Про ошибки учета НДС и их исправление
Содержание
- 1 Принято решение по итогам налоговой проверки
- 2 Пени и штрафы
- 3 Когда решение по проверке вступает в силу?
- 4 Доначисленные налоги
- 5 Плюсы и минусы апелляционного обжалования
- 6 Налог на прибыль
- 7 Предварительные итоги
- 8 Налог на добавленную стоимость
- 9 За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС
- 10 Налог на имущество, транспортный и земельный налоги
- 11 Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке
- 12 Если организация собирается оспорить решение по проверке
- 13 Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.
Принято решение по итогам налоговой проверки
В резолютивной части решения, которое инспекторы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:
- уплатить выявленную недоимку по НДС, пени и штрафы. Напомним, штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности;
- внести соответствующие исправления в бухгалтерские и налоговые документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчетности).
Иными словами, исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки, состоит из нескольких этапов. Они показаны на схеме.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). В то же время он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Пени и штрафы
Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.
В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке[1]). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):
- месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2016 года;
- месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
- месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.
Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.
Доначисленные налоги
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Плюсы и минусы апелляционного обжалования
С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы).
Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется возвращать из бюджета излишне взысканные суммы НДС (а также пеней, штрафов).
С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.
Налог на прибыль
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.
При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.
Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).
Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.
Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).
Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).
Корректировки и проводки по налогу на прибыль
Причина доначисления налога на прибыль | Корректировки в учете текущего периода | |||
Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУ | ||||
Расходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУ | В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль | |||
Доходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ | ||||
Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУ | В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль |
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога.
Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).
Налог на добавленную стоимость
В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.
По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).
В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство .
За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС
Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете зависит от ряда факторов (один из них – причина доначисления НДС). Согласие или несогласие налогоплательщика с выводами налоговиков, отраженными в решении по проверке, также влияет на указанный порядок. Последнее обстоятельство, по мнению автора, играет важную (если не определяющую) роль, поэтому далее порядок отражения результатов проверки в бухгалтерском учете будет проанализирован исходя именно из этого обстоятельства.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
В правовом смысле налоговыми санкциями являются только штрафы за налоговые правонарушения. Пени к ним не относятся, поскольку пеня – это способ обеспечения обязательств (п. 1 ст. 72 НК РФ). Значит, в бухгалтерском учете они, казалось бы, должны отражаться по-разному: штрафы – на счете 99 «Прибыли и убытки», а пени – на счете 91-2 «Прочие расходы».
Однако в Рекомендации Р-64/2015 «Фискальные санкции», принятой 11.09.2015 Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»[6], в отношении санкций по НДС обозначен другой подход. Суть его заключается в следующем. Такие фискальные платежи, как НДС, в общем случае вообще не являются уменьшением экономических выгод организации, поскольку компенсируются другой стороной.
* * *
Результат выездной налоговой проверки, предметом которой является НДС, как правило, – доначисление налога (например, ввиду неправомерного, по мнению инспекторов, применения налогового вычета). Но у плательщика НДС есть возможность выбора: исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки, либо оспорить выводы, сделанные налоговиками.
При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу. В то же время добровольное исполнение решения до того, как оно вступило в силу, не лишает налогоплательщика возможности его обжалования (сначала в апелляционном, а затем и в судебном порядке).
Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете зависит от согласия (или несогласия) с ними налогоплательщика, а также от причин, приведших к доначислению налога и применению налоговых санкций. В статье мы постарались проанализировать все эти моменты и дать практические рекомендации налогоплательщикам.
[1]Согласно п. 2 ст. 101.2 НК РФ вышестоящий налоговый орган может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом. [2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [3] Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н.Что такое налоговое правонарушение? Налоговый Кодекс часть I, статья 106 вводит понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В переводе на простой язык это означает, что предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо сознательно (виновно) пошло на нарушение налогового законодательства (например, занизило налоговую базу) или ничего не сделало (например, не подало вовремя положенную налоговую декларацию).
Теперь непосредственно перейдём к НДС, – налогу на добавленную стоимость.
Ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога
Пункт 1, статьи 45 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что если налогоплательщик не исполнил или исполнил не надлежащим образом свои обязанности по уплате налога (меньше заплатил налог, заплатил, но не вовремя и т.п.), то налоговым органом может быть предъявлено требование по уплате налога.
Возникновение обязательств налогоплательщика в результате налоговой проверки
Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов понимается следующее:
- отсутствие первичных документов или счетов-фактур
- систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с учётом НДС
Здесь имеется в виду либо непредставление налоговой декларации вообще (даже нулевой), либо не представление её в срок, в соответствии с налоговым законодательством.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению НДС
В соответствие со статьёй 24 Налогового Кодекса налоговый агент имеет такие же обязанности по начислению и уплате налога в бюджет, как и налогоплательщик.
Не предоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Здесь подразумевается не предоставление необходимой информации (сведений о налогоплательщике, предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями), не предоставление документов для осуществления контроля, а также отказ от предоставления документов по требованию контролирующего органа.
Неправомерное несообщение налоговому органу сведений
Идёт камеральная проверка налогоплательщика. У налогового органа возникли сомнения в правильности отражения сведений. Налоговый орган потребовал представить дополнительные сведения. В соответствии с Налоговым Кодексом эти сведения должны быть представлены в течение пяти дней. Если в указанный срок необходимые сведения не представлены это считается неправомерным несообщением.
Здесь есть интересный нюанс. Если налогоплательщик обязан предоставлять налоговую декларацию по НДС в электронном виде, а налоговый орган затребовал дополнительную информацию по налоговой декларации, то налогоплательщик обязан предоставить указанные сведения также в электронном виде в необходимом формате, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Нарушения налогоплательщиком правил и условий с точки зрения налогообложения в контролируемых сделках
Пояснения к этим нарушениям достаточно обширные и ёмкие и требуют написания отдельной статьи. Поэтому я не буду на них останавливаться. Скажу только, что контролируемой сделкой считается коммерческая сделка между взаимозависимыми лицами (юридическими или физическим и юридическим лицом или физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые являются плательщиками НДС.
Налог на имущество, транспортный и земельный налоги
Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.
Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.
Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).
Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете»[3].
Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период.
Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.
Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:
- текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
- прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[4]).
В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:
- если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
- если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.
Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68-НДС.
Пример 1
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
По результатам выездной налоговой проверки за период 2012 – 2014 годов ООО была доначислена сумма НДС за III квартал 2014 года в сумме 125 000 руб. Недоимка возникла в результате занижения облагаемой базы (не начислен НДС по облагаемой операции). Общество согласилось с суммой доначислений. Решение по результатам проверки вступило в законную силу 10 ноября 2015 года. Сумма недоимки НДС в соответствии с учетной политикой общества признается существенной.
Решение получено после утверждения годовой отчетности за 2014 год, поэтому все исправления, связанные с доначислением налога, будут отражены в бухгалтерской отчетности за 2015 год.
В учете сумму доначислений общество отразит следующей записью: Дебет 84 Кредит 68-НДС – доначислен НДС в сумме 125 000 руб. за III квартал 2014 года.
Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения в учете доначисленного налога зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Здесь возможны такие ситуации.
«Входной» налог в силу п. 2 ст. 170 НК РФ подлежал включению в стоимость товаров (работ, услуг), но был заявлен налогоплательщиком к вычету.
Сторно Дебет 68-НДС Кредит 19 – доначислен НДС по результатам проверки;
Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной НДС включен в стоимость объекта (если его стоимость еще не списана в затраты)
или Дебет 20 (26, 44) Кредит 19 – входной НДС списан на затраты (в случае если стоимость объектов, по которым был заявлен вычет, уже списана в затраты).
Дебет 19 Кредит 68-НДС – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету;
Дебет 91-2 Кредит 19 – входной налог включен в прочие расходы
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
или Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной налог включен в стоимость объектов, которые еще не списаны в затраты.
В случае, когда сумма недоимки превышает порог существенности (закрепленный в «бухгалтерской» учетной политике), в учете сумма доначисления отражается записью – Дебет 84 Кредит 68-НДС.
Выше было отмечено, что даже в случае несогласия налогоплательщика с решением по проверке сумму доначисленного по результатам проверки НДС (вне зависимости от причин, приведших к этому) целесообразнее уплатить, а не дожидаться результатов обжалования решения налоговиков. Процессу обжалования (сначала апелляционному, а затем и судебному) уплата недоимки не помешает, зато позволит налогоплательщику сэкономить (зачастую значительную сумму) на пени.
Вместе с тем само по себе перечисление в бюджет суммы, отраженной в решении по проверке, не означает признания налогоплательщиком вменяемой ему задолженности по НДС перед бюджетом. Недоимка (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения.
Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора – двух лет) доначисленный НДС по кредиту счета 68 отражать не следует.
В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.
В связи с тем, что неопределенность в расчетах с бюджетом может затянуться по времени (как отмечено ранее, от двух месяцев до полутора – двух лет), возникает закономерный вопрос: как это отразить в учете?
Полагаем, в данном случае организации нужно вспомнить о ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»[5] и отразить в учете оценочное обязательство на сумму доначисленного налога. Напомним, таковым в силу п. 4 данного стандарта признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. И возникнуть оно может в том числе из судебного решения (как раз наш случай).
а) существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Когда возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-я уверенность в результате обжалования обозначенного решения.
Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет смыл отразить оценочное обязательство, равное величине доначисленного налога. В учете при этом будут сделана следующая запись: Дебет 91-2 Кредит 96«Резервы предстоящих расходов» – признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.
Дальнейшая судьба данного оценочного обязательства напрямую зависит от результатов оспаривания решения по проверке.
В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оно списывается на основании следующей записи в учете: Дебет 96Кредит 91-1–списано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.
Если организация проиграла спор в арбитраже и судебным актом признано наличие у плательщика НДС недоимки по данному налогу, в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96Кредит 68-НДС – доначислен НДС к уплате в бюджет.
Если организация собирается оспорить решение по проверке
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки.
Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»
Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Доначисленный налог, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, отражается Дебет 91-2 Кредит 68-НДС. Такая же запись делается, если налог доначислен за прошлые периоды и сумма недоимки признана несущественной. Соответственно, если сумма доначисленного за прошлые периоды налога является существенной, в учете делается запись – Дебет 84 Кредит 68-НДС.