Поездка в Турцию на машине через Грузию

Подготовка

Добрый день, любители автопутешествий. Хочется поделиться впечатлениями от поездки в Турцию.

Давно знал, что Анталия — одно из самых любимых мест зарубежного пляжного отдыха россиян. Никогда не планировал там побывать, так как каждый год, начиная с 2011, летом или в первый месяц осени с семьей на своем автомобиле ездили отдыхать на Черноморское побережье Краснодарского края. Обычно это были Джубга, Лазаревское, Лермонтово, Адлер и Геленджик. На 2017 год планировали поехать по уже привычному для нас маршруту.

Еще перед поездкой в Геленджик, бороздя огромные просторы интернета, я узнал, что наши автолюбители медленно, но уверенно завоевывают места под солнцем в солнечной Аджарии в Грузии. Батуми, Кобулети, Гонио, Уреки и многие другие курорты ждут нас с распростертыми объятиями…

К концу 2017 года стал рассматривать Грузию как возможность побывать на Черноморском побережье ближнего зарубежья. Благо никаких страховок ни на семью, ни на автомобиль не нужно — требуется только загранпаспорт. Правда, сын сразу отказался, да и жена особого желания не проявляла, но все же отели Кобулети просматривала.

Наконец, когда я душой и телом был готов поехать на отдых в солнечную Грузию, появились крамольные мысли — а ведь Турция тоже рядом. Информации в интернете на эту тему достаточно — и форумы, и видео, и отчеты. Я начал заглядываться на Черноморское побережье Турции, предполагая отдых на один-два дня.

Энгельс (Саратовская область) – Кызылот, Манавгат (Анталия) — это маршрут длиной в 3000 километров. Дорога неблизкая. Если взять карту Турции, то город Конья — как наш Краснодар. Кызылагач — это Джубга, а Кызылот — Лермонтово. Слева будет Алания, а справа — Анталия. Все, конечно, достаточно условно.

Чем ближе подходило время отпуска, тем сильнее становилось желание отдохнуть на побережье Средиземного моря, а именно — в Анталии. К лету, видя мое упорство в выборе места для пляжного отдыха, жена начала строить свой маршрут. В ее планы входило посещение Каппадокии и Памуккале, а также остановка в Олюдениз, неподалеку от Фетхе. К этому маршруту я также добавил Кызылот. Оттуда дорога к дому была короче.

Тем временем осень все приближалась. Отпуск пришелся на вторую половину сентября. Вместе с выходными получалось 17 свободных дней, и нужно было уложиться в эти сроки.

Пора заниматься сборами в дорогу. Загранпаспорта есть. В Грузию и Турцию для краткосрочного пребывания визы не нужны. В компании за полчаса оформил полюса страхования жизни и здоровья на себя и жену, а также зеленую карту на автомобиль сроком на две недели для поездок в Турции. На пластиковой карте Visa Electron Сбербанка подключил дополнительную опцию для проведения операций на территории Грузии и Турции.

Поездка в Турцию на машине через Грузию

На СТО проверил техническое состояние своего авто. Еще летом вместо штатной аудиосистемы сделал мультимедиа, купленное на большом китайском сайте. В дороге аппарат работал хорошо. Еще раз убедился в наличии в багажном отделении и исправности запаски, домкрата, электронасоса для подкачки шин, аптечки, двух знаков аварийной остановки, светоотражающей накидки, буксировочного троса и различных жидкостей для доливки… Наконец, все готово.

Собрались совершить путешествие на машине в Турцию?

При въезде на машине в Турцию на срок менее 2-х месяцев таможенные документы не требуются. Для предъявления дорожной полиции вполне достаточно иметь российские водительские права, техпаспорт автомобиля и свидетельство о страховании гражданской ответственности. Страховой полис можно приобрести на границе. Международное страховое свидетельство действительно по всей стране.

Для планирования поездки в Турцию на машине есть два варианта путей: по дороге, через несколько границ и морем –
паромом из Сочи на Стамбул или Трабзон.

Минеральные Воды – Энгельс

На календаре — 14 сентября 2017 года, на часах — 03:30. Стартуем из города Энгельс, Саратовская область. Едем вдвоем — я и моя жена Марина. Автомобиль для поездки — Лада Калина Кросс люкс 1,6 (106 л. с.), 2016-го года выпуска, пробег — 30 000 километров, бак — 50 литров.

Каждый год выезжаем рано утром примерно в одно и то же время. Только в 2016-ом году двинулись в 13:00, о чем потом сильно пожалели, потеряв за два дня в пробках около восьми часов. Правда, в этот раз что-то не выспался. Обычно выезжаю бодрым и полным сил в предвкушении будущего отдыха.

В Волгограде были уже к 08:00. Кто едет транзитом через этот город в Астрахань или Элисту, тот знает, что днем в будни тут огромные пробки. Проехать Волгоград за полтора часа — большая удача. Нам в этом году повезло и туда, и обратно. Впереди Калмыкия, протяжные степи, Элиста. Примерно на середине пути между Волгоградом и Элистой есть кафе, больше похожее на полевой стан. Все блюда здесь сделаны из баранины. Очень вкусно. На обратном пути попробовали их фирменное блюдо “Чингисхан”. Рекомендую.

Скажу сразу. Вся наша поездка — это не осмотр достопримечательностей, а простой пляжный отдых. Дорога дальняя, время ограничено в рамках короткого отпуска, да и бюджет не резиновый. Тем не менее, кое-где мы успели побывать, о чем расскажу чуть позже.

Навигатор вел нас самыми короткими, но не самыми быстрыми путями. Этой дорогой ехал впервые. Заехали в Элисту. На нее ушел час. На обратном пути, по объездной, проехали всего 20 минут.

Я не люблю автострады. За шесть поездок к морю на М4 “Дон” выезжал лишь однажды. Есть менее значимые трассы с неплохим покрытием, их нужно лишь знать и не бояться на них сворачивать. После Элисты двинулись в сторону Минеральных Вод через Благодарный и Александровское, а не через Ставрополь и Буденновск. Перед Благодарным есть шесть километров щебенки. Нормальная дорога, мы катались. Вполне реально преодолеть.

Дорога через Благодарный и Александровское

Минеральные Воды — город, который видно издалека. Подъехали к нему еще засветло. Была пройдена первая 1000 километров. Выезжаем на трассу Минеральные Воды – Нальчик – Владикавказ. После домашних пирожков и калмыцкой баранины силы еще есть. Едем дальше. Попадаем в поток, движущийся в сторону Кабардино-Балкарии. Скорость падает. По сравнению с Калмыкией, здесь мы ползем.

На обеих границах КБР стоят блокпосты. Проводят досмотр автомобиля. У водителей и пассажиров проверяют документы по ИЦ. Около 20:30 мы прибываем во Владикавказ. Заправляем полный бак бензина — в Грузии топливо стоит дороже. Решаем не оставаться на ночлег, а сразу пройти российско-грузинскую границу.

Все лето через сайт “Край Земли” я мониторил этот погранпереход. Высокий сезон прошел, поток автомобилей спал. Был уверен, что за час оба пройдем КПП. Так и получилось. У нас проверили загранпаспорта, поставили штампы, СТС, ВУ. Наконец, видим ночную Грузию. Через 10 километров уже будет Степанцминда. Там и останавливаемся на ночлег. В поселке есть много гостиниц. Мы не бронировали номер заранее.

Позади осталось 1250 километров. Это был наш самый длинный переход за один день.

Эрзинджан – Ылгын (Конья)

Самый популярный вариант поездки на машине в Турцию – через Грузию. Ни из Абхазии ни из Южной Осетии в Грузию вас не впустят. Единственно возможное место пересечения границы между Россией и Грузией на сегодняшний момент – это КПП “Верхний Ларс”.

Пункт отправления Расстояние в километрах до КПП “Сарпи” на грузинско-турецкой границе Время в пути
Москва 2020 1,5-2 дня
Краснодар 690 13 часов
Ставрополь 790 12,5 часов
Санкт-Петербург 2750 1,5-2 дня
Ростов-на-Дону 950 15,5 часов
Воронеж 1510 1 сутки
Самара 2040 29-30 часов
Казань 2030 1,5-2 дня
Екатеринбург 2950 2-3 дня
Нижний Новгород 2170 1,5 суток

На российской таможне Вас ждёт досмотр и придётся постоять в очереди, так как очень тщательно всё проверяют. Грузинская и Турецкая границы намного проще – Вы за рулём, пассажиров просят пройти через коридор для досмотра. Дороги везде хорошие, в Грузии немного утомляют серпантин и фуры, но компенсация виды и горы!

Согласно таможенным правилам, беспошлинно в Турцию туристам разрешено ввозить до 600 сигарет, 1 л алкоголя крепче 22% или 2 л менее крепких алкогольных напитков, а также шоколад, кофе и чай весом до 1 кг.

  1. Технический паспорт на автомобиль
  2. Водительское удостоверение
  3. Доверенность (если транспорт оформлен не на ваше имя)
  4. Страховка: помимо ОСАГО, Вам понадобится Гринкард – для Турции.

Стоимость гринкард на 3 месяца около 12500 рублей. Её можно оформить
на границе или заранее через официальный сайт. При въезде на территорию Грузии вам нужно застраховать авто на границе в грузинской страховой компании.
Ни ОСАГО ни Гринкард не действует на территории Грузии.
Стоимость страховки в Грузии 30 лари на 15 дней.

В Турции сначала едете по береговой линии Чёрного моря. Дорога стелется, как скатерть. Потом, не доезжая Анкары, уходите в горы, если держите путь на Средиземноморское побережье. От Москвы до Анталии 3700 км. В целом на границах особых требований не предъявляют за исключением необходимых документов.

На календаре — 15 сентября 2017 года. Проснулись в 07:00. Вдыхаем прекрасный горный воздух. На улице — 11 градусов тепла. Настроение и самочувствие у нас отличное. В 08:00 выезжаем в сторону Казбега. Впереди нас ждет Военно-Грузинская дорога.Гудаури

Горы Грузии

Арка Дружбы народов

Преодолеваем перевал Казбеги. К сожалению, у панорамы Дружбы народов мы не стали останавливаться — там шла реконструкция подъезда и стоянки. Думаю, в 2018 году она будет еще красивее. Решили не терять времени зря. Нам еще предстояло преодолеть самый сложный участок пути. Больше половины дороги — это серпантины и перевалы различной сложности. Конечно, это не Гималаи, но усталость за день все же накапливается.

Река Арагви

Горы и реки Грузии и все открывающиеся виды прекрасны. Впереди расположился город Мцхета. Мы не доехали до него, а свернули направо — в сторону Кутаиси. Здесь начинается почти 100 километров автострады. Проходим этот участок пути на одном дыхании. Затем сворачиваем в сторону Боржоми. Уже полдень, и мы решили пообедать в каком-нибудь придорожном кафе.

Началась горная дорога. Она была в хорошем состоянии, ехать по ней было не очень сложно. В Боржоми остановились только для того, чтобы размяться и уточнить дорогу у местных жителей. Навигатор начал немного мудрить.

Еще час езды, и мы прибываем в Ахалцихе, который встретил нас большим ремонтом дороги. Здесь заправили полный бак бензина. В Турции литр топлива стоил примерно 90-95 рублей.

В Грузии очень много исторических памятников. Одной из них является средневековая крепость Рабат Ахалцихе. Да простят меня гостеприимные и очень любящие свою страну грузины, но в этот раз я не смог уделить достаточно внимания их богатой истории и памятникам. В Грузию для этого нужно приезжать специально и целенаправленно…

Приезжаем к пограничному переходу грузинско-турецкой границы Вале – Пософ. Чувствую сильное желание заснуть. Движения почти нет, если не считать большегрузов. Проходим уже знакомую процедуру: осмотр салона автомобиля и проверку документов. Только на турецкой стороне для оформления нужно пройти в стоящее справа здание и там отметиться в двух местах.

Думая, что успешно завершили все процедуры, мы попытались выехать с территории КПП. Как бы ни так — нас не выпустили. Машину досмотрели, а отметку в паспорт не поставили. Пришлось вернуться к зданию и буквально на пальцах объяснять ситуацию. Хорошо, что таможенник быстро все исправил. Оказалось, во всех пограничных пунктах ставят по одному штампу в загранпаспорт, а в Вале, на турецкой стороне, — два.

Вот и она, долгожданная Турция. Что там ждет нас здесь…. Лишь одну вещь видно невооруженным глазом – горы.

Перевалы – перевалы,Горы слева, горы справа.Песнь протяжна, жизнь чужа.Кому берег с галькой малой, кому — горная гряда.Мы не знаем эти нравы,Ни людей, ни языка…

До Эрзурума — больше 300 километров вдоль гор. Стоит 30-градусная жара. Покидая дом, я думал, что поедем по прохладе… Однако уже в Калмыкии было 28. И это середина сентября. Здесь солнце жарило от души. Хорошо, что в машине есть кондиционер. Невольно вспоминаю поездку в Геленджик в 2016-ом году и пробку перед Дефановкой на четыре с лишним часа. Тогда мы с грудными детьми выходили из машин и буквально прятались в тени придорожных кустов. Жара была под 40 градусов.

Первый турецкий город на пути — Ардахан. Немного не доехали до него — на небольшом равнинном участке нас останавливает полиция. Офицер проверяет документы. Пароль и отзыв один и тот же — Анталия. Нас с улыбкой пропускают дальше. Ардахан остается в стороне.

Интересные ощущения получили в дороге. Иногда не понимали, поднимались мы вы гору или уже спускались с нее. Только работающий двигатель подсказывал нам верный ответ.

Мы едем в Отлу, чтобы перекусить. Время близится к вечеру. Заказали люля-кебаб. Мясо, как и ожидалось, — баранина. К блюду прилагалось много хлеба и в придачу каждому дают по маленькой бутылке воды. Конечно, пили мы кофе. Вода пригодилась в дороге. Что интересно, на выходе посетителям льют на руки какую-то жидкость, которая сразу испаряется, удаляя посторонние запахи.

Нас ждет та же горная дорога. Темнеет довольно быстро. К Эрзуруму подъезжаем уже вечером. Он остается в стороне. Проехали всего 600 километров. Решаем добраться до Эрзинджана. Движемся по автостраде. Это уже не горы, но поворотов со спусками и подъемами там достаточно. Усталость начинает ощущаться все явственней. Два раза останавливались в маленьких городках около гостиниц, но в одну из них не пускают женщин, а в другой нам предложили мрачный номер без окон.

Добираемся до Эрзинджана и спускаемся с автострады в город к ближайшей АЗС. В Турции трассы, проходящие через крупные селения, расположены выше горизонтали города. Вот почему въезд проходит через развязки. На АЗС спрашиваем про забронированный отель. Местный житель лишь разводит руками. Видно, что он знает, где расположены гостиницы, но объяснить не может.

Через 10 минут мы уже на месте. Отличная гостиница в центре города. Вселяемся, и я сразу падаю без сил на кровать. В этот день, как говорят лыжники, я “наелся дороги”. Наконец, самый тяжелый путь преодолен. Что касается навигации, то я так и не разобрался с турецкими адресами. Координат, по которым можно было найти гостиницы, на сайте не было. Больше мы не бронировали номера.

На календаре — 16 сентября. Как и вчера, проснулись в 07:00. Тяжелый переход еще сказывался, но нам пора собираться в дорогу. В 08:00 выехали. Колесили по великолепной равнинной дороге. Только изредка были небольшие подъемы со спусками. Нам предстояло проехать несколько больших городов, таких как Сивас, Кайсери, Конья. Горы то подступают к дороге, то исчезают за горизонтом.

Турция

Турция — сельскохозяйственная страна. В этом я убедился лично, когда увидел, как жители обрабатывали совсем маленький участок, более или менее пригодный для земледелия. Меня очень поразила одна вещь: на огромном равнинном участке был снят каменистый грунт на глубину около пяти метров. И только после этого земля стала пригодной для сельскохозяйственных работ.

И еще одна не очень приятная деталь. Целые провинции Турции пахнут конским навозом. Здесь его сразу вывозят на поля.

В этот день мы должны были посетить Каппадокию, чтобы увидеть причудливые горы из песчаника. За миллионы лет под воздействием ветров они превратились в нечто, внешне похожее на грибы. Каждое утро здесь запускаются пилотируемые воздушные шары. Говорят, это очень красивое зрелище, и есть много желающих полетать на них.

К сожалению, мы приехали во второй половине дня. Конечно, шаров уже не было, да и на улице стояла 40-градусная жара. Мы только сделали несколько фото недалеко от дороги. Мне кажется, что время для экскурсий по Турции — это не позже середины мая и не раньше октября. В жару у меня нет особого желания на что-то смотреть.

Гереме

Оставив Гереме позади, мы направились в Конью. В 17:30 были уже там. До Анталии оставалось 250 километров. Однако у моей жены был другой маршрут… Забыв перестроить навигатор, мы заявились в город, на который потеряли больше часа. Решили проехать еще, но надолго желания не хватило. Мы остановились у первой же гостиницы, но запах конского навоза по всей округе заставил нас двигаться дальше. Очевидно, турок понял мою мимику и нисколько не обиделся.

В маленьком городке Ылгын решили, наконец, остановиться на ночевку. Было уже темно. Остановились около автовокзала. Увидев двух подростков, я поскорее подошел к ним и произнес заветное слово “хотэл”. Ребята улыбнулись, а один из них согласился показать, где находится гостиница. Тогда я подумал, насколько же разнятся два объекта, расположенные рядом.

В городке с грязными от сточных вод улочках находится чистая гостиница. По соседству располагаются такие же приятные магазинчики. Мы заселились и решили прогуляться. В ресторан, в котором были одни мужчины, мы не пошли. Зашли в соседний магазинчик, где и сделали первые покупки на турецкой земле. Для себя же открыл, что после долгой дороги перед сном лучше прогуляться.

В Турцию через Болгарию

Едем на машите до Болгарии.

Некоторые туристы объезжают Черное море с запада. По сравнению с дорогой через Грузию, путь в Турцию через Болгарию на машине более длинный и затратный. К тому же для въезда на территорию стран, которые входят в состав ЕС, нужно оформлять визу. Правда, если вы уже обладаете многократной шенгенской визой, границы для вас открыты.

Болгария вполне цивилизованная страна, с нормальными чиновниками и нормальным отношением. Если же Вам удалось счастливо миновать пограничные кордоны остальная часть авто путешествия пройдет хорошо и с удовольствием. Не нарушая правил движения, дорожную полицию в самой стране Вы можете не увидеть вовсе.

Пять дней в отеле Grun в Кызылоте

Отоспавшись после четырех дней дороги, начинаем осваиваться на месте отдыха. Трехзвездочный Oludeniz — небольшой, но очень ухоженный, чистый и буквально зеленый отель с бассейном в самом центре.

Отель Oludeniz

Отдыхающие здесь — это молодые турки и среднего возраста англичане. В проживание включен и завтрак, и шведский стол. После обеда начинает работать бар, который к вечеру трансформируется в спорт-бар с просмотром на огромном экране футбольных матчей английской Премьер-лиги. Хорошая кухня, классный повар, который в любое время дня и вечера с радостью готовил для нас любое блюдо.

Сам поселок Олюдениз совсем небольшой. Он весь состоит из отелей, кафе-ресторанчиков и магазинчиков с сувенирами. Набережная, галечный пляж, красивое и очень теплое море довершали райскую картину.

Море в поселке Олюдениз

Днем здесь очень жарко, поэтому на море ходим до завтрака. После него купаемся в бассейне и загораем. Сюда же к 11:00 подтягиваются и все остальные постояльцы. Ближе к вечеру снова отправляемся на море.

Поселок Олюдениз

Олюдениз — это центр парапланеризма. Сюда со всей Турции приезжают любители этого экстрима. На территории поселка расположено несколько маленьких фирм, которые организуют отдыхающим спуск с гор на параплане вместе с инструктором. Стоит это удовольствие 105 евро, включая фото и видео-селфи. Жена тоже загорелась этой идеей. Я сразу отказался — уже спускался с парашютом.

Парапланеризм

Время отдыха в поселке Олюдениз пролетело очень быстро. Желание поучаствовать в какой-нибудь экскурсии не было. Хотели съездить в Мармарис на Эгейское море, но потом отказались от этой затеи. Времени у нас было не так много. Пора собираться в дорогу — в Анталию, в Кызылот.

Если в Oludeniz мы попали по чистой случайности, то Grun был отобран после долгого просмотра мест предполагаемого отдыха в поселках Сиде, Кызылагач и Кызылот. Придирались ко всему. В первую очередь смотрели на цену. Бюджет ограничен, поэтому двухместные номера дороже 3000 рублей за сутки даже не обсуждали.

О пяти звездах не стоит и говорить. Хотелось, чтобы в оплату был включен и завтрак. Расстояние до моря большой роли не играло. Если в отзывах оценка стояла меньше восьми, то этот отель тоже отпадал. Также обращали внимание на язык, на котором разговаривает персонал. Чуть позже решили, что не так уж и важно, понимают там русский или нет. Желательно, чтобы в отеле был бассейн, если до пляжа идти далеко. Вот по этим критериям и выбрали в итоге отель Grun в Кызылоте.

В него мы приехали около 17:00. Как и все предыдущие места ночевок и пляжного отдыха, номер мы заранее не бронировали. Нас никто не встречал хлебом и солью. Мы просто въехали на территорию и встали на стоянке для машин перед входом. Хозяин быстро нашелся в самом отеле, занятый многочисленными делами.

Сразу пошли смотреть номер. Он был небольшой, уютный и с балконом, словом, понравился нам. Обговорили цену. Она оказалась чуть выше, чем на Booking, но Эркам включил в стоимость еще и ужин. Представьте, в Oludeniz наше проживание с завтраком стоило 2500 рублей за двоих плюс ресторанный ужин — около 1500 рублей.

В Grun проживание плюс завтрак с ужином по системе “шведский стол” обошлось нам в те же 2500 рублей. При этом надо заметить, что здесь много разнообразных и вкусных блюд. Скажите, кому нужен обед, если подают невероятно сытные завтрак с ужином? Я люблю поесть, но даже мне в обед хватало чашки чая или кофе с печеньем.

Отель Grun

Территория отеля небольшая, но вполне комфортная. На въезде стоит хозяйский домик с маленьким садом. Далее — сам отель, с обратной стороны которого находится застекленная веранда-столовая с баром и большим телевизором. Тут же растянулся бассейн, за которым сразу начинается пляж. Один минус — это вход в воду.

Кто отдыхал в Геленджике и купался на тонком мысу, тот помнит, что заходить в море там не очень удобно. Здесь то же самое — сразу попадаешь на большие валуны или плиты. Тем не менее, вся территория утопает в потрясающей тропической зелени. Здесь царит тишина — идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть от городской суеты.

Я вдоволь отдохнул в этом раю. На пляже играл в волейбол с соседями из пятизвездочного отеля. По вечерам смотрел футбольные матчи турецкой лиги. Жена, общаясь с отдыхающими из Sea Planet, узнала, что стоимость их номеров начинается от 8000 рублей в сутки. Каждому свое.

Sea Planet Resort {amp}amp; Spa

Мы дважды покидали территорию нашего гостеприимного отеля. Однажды ходили на маленький рынок в поселке. В другой раз ездили в Манавгат и на пляж в Сиде. На рынке, как всегда, продается много сувениров. Почти все торговцы говорят на русском. Немного удивило, что в некоторых лавках цены указаны в рублях.

Манавгат — это относительно большой город. Мы покатались по нему с навигатором. В одном месте у турка спросили дорогу, и он, видя, что мы не понимаем друг друга, набрал кого-то по телефону. Женщина на том конце провода на чистом русском все нам объяснила. Тогда-то мы и поняли, что в Анталии невозможно потеряться.

Манавгат

Быстро время пролетело,На спине крутой загар.Отдыхать не надоело,Не кидает ночью в жар.

Харя стала чуть поширеИ лоснится на свету.Может, где-то лучше в мире,Отдыхать в чужом краю.

Но пора домой, в дорогу,Нам четыре дня пути.Да, скучаем понемногу,Мы ведь русские, учти…

Действительно, нам уже пора собираться домой, ведь 1-го октября выходить на работу. Звоню шефу. Прошу, чтобы немного сдвинул график. На один день соглашается.

Путешествие на машине в Турцию паром из Сочи.

До недавнего времени из Сочи ходил паром в Трабзон, но в
2018 году паромная переправа Сочи – Трабзон приостановлена. Тем не менее она
может быть открыта в любой момент.

Дорога по морю занимает от 12 до 18 часов. Большой минус в том, что пассажиры все время находятся не в отдельных каютах, а на общей палубе. В стоимость билета входит еда, но ее явно недостаточно. За блюда, которые продают на пароме, просят втридорога, поэтому большинство отдыхающих берут в дорогу собственные продукты и питье.

Переправа на пароме снимает множество проблем, которые возникают в путешествии через транзитные страны, но имеет и свои минусы. Билет на паром стоит 4000-5000 рублей на человека, провоз:

  • легковая машина — от 13500 рублей
  • внедорожник — от 16500 рублей
  • микроавтобус — от 20000 рублей.

Купить билеты на паром можно было за день до отплытия с 10:00 до 18:00 и с 9:00 в день отплытия. Опытные туристы советуют приезжать в порт за 7 часов до отплытия парома.

Паром Крым Турция

Паромное сообщении между Севастополем и городом Зонгулдак (330 км до Стамбула), а также Керчью и портом Трабзона осуществляется посредством судов «Варяг», «Принц Трабзон» и «Эрке». Продолжительность плавания – 28 часов. На борту есть столовая, видеозал, вместимость парома составляет 60 фур.

 Цена колеблется от 350 до 450 долларов). Паромом, пересечение границы не исключает бюрократических процедур.

За оформление документов могут выставить приличный счет. Это зависит от машины. Владельцы не дорогих авто имеют шансы
проскочить границу долларов за 30, а владельцы иномарки оценивается в 100-150. А если у Вас не дай вам бог Мерседес или БМВ то цены вырастают в разы! И все-таки на Турецкой границе существует закон и порядок!

В настоящее время паромная переправа
приостановлена, но может быть возобновлена в любой момент.

Дорога домой. Кызылот – Токат

Вечером 25-го сентября собираем вещи и, что возможно, сразу относим в машину. Еще во время отдыха я решил проложить маршрут домой новым путем. Во-первых, он должен был проходить вдоль Черноморского побережья Турции. Про подъемы через Трабзон и Оф я читал в интернете. Первый довольно комфортный, другой же навел ужас на автора статьи.

Утром 26-го сентября в 07:30 выезжаем в сторону Коньи. Направляемся на север Турции. К нам сразу же подступают горы. Мы, преодолевая большой перевал, выходим на равнину, а с нее — на трассу Конья – Кайсери – Сивас – Эрзинджан – Эрзурум. Нам она уже хорошо известна. Здесь три полосы в каждую сторону.

Едешь и особо не напрягаешься. Хочу добавить, что радар-детекторы запрещены в Турции. За них грозит очень большой штраф. Превышение скорости допустимо не более чем на 10 %. На дорогах стоят предупреждения о том, что работает радар. Так вот, чтобы не притормаживать лишний раз в населенных пунктах, обращайте внимание на местных водителей или маршрутные автобусы.

Не доезжая Сивас, мы снова уходим на север. Впереди видим уже привычные нам горы. В самом начале дороги идет большой ремонт. Едем по щебенке несколько километров с нарастающим желанием вернуться. Дорога сузилась, и мы все выше и выше поднимаемся в горы. Проезжаем несколько селений, и, наконец, перед нами вырастает город Токат. Время еще не позднее, но, вспоминая второй день нашей поездки, когда я “вдоволь наелся гор”, решили дальше не ехать. Как в воду глядели.

Токат — древний город, основанный в седьмом веке нашей эры византийцами. Впоследствии он переходил во владение от византийцев к армянам, от армян — к туркменам, которые были зависимы от Османской империи. Токат имел большое торговое значение, но, с ростом и развитием Сиваса, пришел в упадок. Как и прежде, город живет торговлей, которая особенно кипит на центральных улочках. В Токате есть, на что посмотреть.

Выбранная гостиница мне не понравилась. Вернее, не приглянулся сам номер, хотя вид с балкона открывался красивый.

Было как-то неуютно и шумно из-за соседнего номера. Однако это единственная гостиница, которая нам совсем не понравилась. После заселения мы собрались и пошли гулять по городу. С огромным удовольствием и массой новых эмоций ходили по магазинам, в которых покупали в основном сладости. Сходили в кафе, где ели национальную выпечку — пиде.

Проехать нужно было не так много, но впереди растянулись горы, а потом — 450 километров побережья. После этого, наконец, появится турецко-грузинская граница.

По традиции просыпаемся в 07:00. Из номера делаем фото города и в 08:00 выезжаем.

Город проводил нас солнцем, а вот горы встретили хмуро. Низкая густая облачность с самого утра, переходящая в изморось и дождь. Узкая, ничем не огороженная горная дорога с глубокими ущельями. Туман. Тучи уже не над нами — мы были в них.

Туман в горах Турции

Вокруг много древних машин, которые еле тащатся. По всей Турции несколько раз встречал прародителей наших “Копеек” с ключом в багажнике. Вот и здесь приходилось на них смотреть, плестись за ними. Наконец, ближе к 12:00 все закончилось.

Мы въехали в маленький приморский Унье. Началось Черноморское побережье, нудные для меня 450 километров великолепной дороги с огромным количеством населенных пунктов и ограничением скорости. Езда по Турецкому побережью — занятие на любителя. Да, вокруг раскинулось много красивых мест: города, мечети, аэропорт с взлетающими над морем самолетами, много туннелей и т. д.

Черноморское побережье в Турции

В кафе Park Pide вновь попробовали турецкую пиде, но теперь оригинальной формы. Она чем-то напомнила нам пиццу. Очень вкусно.

В баке оставалось совсем мало бензина. Не хотелось заправляться дорогим турецким топливом, поэтому мы кое-как дотянули до границы. Вот и Сарпи, а в нем — “муравейник”. Мы этого не ожидали. Перед нами подъехало два больших автобуса, переполненных людьми. Все вышли и направились к КПП. Вот место, где мы точно застрянем… Посмотрев на все это, решили, что жена не будет выходить из машины. Если что, турецкий пограничник сам отправит ее на КПП. Мы-то всех тонкостей работы не знаем.

В итоге все обошлось. Довольно быстро прошли и турецкий, и грузинский КПП. После этого мы направились в сторону Батуми. Снова пошел дождь. Батуми встретил нас ливнем и темнотой. Такого я не ожидал. Может, попали не в удачное время. Было прохладно и сыро, из-за чего у нас пропало желание оставаться в городе.

Уехали искать ночлег в Кобулети. Стало понятно, что пляжный сезон окончен — солнце совсем спряталось. В Кобулети остались только на ночь. Стали искать отель. Вокруг снова темно, а мы находимся в неизвестном для нас месте. Частный сектор нам не понравился. У местных спросили про гостиницы. Оказалось, что рядом, у самого моря, находится отель “Панорама”. Зашел, посмотрел, понравилось. Сразу заселились, легли спать. Завтра будет новый день, и мы еще сильнее приблизимся к дому.

Кобулети как встретил, так и проводил нас дождем и прохладой. На улице — всего 15-16 градусов тепла. Ехали с комфортом без знойной жары, но и без дождя. Снова сделали фото на память и двинулись в путь.

Кобулети

Из Кобулети в сторону Кутаиси есть две дороги. Одна, чуть длиннее, ведет через Поти. Другая дорога немного короче, но она с ущельями и перевалами проходит через горы. Навигатор повел нас вторым путем. И снова серпантины, узкие дороги, вереницы машин, а с утра — домашний скот в селах. Романтика. На дороге купили мед со вкусом карамели и две бутылки чачи. Я не пью, но товарищей с работы нужно угостить, иначе не поймут.

Пока ехали по горам и долам, погода прояснилась, но в Кутаиси снова пошел дождь. Заезжать в город было необязательно, но мы еще не купили грузинских вин и коньяка. Около одного из магазинов, который еще был закрыт, разговорились с общительным грузином, который долгое время жил и работал в России. Он на своем авто сопроводил нас по городу, где в одном из магазинов по его советам мы купили все необходимое и в достаточном количестве.

Распрощавшись с грузином и Кутаиси, мы двинулись покорять перевал Казбеги. Еще вечером на сайте прочитал, что возможно похолодание, снег и гололед. Прогноз оправдался. Чем выше поднимались, тем холоднее становилось.

Перевал Казбеги

Вода в омывателе замерзла. На дороге — каша из воды, снега и льда. На обочине как-то неуклюже стоит паркетник. В общем, было весело. Забраться-то забрались, а теперь нужно как-то спуститься. Все верно, на летней резине. Представьте себе, буквально два дня назад в Анталии было 30, а здесь уже – 2… Медленно ползем вниз.

Впереди собралось около 20 машин, и я почти в хвосте. Тут я представил, что сейчас мы приедем на границу в таком же порядке и будем стоять там час. И это не считая российской части, которая была еще впереди. Недолго думая, я рванул и оказался первым на грузинском КПП. Как оказалось, зря торопился. Пока жена была на экскурсии в “Дьюти фри”, меня все обошли и уехали.

Затем была российская граница. Нас немного подержали на нейтральной полосе. На самом пункте, спасибо таможенникам, был открыт дополнительный проход по встречному направлению.

Россия, Русь – ты Матушка Родная.И сопли, слезы, слюни, брызги по щекам.Как Ты прекрасна, милая, от края и до края,Как тянет нас домой, слоняясь по морям.

Во Владикавказе останавливаться не стали — решили доехать до Минеральных Вод. Стемнело. Я рулил, жена подбирала подходящее место для ночевки. Нашла на каком-то сайте один вариант, созвонилась. Отель новый, расположен в дачном секторе. Хозяин назвал несколько улиц, но навигатор их не нашел. Впервые я ехал по координатам.

Кое-как отыскали отель. По пути пришлось брать приступом какой-то огромный овраг. У хозяина, рыжего чеченца, глаза на лоб полезли, когда он понял, откуда мы подъехали. Отель новый, номер большой, кровать огромная. То ли я кофе напился во Владикавказе, то ли что-то еще, но уснуть не мог до 04:00. Было такое чувство, что сплю на горе Машук вниз головой. Только когда перевернулся на кровати, тогда смог заснуть. До дома оставалась последняя 1000 километров.

Минеральные Воды

Подведение итогов и финансовый отчет

Мы путешествовали с 14 по 29 сентября 2017 года, то есть всего 16 дней. Преодолели 6900 километров. Восемь дней провели в пути, еще восемь дней отдыхали. Останавливались на шесть ночевок в гостиницах и на две — в местах пляжного отдыха. Получили огромное удовольствие от поездки. Я же испытал чувство гордости за себя самого, ведь у меня получилось реализовать задуманный план без каких-либо потерь. Многие удивлялись, что на Ладе реально осуществить такую поездку. Я читал, что кто-то так по Европе проехал 10 000 километров. Чем же я хуже?

Подсчитаем итоговые траты:

  1. Бензин — 32 000 рублей.
  2. Ночевки — 13 000 рублей.
  3. Проживание в отелях с питанием — 25 000 рублей.
  4. Все страховки — 6500 рублей.
  5. Питание в дороге — 3500 рублей.
  6. Мелкие расходы, развлечения — 10 000 рублей.

Всего за 16 дней потрачено 90 000 рублей.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector