Дошкольное образование в швеции

Дошкольное

Первая ступень системы образования в Швеции – детские сады, куда принимают малышей в возрасте от одного года. Посещение дошкольных учреждений необязательно, но большинство юных шведов с удовольствием проводит в них время. В компании воспитателей малыши играют, ходят на экскурсии в библиотеки, музеи, на прогулки в парки. На одного педагога приходится от пяти до десяти подопечных, поэтому без внимания никто не остается.

Если родители сочтут нужным, в шестилетнем возрасте дети могут начать занятия в подготовительном классе, где будут уже не только развлекаться, но и приступят к знакомству с грамотой, счетом, азами знаний о природе.

Садики предназначены для детей, чьи родители учатся или работают, поэтому коммуна обязана предоставить ребенку место в ближайшем детсаду минимум на 15 часов в неделю. Исключения не делаются и для детей с ограниченными возможностями: особенные воспитанники проводят время в одной группе с остальными детьми, но под присмотром специально назначенных ассистентов дошкольного педагога.

Основная масса детских садиков курируется государством, поэтому для граждан Швеции оплата услуг дошкольных учреждений необременительна.

схема

Образование в Швеции
Вид образования Школа обозначение
Аспирантура программы
(докторская степень)
Университет Колледж Университета имеет право проводить
исследования в той или иной дисциплине
4: й год
3: й год
2: d год
1: й год
Высшее образование
(бакалавриата и магистратуры / магистра)
Университет
Университет
2-5 лет
Högskola
университет колледж
2-5 лет
5-й класс Årskurs 5
4-й класс Årskurs 4
3-й класс Årskurs 3
2-й класс Årskurs 2
первый класс Årskurs 1
Верхнее среднее
(полное среднее)

(High School, но не первокурсник)

Верхняя школа средних
веков 16-19
3-й класс Tredje кольцо
2-й класс Андра кольцо
первый класс Första кольцо
Обязательная школа
(первичный неполное среднее)
Обязательная школа
Ages 7-16
(обязательное
Högstadiet

верхняя ступень

9-й класс Årskurs 9
8 класс Årskurs 8
7-й класс Årskurs 7
Mellanstadiet

Средняя стадия

6 класс Årskurs 6
5-й класс Årskurs 5
4-й класс Årskurs 4
Lågstadiet

нижняя ступень

3-й класс Årskurs 3
2-й класс Årskurs 2
первый класс Årskurs 1
Förskoleklass
класс Дошкольный
(обязательное дошкольное)
Förskoleklass
дошкольный класс
Возраст 6
Årskurs F
Förskoleverksamheten
Дошкольное виды деятельности
(дошкольного)
Förskola
Дошкольное
Возраст 1-5
 

Дошкольное

Общеобязательное обучение в школах Швеция ввела еще в 1842 году, но в современном виде образовательная система существует с 1962 года. Теперь среднее образование – гражданская обязанность всех проживающих на территории страны детей в возрасте от 7 до 16 лет, по желанию родителей дети могут пойти в школу с шести лет.

Школы в шведской системе образования в основном государственные, частных учебных заведений мало, и по качеству преподавания они не превосходят муниципальные. Существует и еще один вид школ – альтернативные, обучение в которых строится на основе определенной педагогической теории, например Монтессори, или религиозных традиций.

Двенадцатилетнее обучение в школах Швеции делится на 2 этапа:

  • общеобразовательная средняя школа (9 лет) – обязательна;
  • гимназия (3 года) – по желанию.

Общее среднее образование включает три ступени:

  • начальную (1-3 классы);
  • промежуточную (4-6 классы);
  • старшую (7-9 классы).

По окончании 9-го класса можно продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (гимназии) или начать работать, но 97 % выпускников предпочитают учиться дальше еще три года.

Гимназистам на выбор предлагается 26 программ в трех направлениях:

  • профессионально ориентированные программы (1 год);
  • технические программы (2 года);
  • академические программы (3 года)

Все два с лишним десятка учебных планов связаны между собой, и ученики могут в любое время перейти с одной программы на другую.

Выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов нет.

терминология

Förskola (буквально «дошкольная»), в просторечии daghem или Дагис (Дагис не используется , как часто больше) , это детский сад .

Grundskola является 1-9 класс начальной школы , в 2005 году , год 1-6 начальной школы была классифицирована как МСКО уровень 1 и 7-10 год , как уровень МСКО 2. Лица на этом или более низкий уровень образования в Швеции классифицированы как имеющие низкий уровень образования (УО: lågutbildade ) по статистике Швеции .

Gymnasieskola (буквально «Гимназия школа») является три года средней школы . В 2005 году школа была классифицирована как МСКО 3 -го уровня.

Högskola является высшим учебным заведением (официально переведен в университетском колледж , менее формально в университет ) и Университетский (всегда переводится в университет ) является высшим учебным заведением с послевузовским образованием . В 2005 году высшее учебное заведение было классифицировано как МСКО 5 -го уровня и выше. Люди с 3 -х лет или более третичного уровня образования классифицируются как имеющие высшее образование (УО: högutbildade ) по статистике Швеции .

Исторические термины включают småskola ( «небольшую школу») и folkskola ( «народную школу») для начальной школы и läroverk ( «обучение института») для средней школы. Раньше högskola обычно означает один факультет школу – как правило , профессионально ориентированной – в то время как университет содержит много способностей.

Начальное и среднее образование

Система образования в Швеции основывается на девятилетней первичных и младших классах средней школы или « Grundskola », с обязательным посещаемостью. Существуют различные версии Grundskolan включая Сами школы, со специальными помещениями для коренного народа саами , « Särskola » (буквально: Отдельная школа) для студентов с отклонениями в развитии и специальной школой для детей с другими нарушениями , такие как глухота.

Предметы

В шведской обязательной школе каждый студенту принять 16 обязательных предметы , которые, отсортированных по времени , отведенные: Swedish , Математика , физическое воспитание , английский , Ремесло , Музыка , Изобразительное искусство , технология , физика , химия , биология , История , Общественные науки , Религия , География и домоводство . Все эти предметы принимаются на всех трех этапах школы, низшая ступень (1-3 классов), средней ступени (4-6 класса), и верхней ступени (7-9 классы).

В студентах шестого класса также может выбрать необязательный иностранный язык курс. Более 85% учащихся 9 студентов изучали третий язык в 2017. Все школы должны предложить 2 из языков испанский , французских и немецких . Многие школы также предлагают дополнительную помощь в английском и шведском языках вместо языкового курса. Принимая языковой курс может улучшить балл студентов класса существенно и для некоторых более конкурентоспособных гимназий требуются.

Существует также является обязательным, выбор предмет неградуированного Стьюдента ( Elevens Val ) , где студент может выбрать из различных видов деятельности , облегченных школами. Выбор студента был подвергнут критике за потенциально быть плохим использование студентов и преподавателей времени.

профилирование

В Швеции студенты начинают ПОЛУЧАТЬ оценки от 6 лет с предложениями изменить его на 4 года до 6 классов студентов Получать индивидуальный план развития ( Individuell Utvecklings план (ИУП) ) , содержащий учитель Assesment знаний студентов. Студенты имеют регулярные переговоры по развитию со своими учителями обсуждали , как улучшить основанные на их ВПД и сортов.

Система классификации в обязательной школе использует классы A, B, C, D, и Е , как проходит оценки и F , как неудачу. B и D работают как наполнение классов, когда студент не достиг всех целей , для С или А , но достиг большинства из них. Если студент не может быть этапными, например , обширные прогулов, студент получит тир вместо F.

Общий балл ученика, который используется для нанесения на верхние средние школы, рассчитываются на основе предметных классов ученика и численно добавляя их вместе со следующим письмом преобразования номера: E = 10, D = 12,5, С = 15, B = 17,5, и а = 20. Это дает максимально возможный балл 340 для студентов, принимающих 17 предметов.

Учащиеся могут иметь 16 или 17 классов в зависимости от того, если они берут дополнительный курс языка в верхней части 16 обязательных предметов. Учащиеся, которые не изучают ни одного иностранного языка или вместо изучающих дополнительного шведских или английского языка будет иметь только 16 классов и не может получить балл выше 320.

Шестнадцать предметы , используемые для расчета общих должны включать в себя три основных предметы – английский, шведский и математику. Если ученик не может какой – либо из основных предметов, или она ему не хватает квалификации , чтобы посещать среднюю школу. Тем не менее, студент еще может присутствовать вводную программу средней школы ( introduktionsprogram (IV) ), либо получить компетентность в основных предметах и начать среднюю школу программу или завершить индивидуальную программу и удовлетворять требования , предъявляемые к степени студента (см ).

Верхняя средняя школа, называемая gymnasieskola , как правило , длится в течение трех лет. Это факультативное, но с очень высоким уровнем посещаемости. Средняя школа делится на так называемые «программы», то есть различные типы выбора образовательной направленности. Верхняя Secondary делятся на 18 различные программы, 6 подготовительные и 12 являются vocational.

Два наиболее распространенных «программы» являются «социальные науки» (samhällsvetenskap) и «естественные науки» (naturvetenskap). В «программе» далее делится на ориентации. Есть в настоящее время семнадцать различных «национальных программ» (централизованно определенные учебные планы программы) с двух до четырех центрально определенных ориентаций.

Программы разделены на две основные категории: подготовительные и профессионально. Все программы дают основную квалификацию для участия в университете, но подготовительные программы, как правило, также удовлетворяют специальные квалификационные требования, необходимых для изучения университетских курсов в конкретных предметных областях.

Чуть более половины гимназиях студентов по одной из тринадцати профессионально-ориентированных программ. Эти программы должны включать, по крайней мере, пятнадцать недель обучения на рабочем месте по программе три года.

Курсы , которые студент берет в зависимости от программы и ориентации можно разделить на четыре уровня: основные предметы, программа по конкретным предметам, предметы ориентации и индивидуально выбранные курсы. Основные курсы являются курсами , которые каждый, независимо от программы, необходимо изучить , чтобы удовлетворить требования , предъявляемые к степени студента .

Курсы по конкретным программам являются дополнительными курсами , которые требуются студент принять для выполнения требований программы. Если студент по каким – то причинам не удовлетворяет требованиям, например, путем избрания заменить программу конкретного курса с другим курсом, студент считается участие в специально разработанную программу, которая не имеет никакого отношения к тому , что напечатано на кроме аттестат зрелости.

Предметы ориентации являются курсы , которые студент выбирает принять путем выбора ориентации. Как правило , эти курсы проводятся во второй и третий год, хотя в некоторых случаях курсы начинаются раньше. Наконец, индивидуально выбранные курсы курсы , которые студент свободно выбирает для себя / сам во второй и третий год; специальные слоты были выделены в учебный план и график для них.

Во всех программах, в старших классах средней школы, все студенты должны сделать дипломный проект. Дипломный проект представляет собой проект, в котором студенты должны продемонстрировать все, что они узнали во время их 3-х лет в школе. Этот проект имеет два варианта сортировки, который принимает Е (пропуск) или F (не проходит). Дипломный проект не входит в стоимость студентов заслуга, которая используется в направлении дальнейшего образования.

Международные школы

По состоянию на январь 2015 года, Международной школы Consultancy (ISC) , перечисленных в Швеции , как имеющие 107 международных школ. ISC определяет «международную школу» в следующих условиях, «ISC включает в себя международную школу , если школа предоставляет учебный план для любой комбинации дошкольного, первичных или вторичных студентов, полностью или частично на английском языке за пределами английском языке страны, или если школа в стране , где английский язык является одним из официальных языков, предлагает английский-среднего учебный план, кроме национальной программы страны и является международной в своей ориентации «. Это определение используется изданий , включая The Economist .

До 1990 – х годов, было лишь несколько частных школ в Швеции, в основном обучение финансируемых школ – интернатов , из которых Sigtunaskolan и Lundsbergs Скола являются наиболее хорошо известны. Основная реформа образования в 1992 году позволило частный школы , предлагающие начальное или среднее образование получить государственное финансирование для каждого студента, на том же уровне , что получают государственные школы. Они называются «независимые школы» ( friskolor ), а в 2008 году насчитывалось около 900 из них.

«Независимые школы», похожие на чартерных школ в Соединенных Штатах или академий в Соединенном Королевстве, которые финансируются за счет государственных средств ( skolpeng ) от местного муниципалитета, на основе числа учеников они поступили, так же шведской общественности школы. Следовательно, они не могут дискриминировать или требовать вступительных экзаменов, и они не разрешается взимать студентам каких – либо дополнительных сборов.

Любой человек может начать самостоятельную некоммерческую школу , или цепочку таких школ, в Швеции. Многие из них предлагают альтернативную педагогику (например, Монтессори ), или иностранные / международные, религиозные или особые потребности (например, с нарушениями слуха) профиля. Есть также несколько средних школ с элитным спортивным профилем.

мнения

Система «независимая школа» разделила общественное мнение в Швеции. Во время выборов 2010 года ни политический блок предложил отказаться от программы. Опрос , проведенный в 2011 году Synovate показало , что шведы , которые хотят запретить компаниям из действующих школ для получения прибыли превосходили те , которые этого не делают.

Шведская модель была выдвинута в качестве возможной модели для подобных решений как в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, где Пер Ункель , губернатор округа Стокгольма и бывший министр образования консервативное, в 2009 году суммированы преимущества шведской системы в часть мнения производится по Либертарианскому мозговому центру Тихоокеанского научно – исследовательский институт :

Малыши в шведском дошкольном учреждении

В феврале 2013 года The Guardian опубликовала статью бывшего политического советника Министерства образования Швеции, Карин Svanborg-Шевалл, на независимой системе образования в Швеции – «Швеция доказывает , что частная прибыль улучшает услуги и влияет на политику – пришли даже образовательные союзы на борте , когда частное положение было введено в шведские школы «ссылаясь на документе о среднем успеваемости , сделанной исследовательском институтом при Министерстве труда, IFAU, нашедшую Швеции» , что увеличение доли учащихся независимых школ улучшает среднюю производительность при конец обязательной школы , а также длительный работай образовательные результаты».

Тем не менее, в июне 2015 года, еще одна статья корреспондента образования из The Guardian цитирует тогдашний министр образования, Густав Fridolin, как говорят , что система была «политическим провалом» и заявил , что стандарты обучения резко упали на протяжении многих лет и были в состояние «кризиса».

Педагог с пирсингом, равноправие, тихий час на морозе

Муниципальный детский сад на юге Стокгольма расположен на первых этажах двух жилых домов, стоящих по соседству.

— В нашей столице не так просто найти свободную площадь для строительства нового здания. Поэтому детские сады часто делят помещение с многоквартирными домами, — говорит педагог сада Александра Далин.

Именно педагог, а не просто воспитатель. В шведских детсадах примерно 70 процентов персонала с дипломом вуза. Чтобы работать в сфере дошкольного образования, Александра отучилась в университете три с половиной года. Профессия ей нравится, хоть зарплаты в сфере образования не самые высокие. Точно ниже, чем у медиков или банковских сотрудников, говорят педагоги.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Слева направо: Катарина Густавссон, Александра Далин и Сисилия Юнидоль

— При этом выше, чем у медсестер или кассиров в супермаркете. И наверняка повыше, чем у воспитателей в Беларуси, — уточняет коллега Александры Катарина Густавссон.

Катарине — 31 год. Педагог с длинными мелированными волосами и серебристым пирсингом родилась в 12-тысячном Роннебю на юге Швеции, отучилась в Мальме, а работать приехала уже в столицу.

В ее группе собраны самые маленькие дети — до двух лет. Вообще, в Швеции малыши начинают ходить в сад с 18 месяцев. Еще до того, как ребенку исполнится год, родители составляют список из пяти садиков в приоритетном порядке. Если ни в одном из них нет мест, ребенка могут отправить за дошкольным образованием на другой конец города.

Дошкольное образование в швеции

Большинство мам и пап мечтают о садике поближе к дому. Некоторые родители выбирают сады с углубленным изучением английского, немецкого языка или, например, музыки. Ради искусства и знаний шведы готовы наматывать лишние километры.

Один из трендов — так называемые лесные детсады «без стен и потолка», где большую часть дня малыши проводят на улице. Они играют, обучаются и даже спят на свежем воздухе под навесом вплоть до минус 15 градусов мороза.

— В нашем саду нет специфического профиля, — продолжает рассказ Александра Далин. — Хотя мы используем нормативно-критический подход в образовании. Возможно, это и есть особенность. Стараемся избегать любых форм дискриминации — гендерной, расовой или религиозной. Например, читая детям сказки, заменяем шведские имена героев на интернациональные.

Крутая принцесса, ябеды, мальчики в платьях

В целом распорядок похож на тот, которого придерживаются белорусские садики. В течение дня дети рисуют, строят из конструктора, играют с куклами и машинками. Причем в Швеции нет никакого разделения на игры для мальчиков и девочек.

— Для некоторых активностей мы делим детей на группы. Но по гендерному признаку — никогда, — подчеркивает Сисилия. — Более того, мы уходим от рамок. Кто решил, что девочки должны быть хорошенькими, а мальчики — мужественными? Читая сказки, стараемся описывать принцессу прилагательными «классная» или «крутая», а не «красивая» и «милая», чтобы не укоренять стереотипы.

В игровой комнате детсада висят маскарадные костюмы — от рыцарских до платьев королев. Педагоги рассказывают, что мальчики часто любят надевать пышные розовые юбки, а девочки с интересом примеряют воинственные образы.

— Некоторые мальчишки приходят в платьях уже с утра. Мы не препятствуем и не осуждаем. Лишь иногда спрашиваем: «Почему ты так сделал?». Важно, чтобы ребенок сам понимал причину. Но он свободен в своем выборе.

В шведских садах большое внимание уделяется взаимоотношениям в группе. Дошкольников учат говорить об эмоциях, не стесняться слез или проявления радости. А если возникает спор, малыши сами приходят к педагогу и просят рассудить, кто неправ.

— Это не называется «ябедничать» или «стучать», — подчеркивают работники сада. — Детям важно разобраться и не замалчивать конфликты. С самых ранних лет мы учим уважению личности. Например, есть правило «не трогай мое тело до тех пор, пока я не разрешил». Ребенок усваивает, что есть границы личного пространства, которые нельзя нарушать. В то же время мы уделяем внимание тимбилдингу, взаимопомощи и дружбе в коллективе.

На свежем воздухе — много совместных активностей и игр. И в дождь, и в снегопад, и в мороз дети выходят на улицу, увлеченно плещутся в лужах и делают на земле снежных ангелов. Одежда позволяет, родители и педагоги — тоже. Может, именно поэтому при температуре плюс 10 мы кутаемся в шарфы, а шведы ходят в футболках и легких кожанках.

— Просим родителей оставлять в саду одежду на любую погоду. По сути, единственное, что требуется от мам и пап, — это дождевик, теплые вещи и непромокаемая обувь в шкафчике, — говорит Александра. — Все остальное предоставляет сад.

На прогулку подрастающие шведы выходят в ярких жилетах. На спине написан адрес и название сада на случай, если ребенок потеряется.

— Таких инцидентов в нашей практике не было, — говорят педагоги. — Но идея хорошая. Жилеты делают нас заметнее, а водителей и прохожих — внимательнее.

Дискриминация, высокие налоги, «все включено»

В течение года дети вместе с педагогами следят за календарем, обсуждают традиции и праздники.

— В группе часто собраны представители разных национальностей и религий. Все приходят из дома со своим бэкграундом. Поэтому мы держим в голове: нужно вспоминать не только про Рождество и шведские национальные праздники, но и объяснять, как мусульмане и представители других конфессий придерживаются своих традиций. Иногда даже инсценируем празднования — детям очень нравится.

Педагоги с трудом припоминают случаи проявления дискриминации в группе. А вот с родителями, говорят, иногда приходится вести разъяснительные беседы.

— Бывает, родители запрещают своим малышам общаться с детьми, которые исповедуют другие религии. В таких случаях индивидуально разговариваем с мамами-папами и поясняем: «Так не пойдет, у нас инклюзивное общество». В шведском детсаду все равны.

Плата за садик в Швеции составляет максимум три процента от общего дохода семьи. В среднем получается 300 белорусских рублей в месяц. На вопросы, покупают ли родители дополнительно игрушки, краски, пластилин, моющие средства или, может, сдают деньги на ремонт помещения, педагоги стокгольмского детсада реагируют удивленными глазами.

— Конечно нет. В Швеции такое невозможно представить. Мы платим высокие налоги, поэтому можем рассчитывать на хорошие условия, предоставляемые государством. Все развивающие игрушки и даже подгузники предоставляет сад. Про моющие средства даже речи не идет! Родители платят фиксированную сумму в месяц — и никаких дополнительных трат.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector