Регулятивные и охранительные нормы права примеры из конституции
Содержание
- 1 Конституционное право
- 2 Примеры управомочивающих норм в конституции рф с комментариями
- 3 Примеры императивных норм в конституции рф
- 4 Виды правовых норм
- 5 Дефинитивные нормы примеры из конституции рф
- 6 Примеры материальных норм в конституции рф
- 7 Примеры регулятивных норм в конституции рф
- 8 Конституционное право
- 9 Примеры запрещающих норм в конституции рф
Конституционное право
Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных.
Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.
2) по юридической силе.
Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).
· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст.
105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст.
105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.
− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);
Интересное: Попечительство над ребенком при живых родителях
− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);
Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.
Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).
Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.
- Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
- Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
- Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).
В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.
Интересное: Правила возврата денег за товар
Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.
Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (к примеру, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).
Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (к примеру, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»:«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека»).
28 Авг 2018 yslygiur 1383
В управомочивающихнормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право,то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность.Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы.
Так, если граждан получает правоизбирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанностьобеспечить это право.
Если у обвиняемого есть правоне доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанностьне требовать доказательств невиновности, а доказать вину.
Еще одна классификация норм права построена на зависимости от того, кто «сотворил» ту или иную норму. В качестве критерия используются субъекты правотворчества.
Норма может исходить от народа,и в этом случае народ —творец, создатель нормы; в норме заложена его прямая воля. Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных аниях и называются референдумными.
В России к подобным нормам можно отнести все конституционныенормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного ания.
В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г.
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу» [16].
Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.
Еще почитать: Договор поставки товара образец 2019 для поставщика
Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям» [15].
Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».
2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.
Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулировании. Примером таких норм служат предписания ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда, и др.
Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.
Запрещающие нормы — полиции запрещено применение специальных средств в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, несовершеннолетних и т.п.; запрет самовольных, т.е. без надлежащего разрешения, действий, осуществляемых на лесных участках (ст. 7.9 КоАП).
Примеры норм права
Виды конституционно-правовых норм
· основы конституционного строя;
· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
· федеративное устройство РФ;
· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);
· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;
· закрепленные в подзаконных актах — указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.
Примеры управомочивающих норм в конституции рф с комментариями
Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.
) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г.
приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.
По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).
В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.
а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.).
Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.
Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права.
Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.
Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.
Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий.
Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм.
Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства).
Все нормы, которые содержатся в актах, исходящих от органов исполнительной власти, принято называть подзаконными нормами.
В странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США и др.) нормы могут формулироваться судьями, т.е. исходят от судебной ветви власти. Это нормы судебных прецедентов.
Норма права (т.е. правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована. Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме. Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует.
Важно Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации…». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».
3. Материальные нормы — предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована: «Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.
физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Также в качестве примера можно привести п.
республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3);
«гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст.
Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Примеры императивных норм в конституции рф
Внимание
Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».
3. Материальные нормы — предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.
5.
нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.
Важно
Обязывающие нормы права примеры из конституции рф
Виды правовых норм
В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы. Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право.
Если у обвиняемого есть
не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут
не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.
Еще одна классификация норм права построена на зависимости от того, кто «сотворил» ту или иную норму.
Нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям.
В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.
РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).
По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.
Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно.
Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм.
Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.
Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст.
71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103
Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний.
Например, норма ст.Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда, и др.
Дефинитивные нормы примеры из конституции рф
Общепринятые нормы Распространяются в одинаковой степени на всех участников правовых отношений во всех сферах Специальные нормы Действуют в рамках отельных правовых отраслей и институтов с учетом их специфики. Одной из разновидностей таких норм являются дефинитивные
- Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
- Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
- Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.
Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей.
Данные нормы могут быть: управомочивающие — предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; обязывающие — вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие — устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.
Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст.
39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст.
109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
- выполняют значимую роль в области правового регулирования;
- обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
- ясно и конкретно определяют волю государства;
- способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
- выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
- юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.
Обратите внимание ={amp}gt; Как начисляют пенсию за неполный месяц
В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права.
На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст.
41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).
Примеры материальных норм в конституции рф
Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».
4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.
Управомочивающиенормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.
Примеры регулятивных норм в конституции рф
Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: если законодатель формулирует в норме чью-то обязанность, то мы одновременно видим «сквозь эту норму» и чье-то соответствующее право.
Так, родители обязаны обеспечить детям основное общее образование. Это означает, что дети имеют право требовать такого образования, получить его.
Инфо
Граждане обязаны платить налоги, следовательно, государство имеет право требовать и получать налоги.
Получается, что мы видим в формулировке нормы «больше, чем там действительно и прямо написано»: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность — мы видим также и право. Мы начинаем более глубоко понимать волю законодателя.
Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей.
Фраза «запрещается делать то-то» равна фразе «обязан не делать то-то». Так, каждому запрещается подвергать людей пыткам.
Конституционное право
Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных голосованиях и называются референдумными. В России к подобным нормам можно отнести все конституционные нормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного голосования.
Норма может исходить от законодателя.
Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм.
Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства).
Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);
б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г.
«О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).
в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия.
Например, согласно ч. 5 ст.
обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч.
3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).
В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст.
3. Учредительный характер предписаний — они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов.
Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е.
- Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст.
Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.
Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст.
Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др.
Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.
б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.
1. Государственное право Российской Федерации / Под ред.
О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81)
Примеры обязывающих норм
Основное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 43)
Каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44)
Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57)
Примеры управомочивающих норм Каждый имеет право на тайну переписки и т.п. (ст. 22)
Каждый имеет право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27)
Граждане имеют право избирать и быть избранными (ст. 32)
Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст.
Мы начинаем более глубоко понимать волю законодателя.
Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей. Фраза «запрещается делать то-то» равна фразе «обязан не делать то-то». Так, каждому запрещается подвергать людей пыткам.
Это означает: каждый обязан не подвергать людей пыткам. А люди, соответственно, имеют право, чтобы их не пытали. Любые пытки — нарушение прав человека и гражданина.
В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы.
Главная / Тестовая рубрика / Нормы права примеры из конституции Нормы права примеры из конституции Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.
2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст.
Примеры запрещающих норм в конституции рф
Императивные, в которых, правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;
2. Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации…». Или (ч. 1 ст.