Как изменить вид использования земельного участка

Как поменять вид использования для надела: если есть ПЗЗ

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Что такое категории земель и виды разрешенного использования

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Как изменить вид использования земельного участка

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Принцип эксплуатации участка земли по целевому назначению считается одним из ключевых принципов российского земельного законодательства. Этот принцип означает, что конкретный надел должен использоваться исключительно для тех целей, которые установлены для него нормативно-правовой документацией.

Виды разрешенного использования для наделов земли утверждаются обычно в контексте градостроительных регламентов. Подобный регламент является частью Правил землепользования и застройки (сокращенно – ПЗЗ). Сфера применения данного регламента ограничивается пределами конкретной территории. Таким образом, целевое назначение земли определяется властями соответствующих муниципалитетов при формировании наделов. Соблюдение ПЗЗ является обязательным условием выполнения этой процедуры.

Виды использования участков, определяемые муниципальными властями, должны соответствовать содержанию Классификатора таких видов. Данный Классификатор был введен Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014. При этом действуют следующие правила:

  1. Если разрешенное использование определялось для наделов до дня введения Классификатора (до 24.12.2014), оно считается действительным независимо от того, соответствует ли оно этому Классификатору или нет. Такое правило оговорено пунктом 11 статьи 34 закона № 171-ФЗ от 23.06.2014.
  2. Если виды использования для участков определяются или корректируются в ПЗЗ после 24.12.2014, их соответствие Классификатору является обязательным. Такое требование оговорено содержанием Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-10238 от 31.07.2015. Оно также подтверждается содержанием Письма Росреестра № 01‑00357-ГЕ/18 от 17.01.2018, регламентирующего установление и корректировку пределов территориальных зон.

До 01.01.2020 власти муниципалитетов должны были позаботиться о том, чтобы разновидности целевого назначения земли, оговоренные градостроительными регламентами, соответствовали разновидностям, установленным Классификатором. С этой целью местные власти осуществляют надлежащую корректировку ПЗЗ для территорий соответствующих муниципалитетов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Как определено пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК), разновидности целевого назначения наделов земли могут относиться к следующим категориям:

  • основные виды (разновидности). К этой категории относятся те разновидности, которые считаются приоритетными, наиболее предпочтительными для конкретной территории (по мнению лиц, разрабатывающих ПЗЗ). Базовым критерием при определении основных разновидностей являются цели эксплуатации соответствующего надела. Как правило, они конкретизируются при образовании данных наделов;
  • условно разрешенные. Разновидности данной категории не считаются основными. Однако их установление разрешается градостроительным регламентом надлежащей территории (той территории, к которой конкретный участок относится). Чтобы установить эту разновидность, потребуется дополнительное согласование и одобрение от властей соответствующего муниципалитета;
  • вспомогательные. Они рассматриваются как дополнительные к остальным разновидностям (условно разрешенным, основным), не считаются самостоятельными. Они применяются исключительно вместе с иными разновидностями, обеспечивая при этом их использование;

Вид разрешенного использования земли фиксируется в ЕГРН как дополнительная информация о конкретном наделе. Соответствующие сведения прописываются в нужном разделе ЕГРН-выписки для данного участка. Такие требования оговорены подпунктом 4 пункта 5 статьи 8 закона № 218-ФЗ от 13.07.2015, регулирующего госрегистрацию объекта недвижимости.

Если для конкретного надела земли утвержден надлежащий градостроительный регламент, правила корректировки видов использования отражаются в этом документе. Требования градостроительного и технических регламентов должны точно соблюдаться при изменении одной разновидности на другую.

Корректировка целевого назначения допускается, если данное изменение не нарушит градостроительный регламент в той его части, которая касается установленных предельных площадей наделов. Порядок корректировки предопределяется также категорией выбранной разновидности.

Правообладатель конкретного надела может поменять основной (вспомогательный) вид использования для своей земли, руководствуясь списком таких видов, оговоренных градостроительным регламентом. Он вправе сделать это самостоятельно, не запрашивая дополнительные согласования и разрешения. Данный тезис подтверждается Обзором Президиума Верховного Суда РФ от 14.11.

  • для участка, находящегося в аренде. Исключение применяется, если такой надел передан в аренду для конкретной цели, а также в тех случаях, когда арендное соглашение оформлялось с арендатором через механизм торгов;
  • если правообладателями земли выступают госорганы, муниципальные власти, унитарные предприятия или официальные учреждения.

Чтобы поменять вид использования для конкретной земли, её собственник должен совершить такие действия:

  1. В администрации муниципалитета оформить выписку из ПЗЗ или запросить градостроительный план надела земли. Цель – выбрать подходящую разновидность из перечня, определенного градостроительным регламентом для соответствующей территории.
  2. Определившись с выбором, обратиться в Росреестр с надлежащим заявлением. Цель – поменять вид использования для надела, зафиксировав нужные данные в ЕГРН. В подаваемом запросе нужно обозначить новую разновидность. Документальным основанием для такой корректировки будет являться решение об установлении ПЗЗ в отношении конкретной территории.

Как подразумевается подпунктом 3 пункта 1 статьи 37 ГрК, вместо основного назначения земли не разрешается устанавливать вспомогательный вид, который рассматривается только как дополнительный.

Чтобы поменять назначение конкретного надела на условно разрешенный вид, правообладателю нужно оформить надлежащее разрешение. Необходимый порядок реализуется следующим образом (статья 39 ГрК):

  1. Заинтересованный субъект обращается в администрацию муниципалитета с надлежащим заявлением. Как правило, данный вопрос решается комиссией муниципалитета по разработке ПЗЗ.
  2. Возможность предоставления заявителю надлежащего разрешения обсуждается в формате публичных слушаний (изучается соответствующий проект решения). К обсуждению могут привлекаться иные субъекты – правообладатели других наделов, – если есть вероятность наступления отрицательных последствий для окружающей среды.
  3. Руководствуясь итогами проведенного обсуждения, уполномоченная комиссия муниципалитета разрабатывает рекомендации, касающиеся удовлетворения поданного заявления или его отклонения. При этом указываются причины вынесенного вердикта. Соответствующие рекомендации передаются главе администрации муниципалитета.
  4. Руководитель администрации муниципалитета выносит окончательный вердикт – одобрить заявление или отклонить его.
  5. Получив нужное разрешение, правообладатель-заявитель может необходимым образом использовать свой надел (согласно условно разрешенному виду).

С чего начать?

Подготовка к решению задачи по изменению ВРИ начинается с выяснения градостроительных регламентов.

Способ №1

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление:

  • о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера
  • о предоставлении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или справку о зонировании террритории, на которой находится участок

Способ №2

Нужно изучить графические материалы ПЗЗ:

  • генеральный план муниципального образования
  • схема градостроительного зонирования

На чертежах плана и схемы территориальные зоны раскрашены в разные цвета. Они наглядно показывают границы зон. В экспликациях к графическим материалам даются сведения о видах использования участков.

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ
  2. условно разрешённые, назначаемые при изменении ВРИ по результатам публичных слушаний
  3. вспомогательные, не являющиеся преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования

Разрешённый вид использования земельного участка – один из параметров градостроительного регламента, установленного ПЗЗ для территориальной зоны, к которой относится участок. Градостроительные регламенты описываются в текстовой части ПЗЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Так, на сайте Рыбинского муниципального района в Ярославской области указаны ПЗЗ всех поселений, входящих в этот район. Возьмём в качестве примера ПЗЗ Арефинского СП. Кликнув по ссылке Правила землепользования и застройки, откроем эту страницу. На ней показаны:

  • решение совета депутатов
  • тестовая часть ПЗЗ Арефинского сельского поселения

Рассмотрим тестовую часть ПЗЗ. Бегло перелистывая раздел Содержание, последовательно находим:

  • Часть 2. Градостроительные регламенты на территории Арефинского сельского поселения
    статья 40 Виды и состав территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Арефинского сельского поселения – в ней перечисляются все установленные поселении территоиальные зоны

Далее, начиная со статьи 41 и по статью 50, находим градостроительные регламенты, действующие в каждой территориальной зоне. В градрегламентах прописан состав основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ земельных участков, а также указано, что можно строить на участках и при выполнении каких условий.

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Самостоятельным порядком нужно выбрать из них тот, что более всего отвечает цели изменения ВРИ. Нужно учесть при этом, что в качестве выбирать в вид из состава вспомогательных ВРИ запрещено.

Когда планируемый вид соответствует одному из видов в перечне ВРИ, перечисленных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, к изменению ВРИ можно приступать обоснованно.

Наименование вида использования участка должно быть идентичным тому, что даётся в Классификаторе ВРИ 2019.

  • в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ
  • классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков
  • не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, указанных в ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору.

В Классификаторе можно найти самый подходящий вариант. Виды использования в нём описаны подробно. Они включают вспомогательные виды деятельности, для которых не требуется установление ВРИ:

  • вид «жилищное строительство» обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него
  • любому виду разрешённого использования присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него

Проблемные ситуации

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с разрешением на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Причина – отсутствие вида использования в Классификаторе.

Даже в условиях действующих:

  • федерального закона о КФХ (статья 11)
  • Земельного кодекса РФ (пункт 2 статьи 40)
  • Градостроительного кодекса РФ (статья 51)
  • Санитарных правил 30-102-99
  • Свода правил по проектированию и строительству, установленных СП 30-102-99 (пункт 5.2.4), где упоминается про дом фермера, вид использования участков «КФХ»

ВРИ «крестьянско-фермерское хозяйство» в Классификаторе нет. По этой причине администрации муниципальных образований отказывают землевладельцам в выдаче разрешений на строительство на участках для КВХ жилых построек или домов.

Спасением могут быть ПЗЗ муниципального образования. Возможно, что для той территориальной зоны, в которую включён участок КФХ, жилая застройка относится к условно разрешённым видам. Нужно будет тогда изменить основной вид использования на условно разрешённый, а значит, ирешить проблему.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если же такого «подарка» в ПЗЗ не окажется, иного варианта решения, кроме как назвать строение, планируемое под жильё, административно-бытовым, бытовым, складским или административно-складскимзданием, не получится. С пропиской, как понятно, тоже.

Проблемы «нестыковок» градрегламентов и Классификатора ВРИ будут постепенно устраняться. К 1 января 2020 года они должны исчезнуть полностью, так именно к этому сроку будут откорректированы ПЗЗ муниципалитетов, а установленные по ним виды разрешённых использований участков будут приведены в соответствие с Классификатором (пункты 12, 13 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ»).

Как изменить вид использования земельного участка

Классификатор ВРИ 2019 – документ новый. Его цель – упорядочение наименований видов разрешённого использования участков

Особенности назначения видов использования для наделов

Чтобы назначить (скорректировать) разновидность эксплуатации для конкретного надела земли, нужно учесть следующие моменты:

  1. Наличие (отсутствие) градостроительных регламентов и ПЗЗ для конкретной территории (той территории, к которой относятся соответствующие участки).
  2. Считается ли конкретный надел той землей, для которой не назначаются градостроительные регламенты, или тем наделом, для которого не действует существующий градостроительный регламент. Следует знать, что для подобных наделов корректировка вида использования не допускается действующим федеральным законодательством. Это связано с отсутствием необходимого федерального закона, оговоренного требованиями пункта 5 статьи 37 ГрК.

Градостроительный регламент утверждается исключительно для земель (наделов) следующего назначения:

  • наделы населенных пунктов;
  • территории сельскохозяйственного назначения (кроме сельхозугодий);
  • курорты, лечебно-рекреационная деятельность;
  • территории промышленного назначения;
  • область энергетики, телекоммуникаций, транспорта;
  • сфера обороны, безопасности;
  • другое особое назначение.

Градостроительный регламент не определяется для следующих категорий наделов:

  • участки специальных социально-экономических зон;
  • природные территории, подлежащие особой охране (кроме курортов и лечебно-рекреационных территорий);
  • территории с поверхностными водами;
  • запасные земли;
  • территории лесного фонда;
  • сельхозугодия.

Градостроительный регламент не действует для наделов, имеющих такое целевое назначение:

  • добыча (извлечение) полезных ископаемых;
  • расположение линейных объектов (автодорог, ЛЭП, трубопроводов, прочих подобных объектов);
  • общее пользование;
  • размещение объектов культурного наследия.

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений.  Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

split

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.

Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов

Порядок решения вопроса зависит от ряда обстоятельств:

  • действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ
  • установлены или нет градостроительные регламенты
  • в какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Изменение ВРИ будет производиться простым образом и без дополнительных согласований, когда ПЗЗ утверждены, градрегламенты установлены, вид использования участка «попадает» в основную группу ВРИ и соответствует наименованию в Классификаторе. Нужно лишь подать заявление в кадастровую палату или в МФЦ.

В случаях, когда выбранный ВРИ входит в состав условно разрешённых видов использования, для его присвоения будут проводиться публичные слушания.

Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.

Итог слушаний – выпуск постановления муниципалитета об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.

В общественных публичных слушанях принимают участие жители муниципального образования. Они высказывают свои соображения относительно изменения ВРИ. Не исключено, что присвоение участку нового ВРИ может быть отклонено большинством голосов участников слушаний. Этот факт будет отражён в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.

Изменением ВРИ земельных участков могут заниматься также правообладатели земельных наделов, получившие согласие их владельцев (арендаторы – у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Важно знать

Если на участках уже построены объекты капитального строительства (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.) и они зарегистрированы в госреестре, изменение существующего ВРИ участка будет происходить по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, не соответствующего новому виду использования земельного участка.

Пример

Изменение вида разрешенного использования земельного участка.

«размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2».

Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и возможность изменения прежнего ВРИ кажется реальной, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.

Техрегламенты для магазинов устанавливают жёсткие требования:

  • к проектной документации
  • к удалённости объекта от жилых строений
  • к безопасности магазина и прилегающей к нему территории
  • к соответствию условий его эксплуатации
  • к обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары
  • к условиям приёма посетителей

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что попытка преобразования в магазин частного дома на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими застроенными участками, окажется тщетной.

Размещение или преобразование зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках при следующих условиях:

  • строения должны примыкать к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования
  • должны отсутствовать градостроительные нормы, запрещающие их размещение

Приведённый пример – доказательство того, что к изменению ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации. Только так можно избежать ошибок и бездарных трат времени. Более всего, он демонстрирует весомую значимость градостроительных регламентов.

Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются администрация, служба Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов использования, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае – в изменении ВРИ будет отказано
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:для основной группы ВРИ – без слушаний:
    • для группы условно разрешённых видов – проведение слушаний потребуется
    • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами
  • выбранный и далее присвоенный вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ 

При положительном результате анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу – это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости

Алгоритм изменения ВРИ.

Собственник или правообладетель заполняет специальную форму заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

К заявлению должны быть приложены:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица
  • копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей)
  • согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка (когда заявитель не является собственником участка)
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector