Финансовое оздоровление вводится на срок
Содержание
- 1 Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве
- 2 Сроки финансового оздоровления
- 3 42. Анализ краткосрочной задолженности.
- 4 Порядок введения процедуры
- 5 Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия
- 6 Административный управляющий
- 7 Права и обязанности участников финансового оздоровления
Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве
Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:
- юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
- отдельный учредителель/руководитель;
- кредиторы;
- иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.
Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда.
- график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
- гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
- план финансового оздоровления организации.
К сведениюКопии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.
Сроки финансового оздоровления
Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.
Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.
42. Анализ краткосрочной задолженности.
В
процессе анализа определяют структуру
задолженности и тенденции ее изменения
по следующим видам:Краткосрочные
кредиты банков;Краткосрочные
займы;Кредитная
задолженность, в том числе:за
товары и услуги;по
оплате труда;по
расчетам по социальному страхованию и
обеспечению;по
платежам в бюджет;
прочим
кредиторам.Затем
проводят группировку каждого вида
задол-женности по срокам ее образования:до
1 месяца;от
1 до 3 месяцев;от
3 до 6 месяцев;более
6 месяцев.Такая
группировка позволяет определить
величину просроченной задолженности,
ее удельный вес в общей величине
краткосрочной задолженности и ее
изменение в течение анализируемого
периода.
В
составе просроченной задолженности
необходимо определить удельный вес
задолженности перед банками по полученной
ссуде, по платежам в бюджет, перед
органами социального страхования и
обеспечения.Рост
доли этой задолженности в составе
просроченных обязательств свидетельствует
о наличии у предприятия серьезных
финансовых затруднений.
На
платежеспособность предприятия оказывает
влияние оборачиваемость кредиторской
задолженности, т.е. период предоставления
кредита. Период
предоставления кредита в днях
рассчитывается по каждому виду
задолженности следующим
образом:Добр.кред.}где
Зкред.} – средний остаток j-й задолженности
как среднеарифметическая величина
остатка на начало и конец периода,Д
– анализируемый период времени в
календарныхДнях,О] – величина дебетового оборота по счету
j-ой задолженности (сч.
60 “Расчеты с
поставщиками и подрядчиками”, сч. 68
“Расчеты с бюджетом”, сч. 70 “Расчеты
с персоналом по оплате труда”, сч. 90
“Краткосрочные кредиты банка” и
другие).Для
получения более достоверной информации
следует привлечь ежемесячные данные
об остатках кредиторской задолженности,
отражаемые в журналах-ордерах №4
“Краткосрочные кредиты банков”,
№6 “Расчеты с поставщиками”, №8
“Расчеты по авансам полученным”,
“Расчеты с бюджетом”, №10 “Расчет
по оплате труда”, “Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению”
или в заменяющих их ведомостях.
Период
кредитования в анализируемом периоде
по каждому виду задолженности сопоставляют
с продолжительностью кредитования в
предыдущем периоде и по тенденции
изменения судят об изменении условий
получения кредита, то есть если jl! 0оР.
креп.} J{‘ппр.креп:, , то условия получения
кредита улучшились. Если Д
обр.кред.У’Жобр.кред.
} , то условия
кредитования ухудшились и, следовательно,
платежеспособность предприятия
снизилась. Финансовая устойчивость
предприятия будет зависеть от того,
каким образом предприятие строило в
анализируемом периоде взаиморасчеты
со своими должниками (дебиторами).
Необходимым условием стабильности
деятельности предприятия является
получение кредита на тех же условиях
или лучших, чем условия на которых само
предприятие его оказывает, то есть Д1
обр.кред.;{amp}gt;Д°обр.кред.
Порядок введения процедуры
Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.
После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.
Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.
- Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
- С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
- В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
- В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
- Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.
Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия
Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.
Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)
Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и анию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.
Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда.
Копии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.
Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.
Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления.
Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия.
На период введения этапа финансового оздоровления руководители не утрачивают своих полномочий, но обязаны действовать в рамках установленных Законом ограничений. В число сделок, решение по которым руководитель обязан заверять разрешением административного управляющего, входят:
- сделки, увеличивающие долг организации на 5% и более;
- сделки, связанные с покупкой, продажей, дарением имущества юридического лица;
- сделки, предполагающие продажу или перевод долга третьим лицам;
- сделки, сопряженные с привлечением заемных средств.
Что касается деятельности компании в целом, то финансовое оздоровление влечет за собой следующие изменения:
- предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона;
- меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются;
- арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда;
- временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления;
- приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей;
- прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям;
- запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами;
- штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.
Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.
Причины несостоятельности юридического лица
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Изменения в законодательстве | Некомпетентность руководства |
Спад экономики, инфляция, рост цен на сырье и оборудование | Большой управленческий аппарат |
“Цепное” банкротство ( организация становится банкротом из-за несостоятельности своих партнеров) | Высокая дебиторская задолженность |
Политическая ситуация в стране | Неэффективная инвестиционная политика |
Увеличение числа конкурентов | Открытие дополнительных филиалов |
Снижение покупательской способности потребителя | Износ техники и снижение производительности |
Изменение покупательских предпочтений | Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга |
Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:
- смена руководящего состава;
- сокращение штата;
- перераспределение обязанностей;
- ликвидация подразделений и неликвидных производств;
- разработка системы сбыта и маркетинга;
- снижение расходов;
- снижение дебиторской задолженности.
Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.
План финансового оздоровления — это обязательный документ стадии банкротства, который определяет механизм погашения долга и вывода организации из финансовой ямы.
В Законе основные положения о данном документе содержатся в статье 84.
Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей.
План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации. Структура плана представлена следующими основными пунктами:
- обзор предприятия и его характеристика;
- информация о текущем состоянии бизнеса;
- финансовый анализ;
- маркетинг и сбыт;
- мероприятия для преодоления кризиса;
- план производства или сбыта;
- источники финансирования.
Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий.
Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника.
Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии.
Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.
Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.
Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.
Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:
- нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
- уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
- организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.
Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.
Организация -должник | Кредиторы | Финансовый управляющий* | |
Права | ходатайствовать о применении стадии оздоровления;осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений;обращаться в суд для обжалования решения. | вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью;подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего;ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего. | запрашивать от должника любые данные;согласовывать сделки;обращаться в суд с ходатайством. |
Обязанности | разработка плана финансового оздоровления;соблюдение установленных сроков и размеров выплат;подготовка отчета для управляющего. | в соответствии с положениями Закона. | составлять реестр требований кредиторов;контролировать выполнение плана финансового оздоровления;составлять заключение по результатам этапа*подробнее в статье 83 Закона |
По результатам финансового оздоровления, изложенным в заключении административного управляющего, арбитражным судом может быть определен один из дальнейших исходов действия в отношении должника:
- при своевременном погашении долгов и неустоек перед кредиторами процесс банкротства юридического лица прекращается, если отсутствуют обоснованные претензии к должнику;
- при выявлении потенциальной возможности восстановления платежеспособности, принимается решение о введении внешнего управления;
- при отсутствии возможностей преодоления финансового кризиса, принимается решение об открытии конкурсного производства.
Открывая собственный бизнес, любой деловой человек прочит ему, вне всяческих сомнений, только процветание и успех. Однако в тяжелых условиях, разразившегося вокруг экономического кризиса, может случиться что угодно. Потому стоит быть всегда во всеоружии, готовым к самым разнообразным сценариям и развитию событий.
Бывает и так, что единственным выходом, позволяющим удержать бизнес на плаву, оказывается процедура банкротства, а в частности – финансовое оздоровление предприятия, которое имеет четкую направленность на общее повышении платежной возможности субъекта, а также и погашение любой его финансовой задолженности перед собственными кредиторами.
Административный управляющий
Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.
Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.
Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.