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Первые 29 регионов перешли на новый механизм в 2015 году. На данный момент кадастровую систему применяют 70 субъектов РФ. С 2019 года к ним присоединились ещё 4 субъекта: Чувашская Республика, Иркутская, Курская и Смоленская области.

На федеральные льготы имеют право следующие категории граждан:

  • Герои России и Советского союза, участники ВОВ
  • Инвалиды 1 или 2 группы, дети-инвалиды.
  • Пострадавшие от чернобыльской катастрофы лица и граждане, участвующие в ликвидации атомных аварий.
  • Отдельные категории военнослужащих, уволенных с военной службы и члены их семей.
  • Пенсионеры по старости и граждане, достигшие возраста 60 и 65 лет для женщин и мужчин.

Ещё один ряд льгот зависит от вида имущества. К льготным категориям относятся:

  • жилые и хозяйственные строения площадью до 50 кв. м., расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан

Местные льготы определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Законодательством также предусмотрена система налоговых вычетов. При расчёте имущественной пошлины применяется принцип снижения налогооблагаемой площади: из общего метража здания вычитается определённое количество квадратных метров. После чего рассчитывается итоговая сумма налога.

Вычеты установлены в следующем размере (в квадратных метрах):

  • Для квартиры, части жилого дома — 20
  • Для комнаты, части квартиры — 10
  • Для жилого дома — 50 (п.3 ст. 403 НК РФ).
Перейти

Для предварительного расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости можно воспользоваться сервисом:

«Налоговый калькулятор – Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц»

Вопросы применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении объектов недвижимости

  • Налогоплательщик – любой гражданин, в собственности которого находится недвижимость. При этом она должна попадать под критерии объектов налогообложения (в соответствии с со ст. 401 НК РФ)
  • Объект налогообложения – определённые виды имущества. К ним относятся:
    • Жилые дома, квартиры, комнаты
    • Парковочные места и гаражи
    • Иные строения
  • Налоговая база — кадастровая стоимость объекта (или инвентаризационная для регионов, не перешедших на новый механизм расчёта пошлины) (п. 2 ст. 402 НК РФ)

При определении базы применяют систему налоговых вычетов. С их помощью можно существенно снизить итоговую сумму пошлины.

  • Налоговый период – срок, за который уплачивается пошлина

Физические лица платят налог за предыдущий календарный год. То есть в 2019 году оплачиваются все объекты, которым собственник владел в 2018. Оплатить нужно до 1 декабря.

Имущественный налог относится к категории местных и его ставки устанавливаются муниципальными властями (Ст. 406 НК РФ). При этом Налоговым кодексом установлены значения, которые местные власти не могут превышать. Потолок ставки – 2%.

  • Налогоплательщики – предприятия, в собственности которых находится недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

Собственность должна попадать под критерии объектов налогообложения.

Для этого требуется:

    • Её регистрация в Росреестре
    • Занесение объектов на баланс предприятия в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Объект налогообложения – следующие категории недвижимости:

    • Готовые объекты капитального строительства (все, что прочно связано с землёй и не может быть перемещено без ущерба постройке)
    • Строения, работы над которыми не завершены
    • Машино-места;
    • Жилые помещения (дома, квартиры, комнаты);
    • Дачи и гаражи.

При этом недвижимость может находиться не только в собственности предприятия, но и:

    • Во временном владении
    • На доверительном управлении
    • В распоряжении
  • Налоговая база — среднегодовая стоимость объекта (п. 1 ст. 375).

Для отдельных видов строений за базу берётся кадастровая цена. В кадастровый перечень для расчета налога на имущество входят:

  • Офисные и торговые центры
  • Нежилые помещения, в которых допустимо размещение офисов, торговых площадок, объектов общественного питания (в соответствии с выпиской ЕГРН и технической документацией строения)
  • Недвижимость иностранных компаний, которые не имеют постоянных представительств на территории РФ
  • Жилые здания, которые не учитываются на бухгалтерском балансе как основные средства.

Каждый субъект РФ самостоятельно осуществляет переход на кадастровую систему расчёта налога. Прежде чем официально ввести новый принцип, региональные власти обязаны принять закон, регулирующий и стандартизирующий процесс определения кадастровой стоимости объектов.

На данный момент кадастровый алгоритм применяют 74 региона.

  • Налоговая ставка — устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно и не может превышать 2,2%.

К наиболее значимым нововведениям можно отнести:

  • Переход с инвентаризационной на кадастровую систему расчёта имущественного налога для физических лиц
  • Ужесточение налоговых правил для предприятий

2017 год ознаменовался очередными поправками, которые обязали оплачивать пошлину на имущество сельхозпредприятий, ранее освобождённых от неё (№ 335-ФЗ «О внесении изменений в НК РФ» от 27.11.2017).

С 2018 года освобождается от налога только та собственность сельхозкомпаний, которая используется для выполнения их основной деятельности (агроработ).

Все прочее имущество плательщиков ЕСХН подпадает под налогообложение.

При этом есть и положительные изменения: с 1 января 2019 года все российские предприятия освобождены от уплаты пошлины за движимое имущество. Оно исключается из объектов налогообложения. Платить теперь требуется только за недвижимую собственность.

С введением нового алгоритма расчёта пошлин расширился и перечень помещений, за которые требуется делать отчисления в бюджет. На сегодняшний день к таким объектам относятся:

  • Частный дом
  • Квартира, комната
  • Выделенная доля в квартире, доме
  • Парковочное машиноместо или гараж
  • Единый недвижимый комплекс
  • Объект незавершенного строительства
  • Иные здания, строения, сооружения, помещения

Жилыми домами признаются строения, расположенные на земельных участках с целевым назначением — для ведения подсобного, дачного, садового или огороднического хозяйства.

Желая посмотреть налог на дом, стоит учитывать, что он высчитывается на объект в целом, а не на отдельные его части. Конечная сумма зависит от кадастровой стоимости, на которую, между прочим, также влияет ряд факторов: площадь постройки, её материал, тип разрешённого использования, регион размещения, наличие коммуникаций и т.д.

Для определяемого налога подвалы, считающиеся подпольем, и предназначенные для вентиляции, в учёт не берутся.

Перед проведением расчётов стоит проверить, какие части дома учитывают при вычислении суммы налога. Так, террасы, веранды, лоджии и балконы сюда не относят.

Любое физическое лицо, которому потребуется выплачивать налог, должно знать, что цокольный этаж включается в общую площадь дома, если его высота насчитывает более 1,8 метра.

Мансарда будет браться для вычисления размера налога. Исключение составят случаи, когда она будет использоваться в качестве ателье, мастерской или студии творческими личностями.

^К началу страницы

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц (далее – налог) в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, если субъектом Российской Федерации не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Независимо от вышеуказанного решения субъекта Российской Федерации налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости для объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст.378.2 НК РФ, а также для объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц:

  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Налоговый вычет

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

В каких случаях налог на недвижимость платить не нужно

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 НК РФ будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости с учетом нижеприведенных особенностей;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Прием граждан по возникающим вопросам проводится:

  • в МФЦ и налоговых инспекциях – по вопросам, относительно налогообложения физических лиц исходя из кадастровой стоимости (с рассмотрением обращений в налоговых органах);
  • в территориальных органах Росреестра – по вопросам характеристик объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и переданных в налоговые органы;
  • в налоговых органах – по вопросам порядка расчета налога.

Ответ на этот вопрос кажется вполне простым – кто является собственником, то и платит за недвижимое имущество. Однако в действующем законодательстве имеется ряд следующих нюансов:

  • если жилым домом владеет организация, значит, обязанности по уплате налогов возлагаются на ее администрацию;
  • в том случае, если собственников несколько, они могут самостоятельно решить, кто именно будет оплачивать установленную сумму налога. Также возможно ее разделение между всеми владельцами. Независимо от выбора, ответственность за неуплату несут все собственники поровну;
  • арендаторы жилого дома по закону не могут выступать в качестве плательщиков налога на снимаемую недвижимость. Эта обязанность, как упоминалось выше, возлагается на владельца. В то же время ничто не мешает собственникам включить сумму имущественных налоговых отчислений в стоимость аренды жилья.

Действующее законодательство предусматривает и наличие перечисленных ниже домов и прочих объектов недвижимости, за которые не нужно платить имущественный налог. К ним относятся:

  • недвижимость, принадлежащая органам государственной власти;
  • объекты военного назначения;
  • жилые и прочие здания, находящиеся во владении инвалидов или религиозных организаций;
  • недвижимое имущество, которое находится в государственном резерве.

Кроме того, от уплаты налогов на дом освобождаются пенсионеры при условии, что в их владении находится лишь один объект, принадлежащий к конкретному типу недвижимости.

Предварительный расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

^К началу страницы

^К началу страницы

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу (далее – налог) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом нижеприведенных особенностей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено ст. 391 НК РФ.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу:

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов I и II групп инвалидности;
  3. инвалидов с детства, детей-инвалидов;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  8. пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  9. физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  10. физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком по форме, предусмотренной приказом ФНС России от 26.03.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

^К началу страницы

Налоговый вычет

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

Перейти

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 – 5 статьи 403 НК РФ, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Данный налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

где Н – сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 – 6 статьи 408 НК РФ;

  1. в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ;
  2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Налоговая ставка

В приведенной выше формуле мы столкнулись с таким понятием, как налоговая ставка. Она используется для точного определения суммы налога на недвижимые объекты и, согласно внесенным в действующее законодательство изменениям, может составлять:

  • 0,1 процента от кадастровой, а до 2020 года – и от инвентаризационной стоимости таких объектов, как жилой или садовый дом, квартира в многоэтажном здании, незавершенное строительство, гараж, место на парковке;
  • 3 процента для объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей, а также для строений, предназначенных для торговли, размещения офисов, ведения какого-либо бизнеса;
  • 0,5 процента для любых других объектов недвижимости, которые подпадают под действие налогового законодательства.

Одним из определяющих факторов, влияющих на размер налога на дом, является налоговая ставка, поэтому для того чтобы выяснить, сколько составит сумма к уплате, знать ее значение обязательно. При этом однозначно ответить на вопрос о том, сколько составляет налоговая ставка по этой категории платежей, невозможно.

Однако поскольку платеж относится к категории местных, для того чтобы узнать, сколько процентов взимается в конкретном регионе, только Налогового кодекса РФ будет недостаточно. Региональным властям предоставлено право как уменьшать налоговую ставку, так и, напротив, принимать решение о ее увеличении. При этом, если снизить ставку возможно и до 0, то увеличить ее допускается не более чем в 3 раза (т.е. максимальное значение составляет 0,3%).

Что это означает для налогоплательщиков? В первую очередь, сколько вам придется платить, решают региональные власти. В результате, размер платежа за абсолютно одинаковые дома в зависимости от региона может различаться. Некоторые субъекты РФ придерживаются тех значений, которые установлены в НК РФ, т.е. налог за обычный дом (не попадающий в категорию дорогого имущества) рассчитывается по ставке 0,1%.

С главными аспектами регулирования налогообложения жилой недвижимости можно ознакомиться в главе 32 Налогового кодекса РФ: именно она регламентирует вопросы расчета и уплаты налога на дома. При этом нужно учитывать, что сейчас налог на жилую недвижимость (не только на дома, но и на квартиры и земельные участки) переживает переходный период, в результате чего его расчет может осуществляться:

  • по инвентаризационной стоимости;
  • по кадастровой стоимости;
  • по правилам переходного периода.

По инвентаризационной стоимости налог рассчитывался до внесения изменений. При этой схеме расчета в качестве налоговой базы выступала инвентаризационная стоимость, которая умножалась на коэффициент-дефлятор, ставку и коэффициент периода владения (при необходимости). Если у дома несколько собственников, получившаяся сумма также умножалась на размер доли.

При расчете налога по кадастровой стоимости (т.е. по новой схеме) сумма к оплате, как правило, получается значительно выше. Это объясняется тем, что кадастровая стоимость дома зачастую больше инвентаризационной. Для того чтобы узнать, сколько размер налога составит по этой схеме расчета, применяется специальная формула: Н = Б × С × КПВ × Д. Таким образом, чтобы рассчитать размер платежа, нужно знать следующие значения:

  • Б — налоговая база (для ее определения кадастровая стоимость дома уменьшается на размер налогового вычета);
  • С — ставка;
  • КПВ — коэффициент периода владения;
  • Д — размер доли (если дом принадлежит нескольким владельцам).

На время переходного периода для того чтобы узнать, сколько придется платить за дом, нужно рассчитывать размер платежа по формуле: Н = (Н1 − Н2) × К Н2, где:

  • Н1 — полная сумма по кадастру;
  • Н2 — платеж по инвентаризационной стоимости за последний период, когда проводились такие расчеты;
  • К — понижающий коэффициент.

Отдельно стоит сказать про предоставляемый налоговый вычет, который нужно обязательно учитывать при определении того, сколько составит размер платежа. Собственникам жилых домов при расчете налога государство предоставляет послабление. Оно выражается в том, что из площади дома (в квадратных метрах) при определении суммы налога вычитается 50 кв.м.

По сути, вычитаются даже не квадратные метры, а их стоимость из полной кадастровой стоимости объекта. Т.е., если у вас в собственности есть дом площадью 100 кв.м., платить налог вы будете только за 50 кв.м. Во многих случаях такая мера позволяет значительно снизить финансовую нагрузку, которая возникает у плательщиков налога на жилые дома.

Еще одно послабление предусмотрено для плательщиков налога на дом, которые имеют троих и более несовершеннолетних детей. Чтобы выяснить, сколько будет составлять размер платежа, нужно применить дополнительный вычет (стоимость 7 кв. м. за каждого несовершеннолетнего ребенка).

Также на практике нередки ситуации, когда относительно размера налога на жилую недвижимость у налогоплательщиков возникают споры с налоговой инспекцией. В этом случае также необходима помощь юриста, специализирующегося на налоговой сфере. Обращение к специалисту дает возможность проанализировать конкретный случай с точки зрения законодательства и позволяет не допустить нарушения ваших прав.

НК РФ. Статья 399. Общие положения

НК РФ. Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

НК РФ. Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

НК РФ. Статья 406. Налоговые ставки

Чтобы высчитать итоговый размер пошлины устанавливаются конкретные ставки. Они определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно (Ст. 406 НК РФ). При этом Налоговым кодексом установлены базовые ставки, которые могут быть уменьшены или увеличены местными властями, но в рамках ограничений, наложенных положениями кодекса.

Базовые ставки составляют:

  • Для вычислений по кадастровой стоимости – от 0 до 2% (в зависимости от характеристик объекта и региона).

В большинстве случаев ставка составляет 0.1%. Местные власти имеют право увеличить её, но только до 0.3%. Такой уровень пошлины применим для следующих строений:

  • Жилые дома и помещения
  • Жилой дом на этапе строительства
  • Строение, хотя бы часть которого признана жилой
  • Парковочные места и гаражи
  • Хозяйственные строения, если их площадь — не больше 50 квадратных метров и они расположены на земельных участках с назначением для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального строительства.

Для ряда объектов нежилого имущества, например, торгово-административных центров, и недвижимости дороже 300 млн руб., ставка составит 2% (список указан в п.7 ст. 378.2 НК РФ, абзаце 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Для всех остальных объектов ставка будет равна 0,5%.

  • Если расчёт выполняют по инвентаризационной оценке — от 0 до 2% (в зависимости от вида недвижимости и региона).

При подсчёте налога по инвентаризационной стоимости, её умножают на коэффициент-дефлятор. Итоговая цифра рассчитывается от полученной суммы. Коэффициент налога на имущество в 2019 году установлен в размере 1.518 (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2018 г. № 595).

Основные ставки по инвентаризационной оценке:

  • до 300 тыс. руб. — до 0,1% (включительно);
  • от 300 до 500 тыс. руб. — от 0,1% до 0,3% (включительно);
  • более 500 тыс. руб. — от 0,3% до 2,0% (включительно).

Местные власти вправе определять собственный уровень ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или характеристик имущества. При этом размер пошлины не может превышать следующие значения:

  • для Москвы: 2%;
  • для иных субъектов – 2%.

В отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, которые являются их неделимой частью, с технологической точки зрения, пошлины не могут быть выше — 2,2%

Как начисляется налог на квартиру и другое имущество

Налог рассчитывается по стандартной схеме: определяется его налоговая база, также прибавляются вычеты и льготы, если налогоплательщик имеет на них право. Ставка налога определяется в зависимости от региона жительства, типа объекта и его стоимости.

Налоговые органы рассчитывают величину пошлины самостоятельно и уведомляют налогоплательщика соответствующей квитанцией. В ней будет указан облагаемый объект, его кадастровая стоимость и сумма к оплате.

При желании собственник может воспользоваться электронными сервисами для самостоятельного вычисления стоимости налога. Имеется несколько способов:

  • Узнать налог по кадастровому номеру объекта недвижимости

Для этого существует отдельный сервис на официальном сайте ФНС – «Калькулятор налога на имущество». Требуется выбрать регион нахождения и ввести кадастровый номер объекта.

  • Рассчитать налог самостоятельно, используя формулу

Для этого потребуется актуальная кадастровая стоимость имущества.

Запросить её можно онлайн через сайт Росреестра.

Как рассчитать налог на дом и землю

В соответствии с п. 8 ст.408 НК РФ, на период перехода на новые правила, помимо понижающего коэффициента регионами может применяться особая формула для налога на недвижимость. Суть её в уплате налоговой ставки с разницы между кадастровой и инвентаризационной стоимости.Формула выглядит так:Н = (Нк — Ни) x К Ни,где Н — сумма налога, подлежащая уплате.

Квартира площадью 50 кв. м. Стоимость одного квадратного метра – 200 000 рублей, кадастровая стоимость – 10 000 000 рублей.

Инвентаризационная стоимость – 500 000 рублей. Налоговая ставка в регионе – 0.1%. Понижающий коэффициент – 0.6. Согласно НК РФ, налогом не облагается 20 кв. м. квартиры.

Рассчитываем налог с кадастровой стоимости: (10 000 000 – 4 000 000) * 0.1% = 6 000 рублей.

Налог с инвентаризационной стоимости:500 000 * 0.1%* 1.518 = 759 рублей.

Таким образом, налог составит:(6 000 – 500) * 0.6 759 = 3 903 рубля 60 копеек.

https://www.youtube.com/watch?v=UlRSrvNzrSc

Определяя, как рассчитывается налог, стоит помнить, что собственникам частных домов приходится уплачивать два сбора: на саму постройку и на почву, где она локализуется. Это два не зависящих друг от друга сбора. Каждый из них имеет свои правила начисления. Рассчитать их можно и с помощью онлайн калькулятора.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector